Израильские эксперты о политике Израиля в отношении сектора Газа

На границе сектора Газа с Израилем в пятницу 7 ноября этого года на протест вышли около 6000 палестинцев. Несколько сотен человек устроили беспорядки, бросали камни, зажигательные бомбы и взрывчатку в военнослужащих Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Один израильский бронетранспортер был подожжен  «коктейлем Молотова», но никто не пострадал. Протестующие также попытались повредить пограничный забор безопасности, на что израильские военные ответили слезоточивым газом и открывали огонь. В Министерстве здравоохранения в Газе заявили, что 69 демонстрантов получили ранения, в том числе 29 огнестрельных.

В прошлую пятницу беспорядки палестинцев на границе сопровождались ракетным обстрелом Израиля. В ответ израильские военные нанесли воздушные удары по объектам ХАМАСа в секторе Газа, в результате которых, по сообщениям, был убит один палестинец и двое ранены.

Акции протеста под названием «Марш возвращения» вдоль забора безопасности проводятся еженедельно с марта 2018 года. Израиль обвиняет руководство «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС), правящего в секторе Газа с 2007 года, в том, что они используют эти массовые демонстрации для нападений на военных и для попыток прорыва забора безопасности, по сути, израильской границы.

Неназванный высокопоставленный представитель ХАМАСа сообщил израильской газете Haaretz, что запуск ракет был осуществлен без одобрения руководства ХАМАСа и не был произведен какой-то крупной палестинской организацией, действующей в анклаве. Ссылаясь на палестинские источники, израильский 13-й канал сообщил, что ХАМАС дистанцировался от ракетного обстрела и сообщил египетским посредникам (участвующим в урегулировании конфликта между Газой и Израилем), что ведет расследование с целью найти виновных. Также в пятницу силы безопасности ХАМАСа в Газе пресекли попытку трех подозреваемых джихадистов проникнуть в Египет, они были арестованы после перестрелки.

В СМИ появилась информация о том, что эти трое были палестинскими членами «экстремистской салафитской группировки». Этот термин используется для обозначения сторонников иностранных джихадистских движений. В августе этого года в результате двух одновременных нападений смертников из Газы, принадлежащих салафитским группировкам, погибли три сотрудника полиции Газы. Небольшие экстремистские группы также обвиняются в периодических ракетных обстрелах Израиля[i].

По мнению Коби Михаэля и Йоханана Цорефа, израильских экспертов Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, ракеты, запущенные по Сдероту и приграничным израильским районам «Палестинским исламским джихадом» в ночь на 1 ноября 2019 года, более остро ставят перед Израилем вопрос о линии поведения в отношении сектора Газа. Эта атака стала еще одним свидетельством усиления «Палестинского исламского джихада», что влияет на статус ХАМАСа, стабильность и безопасность в прибрежном палестинском анклаве и перспективы достижения соглашения с Израилем. Для правительства в Газе усиление другой группировки является провокацией, т.к. в этом случае ХАМАС как «движение сопротивления» по факту предстает в виде организации, которая не ведет активного «сопротивления»[ii].

Усиление «Палестинского исламского джихада» в секторе Газа поддерживается и обеспечивается Ираном. Это отражается в попытках группировки бросить вызов ХАМАСу и проводить независимый от него курс, особенно в том, что касается соглашений о перемирии с Израилем и отношений ХАМАСа с другими группировками в секторе Газа. На этом фоне Израиль должен определиться с политикой, которую он будет проводить в отношении анклава. Если израильское руководство намерено и дальше изолировать сектор Газа от Западного берега р. Иордан, необходимо установить мир в регионе и достичь договоренностей с правящим в Газе движением, что означает компромисс с точки зрения ослабления блокады Сектора. Такой сценарий обязывает Израиль, сдерживая ХАМАС и наказывая за нарушение договоренностей, сохранить способность движения управлять и сдерживать группировки внутри анклава, стремящиеся сорвать достигнутые договоренности и нарушить установившееся спокойствие.

