Подход ФРГ к сирийской проблеме в свете визита в страну госсекретаря США М.Помпео

Стартовавший в среду визит в Германию госсекретаря США М.Помпео имеет обширную повестку дня, включая вопросы поддержания трансатлантического единства в целом и соотношения оборонного бюджета ФРГ со стандартами НАТО в частности, а также ближневосточную проблематику. В рамках последней наибольший интерес вызывает, пожалуй, сирийское направление. Связано это, прежде всего, с ранее озвученным предложением федерального министра обороны А.Крамп-Карренбауэр о создании зоны безопасности в Сирии. Оно, в свою очередь, в более широком смысле демонстрирует готовность ряда политических в стране в целом наращивать свое зарубежное присутствие.

Суть инициативы сводилась к необходимости  создать защищенную зону на севере САР, находящуюся под международным контролем. При этом для совместной с ФРГ работы, по замыслу главы оборонного ведомства, предполагалось привлечь Францию, Великобританию, Россию и Турцию, а вот о вовлечении США напрямую сказано не было ничего. Впрочем, это далеко не единственная составляющая проекта, вызывавшая споры.

Со стороны МИД Германии и младшей коалиционной партии СДПГ последовало заявление о том, что они не были заранее должным образом ознакомлены с проектом. Более того, данный шаг стал восприниматься как вмешательство Министерства обороны во внешнеполитические полномочия. Вместе с тем, полностью отвергать эту идею оказалось крайне проблематично, поскольку она была направлена на защиту курдов. А запрос на это в германской политике оказался высок, как в силу борьбы между партиями, так и под давлением общественности. В частности, немецкий политик, заместитель председателя Европарламента К.Барли, также представляющая СДПГ, подчеркнула, что необходимо поддерживать все, что помогает курдскому населению.

Спорным оказался и вопрос о том, какие силы со своей стороны планирует задействовать Берлин. Ранее со стороны представителя СДПГ Ф.Фельгенрау последовал комментарий, согласно которому военнослужащие Бундесвера и без того перегружены. Ситуация обострилась, когда стало известно, что  в Сирии во время турецкой операции был убит гражданин Германии, присоединившийся к курдским «Силам народной самообороны» (СНС) предположительно в 2016 г. Это, как минимум вторая подобная жертва. А в целом, согласно данным парламентских запросов, численность немцев, отправившихся в САР добровольцами для борьбы с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), превышает 180 человек. При этом в самом обществе такого рода активность, судя по публикациям в СМИ, зачастую находит одобрение.

Соответственно, не исключено, что повышение роли Бундесвера в целом может получить необходимую поддержку, особенно принимая во внимание задачу обеспечения сдерживания возвращения боевиков ИГ в Европу. Именно эти тезисы, без упоминания САР А.Крамп-Карренбауэр использовала в опубликованном на этой неделе интервью Suddeutsche Zeitung. В нем политик отметила, что страна ранее лишь присоединялась к миссиям, не всегда используя при этом весь спектр имеющихся ресурсов и возможностей. При этом касаясь темы неизбежной критики риска возрастания потерь в зарубежных миссиях Бундесвера, министр обороны отметила важность решения неких универсальных задач, среди которых борьба с нелегальной миграцией и терроризмом. Правда, эту часть она проиллюстрировала на примере Сахеля.

Таким образом, ФРГ в лице А.Крамп-Карренбауэр отвечает на критику президента США Д.Трампа, обвинившего европейского партнера в том, что он не готов брать на себя основную ответственность за поддержание мира. И если сама по себе идея зоны безопасности, как кажется, не прижилась, то вот расширение участия европейцев в конфликте, вытекающее из предложения о создании большой коалиции с привлечением Великобритании и Франции, вполне отвечает запросам американской стороны, равно как и расширение присутствия Бундесвера. При этом не случайно, что все эти идеи были озвучены и суммированы параллельно с визитом М.Помпео.

Вместе с тем очевидно, что в большей степени  активность министра обороны направлена на повышение своей собственной популярности, которая, надо сказать, растет в то время как министр иностранных дел Х. Маас несколько сдает позиции, тем самым ухудшая ситуацию для СДПГ. При таком раскладе не исключено, что конфликт между коалиционными партиями будет нарастать, а это, в свою очередь, становится серьезной основой для ожесточенных дебатов по таким вопросам, как продление мандатов зарубежных миссий и экспорт вооружений из ФРГ в третьи страны.

52.18MB | MySQL:103 | 0,486sec