Ситуация в Ливии /сентябрь 2007г./

В сентябре Ливия стала центральным местом приложения международных усилий, направленных на урегулирование кризиса в суданской провинции Дарфур. 8 сентября в Джамахирию прибыл генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун для встречи с лидером ливийской революции Муамаром Каддафи, которого международное сообщество призвало сыграть ключевую роль в вопросах урегулирования кризиса в Дарфуре.

Ливия была завершающим остановочным пунктом в африканском турне генсека ООН, в ходе которого он ранее посетил Судан и Чад. Целью поездки было оказать содействие мирному урегулированию в Дарфуре — регионе на западе Судана, 4-летняя гражданская война в котором фактически уже затронула соседние страны. Предполагается, что проблемы, связанные с Дарфуром, будут решаться на переговорах между сторонами внутрисуданского конфликта. Они должны пройти 27 октября в Триполи. О дате и месте переговоров между суданскими властями и различными фракциями повстанцев было объявлено в Хартуме по завершении переговоров между президентом Судана Омаром аль-Баширом и генсеком ООН. Подобных переговоров /между Хартумом и повстанцами/ не проводилось с 2006г.

«Мы хотели бы, чтобы встреча в Триполи была завершающей на пути урегулирования кризиса в Дарфуре», — заявил Пан Ги Мун сопровождавшим его журналистам при перелете из Нджамены в Сирт. Он утверждал при этом, что Каддафи явлется важной фигурой, которая могла бы сыграть ключевую роль в решении региональных проблем. По мнению генсека ООН, в процессе мирного урегулирования в Дарфуре должны также участвовать Египет, Эритрея и Чад.

Ранее, в августе, представители восьми повстанческих суданских группировок встретились в Аруше /Танзания/ с тем, чтобы выработать совместную позицию перед переговорами в Триполи. На встрече однако отсутствовал видный повстанческий деятель Абдулвахид Нур, проживающий в изгнании в Париже. Необходимо пояснить, что Триполи далеко неслучайно был выбран местом внутрисуданских переговоров, поскольку считается, что ряд повстанческих группировок, включая организацию А.Нура, направляется и поддерживается из Ливии. Отвечая на вопрос, будет ли Ливия использовать свое влияние для того, чтобы убедить А.Нура участвовать во встрече в Триполи, Пан Ги Мун заявил о необходимости «использовать все возможные пути, включая М.Каддафи». «Мы надеемся преуспеть в этой, — заявил в свою очередь встречавший генсека ООН ливийский министр по африканским делам Али Трики. — А.Нур должен приехать /в Триполи/. Никто не может позволить себе сказать слово «нет». Мы должны будем плотно работать для того, чтобы добиться успеха этой встречи и достичь мирного урегулирования».

Согласно данным ООН, за время конфликта в Дарфуре, разразившегося в феврале 2003 года, погибли 200 тысяч человек, около 2 млн стали беженцами. Официальный Хартум отвергает эти данные и утверждает о «всего» 9 тысячах погибших. На переговорах в Хартуме Пан Ги Мун добился согласия О.аль-Башира на развертывание в Дарфуре совместной миротворческой операции ООН и Африканского союза. Ранее Хартум категорически отказывался давать согласие на ввод миротворцев. Планируется, что в Дарфуре, имеющем такую же площадь, как Франция, будет развернуто 26 тысяч военнослужащих, главным образом — из африканских стран.

8 сентября в Сирте состоялась 90-минутная встреча между Каддафи и Пан Ги Муном. По ее завершении генсек ООН в заявлении для прессы утверждал, что заручился поддержкой лидера ливийской революции в его усилиях по достижению мира в Дарфуре. По словам генсека, Каддафи заверил его, что он «сделает все возможное для того, чтобы руководители повстанческих движений сели за стол переговоров».

Ливия вплотную занялась еще одной региональной «горячей» точкой, возникшей в связи с возобновлением вооруженной борьбы туарегов за свои права в Мали и Нигере. 14 сентября вооруженные туареги из группировки Ибрагима Аг Баханги атаковали малийский населенный пункт Тинзаутин на границе с Алжиром в 2 тыс.км к северо-востоку от Бамако, сорвав тем самым хрупкое перемирие, заключенное двумя неделями ранее. В ходе первой вспышки боевых действий туарегам удалось захватить в заложники до 30 военных и гражданских лиц. В обмен на освобождение заложников Баханга требует вывода из региона Тинзаутина малийских войск.

За два дня до нападения на Танзаутин туареги обстреляли американский военно-транспортный самолет, который выполнял рейс по тыловому обеспечению малийских войск. Последние при содействии США пытаются не допустить появления в северных районах страны формирований «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Американцы находились в Мали в рамках многонациональных учений «Флинтлок-2007», проводившихся по курируемой США программе «Транссахарского партнерства по борьбе против терроризма».