Как отмечают израильские эксперты, сам факт наличия прямого диалога между Египтом и «Палестинским исламским джихадом» сам по себе свидетельствует о повышении статуса организации. Высокопоставленная делегация «Палестинского исламского джихада» недавно завершила визит в Каир по просьбе руководства египетской разведки, которое занимается проблемой Газы. Делегация была приглашена вне рамок переговоров, проводимых египетской разведкой с палестинскими группировками во главе с ХАМАСом, с целью усиления взаимодействия между ними, главным образом для предотвращения эскалации внутри и вокруг Сектора. В состав делегации «Палестинского исламского джихада» вошли Зияд аль-Нахала, генеральный секретарь организации в Газе, высокопоставленные политические деятели Мухаммед аль-Хинди и Нафиз Аззам, а также три командира вооруженного крыла «Сарая аль-Кудс», в том числе Баха Абу аль-Ата, который ответственен за несколько ракетных атак по Израилю, которые не были согласованы с руководством. Визит состоялся на фоне опасения Египта, что «Палестинский исламский джихад» проигнорирует достигнутую при посредничестве египтян договоренность между Израилем и ХАМАСом. В Каире также обеспокоены нарушением группировкой политики сдержанности ХАМАСа, руководство которого в свою очередь проявляет нерешительность в обеспечении проведения этой политики. Египет даже освободил 81 боевика «Палестинского исламского джихада», некоторые из которых вернулись в Газу вместе с делегацией.

Усилия Египта по обеспечению безопасности в секторе Газа свидетельствуют об обеспокоенности Каира тем, что напряженность между Ираном и Израилем отразится и на этом районе. Положение «Палестинского исламского джихада» в Газе зависит от помощи, получаемой от Ирана, который рассматривает организацию в качестве инструмента влияния на палестинских территориях и на Израиль. По мнению экспертов INSS, эта группировка не сможет проигнорировать требование Ирана принять меры против Израиля в случае начала регионального конфликта с участием Ирана. Усиление группировки со времени ущерба, нанесенного ей во время израильской военной операции «Несокрушимая скала» в 2014 году, включая ее нынешний арсенал ракет и ракеты большой дальности, стало результатом деятельности Ирана.

По мнению израильских экспертов, иранская помощь также привела к повышению статуса группировки на палестинских территориях. Иногда, отступая от своего традиционного сепаратизма, «Палестинский исламский джихад» даже выступил в качестве посредника между ХАМАСом и ФАТХом и пытался возглавить объединенные действия группировок в секторе Газа. «Палестинский исламский джихад» стал второй по величине группой сопротивления в Секторе, позиции и возможности которой нельзя игнорировать. Генеральный секретарь Зияд аль-Нахала, который имеет тесные связи с Ираном и проживает в шиитском пригороде Бейрута, последовательно выступает за активизацию действий против Израиля, призывая Палестинскую администрацию игнорировать подписанные соглашения с Израилем, а палестинцев в целом – отказаться от идеи выборов в ПНА или шагов, ведущих к межпалестинскому согласию.

Эксперты INSS полагают, что ХАМАС давно усвоил насколько это трудно, вести насильственную борьбу против Израиля и одновременно выполнять гражданские обязанности правительства. Со времени операции «Несокрушимая скала», руководство движения создавало каналы связи с арабскими и исламскими государствами, а также международными организациями на Западе. У него есть внешняя политика по отношению к России и арабским странам, которая, в отличие от политики ПНА, заключается в отказе признать Израиль и достичь окончательного урегулирования. В то же время руководство ХАМАСа готово к временному соглашению с Израилем, хотя и поддерживает идею о продолжении вооруженной борьбы против еврейского государства, и настаивает на существенном ослаблении блокады сектора Газа. Население анклава, которое рассматривает ХАМАС в качестве ответственного за все, что там происходит, нуждается в следующем: в улучшении инфраструктуры водоснабжения, электроснабжения и канализации; возможности более свободного въезда и выезда из Газы; решении проблем с трудоустройством и гарантированного ежемесячного притока средств для поддержки большого количества безработных.

Даже если деятельность «Палестинского исламского джихада» против Израиля иногда была выгодна ХАМАСу, усиление этой организации становится вызовом властям в Газе. Эта организация выставляет ХАМАС в свете «движения сопротивления», лишенного действенного «сопротивления». ХАМАСовцы вынуждены бороться с проблемой в виде таких группировок, не подрывая своего собственного имиджа лидера сопротивления и стабильности на местах. Поэтому до настоящего времени руководство ХАМАСа избегало агрессивных и масштабных действий против членов «Палестинского исламского джихада», которые нарушили договоренности с Израилем, особенно в результате ракетных обстрелов. Члены группировки были арестованы, но такие шаги были менее резкими, чем те, которые были предприняты против салафитов, действующих в анклаве. В 2015 году ХАМАС даже разрушил используемую салафитами мечеть  Аль-Матхабин в городе Дир Эль-Балах в центральной части анклава[iii].

На данный момент, полагают израильские эксперты, ХАМАС опирается главным образом на сдерживание, учитывая при этом давление со стороны общественного мнения в Секторе, которое настроено против усиления конфронтации с Израилем. ХАМАС поощряет позицию авторитетных исламских богословов, которые запрещают независимые, мошеннические действия против еврейского государства.

Ослабленное движение ХАМАС служит интересам Израиля в плане возобновления эффективного контроля ПНА над сектором Газа. Для Махмуда Аббаса «Палестинский исламский джихад», по мнению экспертов INSS, является менее серьезной проблемой, чем ХАМАС. Тем не менее, весьма сомнительно, что ПНА попытается взять власть в Секторе, даже если нынешнее руководство анклава будет значительно ослаблено, до тех пор, пока не будет политического прорыва в отношениях с Израилем. К тому же существует риск того, что такой шаг будет воспринят как поддержанная Израилем агрессия, а значит, на данном этапе он не реализуем.

Следовательно, у Израиля есть три основных альтернативы: сохранить статус-кво в отношении ХАМАСа и сектора Газа; провести военную операцию в Газе; заключить соглашение с ХАМАСом. Сохранение нынешней ситуации сопряжено с высоким риском перерастания в масштабную военную кампанию, которая может привести к хаосу в Секторе. В нынешних условиях Израиль не заинтересован в эскалации напряженности и начале вооруженного конфликта, поэтому договоренности являются наименее проблематичной альтернативой. В этом случае стабилизируется ситуация в области безопасности, и будут созданы условия для решения гуманитарного кризиса в Газе, к тому же реализация соглашений приведет к уменьшению вражеского потенциала «Палестинского исламского джихада» и, как следствие, влияния Ирана в Секторе.

Эксперты INSS полагают, что Израилю необходимо предпринимать следующие меры:

— жестко наказывать ХАМАС всякий раз, когда кто-либо в секторе Газа пересек «красные линии», установленные Израилем;

— Израиль должен значительно улучшить гуманитарную ситуацию в Газе с акцентом на инфраструктуру;

— решить проблему с занятостью в анклаве, в том числе обеспечить контролируемый въезд палестинских рабочих в Израиль;

— способствовать развитию местного сельскохозяйственного и промышленного производства;

— координировать усилия с Египтом по дальнейшему смягчению режима передвижения людей в сектор Газа и из него.

Соглашение между Израилем и ХАМАСом по стабилизации ситуации с безопасностью, будет стимулировать реализацию обозначенных выше мер, а их практическое применение ослабит разрушительный потенциал «Палестинского исламского джихада» и, по сути, иранского влияния в секторе Газа.

[i] Thousands of Palestinians protest on Gaza border; 69 wounded in riots, clashes // The Times of Israel. 08.11.2019 — https://www.timesofisrael.com/thousands-of-palestinians-protest-on-gaza-border-69-wounded-in-riots-clashes/

[ii] The Islamic Jihad and the Israeli Dilemma in the Gaza Strip // INSS. 05.11.2019 — https://www.inss.org.il/publication/the-islamic-jihad-and-the-israeli-dilemma-in-the-gaza-strip/

[iii] ХАМАС уничтожил мечеть сторонников «Исламского государства» в секторе Газа // 9-й канал. 04.05.2015 — https://www.9tv.co.il/news/2015/05/04/203239.html

52.2MB | MySQL:103 | 0,487sec