После того, как туареги заминировали автодорогу, связывающую Танзаутин с югом страны, малийские военные в этом населенном оказались в полной изоляции. Атаку на Танзаутин местные наблюдатели связывают со стремлением туарегов оседлать проходящие в этой районе торговые пути, связывающие страны Магриба и Сахеля.

Аналогичную активность демонстрируют в последние месяцы и туареги из Нигера, объединенные в Движение нигерийцев за справедливость /ДНС/. Еще в июне они захватили в плен 72-х военнослужащих правительственных войск. Позднее 39 из них были освобождены при посредничестве Международного Комитета Красного Креста и Ливии. 17 сентября при содействии Ливии туареги освободили еще 14 солдат. Это было сделано в ответ на личную просьбу М.Каддафи к лидерам ДНС. Тем не менее туареги в Нигере продолжают вооруженную борьбу. 7 сентября они атаковали военную базу в Агхарусе, захватив при этом в плен шестерых военнослужащих. Особую активность ДНС проявляет в регионе Агадеза, где находятся урановые шахты. Главные требования ДНС касаются более справедливого распределения доходов от эксплуатации национальных богатств, а также предоставления туарегам возможности служить в национальной армии и заниматься политической деятельностью.

Пока движения туарегов Мали и Нигера действуют порознь. Однако в Бамако опасаются, что такое положение продлится недолго, что еще больше осложнит ситуацию в регионе. В начале сентября в Ливии побывал с визитом президент Мали Амаду Тумани Туре. По итогам встречи с Каддафи было решено созвать в Триполи встречу глав стран Сахеля, на территориях которых проживают туареги, с тем, чтобы обсудить «вопросы безопасности» в зоне, где кроме туарегов активно действуют формирования АКМ. Однако дата встречи пока не определена.

Общее резюме из всех этих миротворческих усилий Ливии такое: складывается впечатление, что, возможно, Ливия искусственно подогревает конфликты в некоторых соседних странах с тем, чтоб затем поднимать свой международный авторитет и значимость, выступая в качестве посредника в урегулировании этих конфликтов.

Из экономических новостей следует отметить объявление об участии 35-ти иностранных компаний в предстоящем тендере на разработку 41-го блока на предмет добычи природного газа. Среди прошедших предварительную квалификацию для участия в конкурсе компаний фигурируют, в частности, российские «Газпром», «Лукойл», НОВАТЕК. Предполагается заключить порядка десяти контрактов между ливийской Национальной нефтяной компанией и зарубежными партнерами на разработку 41-го блока, находящихся как на ливийском шельфе, так и в районах Сирта /север страны/, Гдамеса и Мурзака /юг/ и Киренаика /восток/. Общая площадь выставленных на тендер блоков — 72,5 тыс.кв км. Ожидается, что результаты тендера будут объявлены 9 декабря. Речь идет об уже четвертом тендере по добыче углеводородов в Ливии и первом, касающемся исключительно добычи природного газа.

Вокруг Ливии в сентябре разгорелся рыболовный скандал, связанный с выловом в ее прибрежных водах тунца. Защитники природы забили тревогу, когда в этих водах появились десятки французских, итальянских, тунисских и турецких судов, которые вели промысел под ливийским флагом. Такое право иностранные компании получили после того, как взяли в совладельцы ливийских партнеров. Впрочем, в подобной «проделке» судя по всему виноваты не только ливийцы. Как известно, Евросоюз в связи с истощением запасов тунца в июне с.г.сократил на 10 проц. квоту государств-участников Союза. Однако у Ливии нет как судов для промысла, так и никаких технических средств для контроля за объемами лова, вот почему иностранцы не побрезговали флагом Джамахирии для того, чтобы получить прибыль в обход жестких норм ЕС.

В настоящее время европейцы легально вылавливают около 30 тыс.тонн тунца в год, еще 20 тыс.тонн приходится на нелегальный промысел.

В сентябре раздалось несколько отзвуков дела о шести болгарских медработниках. Как заявил в Софии соавтор открытия вируса СПИДа французский ученый Люк Монтанье, необходимо раскрыть всю правду об эпидемии СПИДа в Ливии, по обвинению в провоцировании которой шестеро были дважды приговорены к смерти. Медработники были экстрадированы 24 июля из Ливии в Болгарию и там помилованы болгарским президентом. «Наша задача не завершена. Болгары до сих пор находятся под ливийским обвинением в этом преступлении. Я надеюсь, что мы сможем продолжить нашу исследовательскую работу независимо от политических аспектов этого дела в тем, чтобы их невиновность была признана повсеместно», — заявил Монтанье. В 2003г., когда француз выступал свидетелем на процессе по делу «шестерки», он прямо заявил, что эпидемия СИПДа в больнице Бенгази вспыхнула задолго до появления в ней болгар, и что она была вызвана отсутствием элементарных норм санитарии в этом медучреждении. Заангажированный ливийский суд не прислушался к его голосу, однако он был услышан мировым сообществом и поднял волну солидарности с болгарами.

52.32MB | MySQL:106 | 0,751sec