О планах по проведению частичной приватизации компании Saudi Aramco

В начале текущего месяца мировые СМИ сообщили о намечающемся 17 ноября проведении размещения акций (initial public offering, IPO) крупнейшей саудовской компании Saudi Aramco на фондовых биржах. Данный шаг не является неожиданностью, так как он был заявлен наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом еще в 2016 году. Частичная приватизация данной компании была заложена весной 2016 года в программу экономических реформ «Саудовское видение-2030».

Напомним основные пункты данной программы, нацеленной на то, чтобы придать Саудовской Аравии статус одного из мировых экономических лидеров. Напомним основные пункты этой программы. Во-первых, наследный принц Мухаммед бен Сальман подчеркнул, что факт нахождения на территории королевства Мекки и Медины ставит КСА в особое положение в арабском и мусульманском мире. Во-вторых, принц обозначил географически центральную позицию Саудовской Аравии в мировой торговле, заявив, что КСА имеет выход к трем морям, через которые проходят 30% мировых коммерческих потоков. Два из этих морей – Красное море и Персидский залив. Не совсем понятно, какой третий морской бассейн принц имел в виду. Мухаммед бен Сальман предложил создать транспортную магистраль из Египта в Саудовскую Аравию для оживления потоков по Суэцкому каналу. В-третьих, создание суверенного фонда богатства размером в 200 млрд долларов путем продажи 5% акций крупнейшей в стране нефтяной компании Saudi Aramco. Доходы от ее продажи должны пойти на инвестиционные вложения по всему миру. В качестве положительных примеров саудовского инвестирования за рубежом были выделены согласованные инвестиции в экономику России размером в 10 млрд долларов и приобретения 38% акций южнокорейской компании Posco constructing and engineering Co. В-четвертых, создание новых рабочих мест для саудовских граждан и упорядочивание иностранной рабочей силы. Основными путями здесь являются поддержка мелкого и среднего бизнеса, предложение саудитам тех работ, которые раньше были зарезервированы за иностранцами, прекращение нелегальной иммиграции. Для ценных и квалифицированных иностранных кадров Мухаммед бин Сальман предусматривает легализацию  с помощью выдачи видов на жительство, аналога американских green cards. В-пятых, диверсификацию экономики. В частности, предлагается создать 90 тысяч рабочих мест в горнодобывающем секторе, учитывая то, что КСА занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам урана. Предусматривается также особое внимание к возобновляемым источникам энергии. В-шестых, поощрение туризма, прежде всего мусульманского паломничества, но и светского туризма тоже. Ставится задача довести к 2030 году число паломников в Мекку с 9,5 до 30 млн человек. В-седьмых, создание собственного военно-промышленного комплекса, способного частично заместить импорт вооружений. Много слов было сказано также об увеличении  благосостояния саудитов, повышении качества жилищных условий и медицинских услуг. Позже к этой программе добавились несколько мегапроектов, таких как строительство высокотехнологичного города Неом в аравийской пустыне.

Однако реальные доходы королевства не позволяют профинансировать эти амбициозные проекты. Дефицит саудовского бюджета за 2018 год достиг 80 млрд долларов. Одним из путей пополнения бюджета остается приватизация госкомпаний, прежде всего, частичное акционирование Saudi Aramco, крупнейшей и в некотором смысле государствообразующей корпорации КСА. 3 ноября на пресс-конференции в Эр-Рияде президент Saudi Aramco Амин Насер и председатель правлении этой компании Ясир аль-Румайян огласили планы выставить 17 ноября на торгах на саудовской бирже Тадаввуль, базирующейся в Эр-Рияде, 2% акций компании. Они предназначены для покупки саудовскими инвесторами, включая богатых граждан КСА, банки и финансовые компании. Еще 3% акций Saudi Aramco будут, по словам ее топ-менеджеров, размещены на международных биржах.

Компания Saudi Aramco является гигантом мирового топливно-энергетического комплекса. На ее долю приходится 10% мировой добычи нефти. Прибыль компании за 2018 год составила 119 млрд долларов, что больше прибылей компаний Apple, Google и Exxon Mobile вместе взятых. В целях привлечения клиентов компания обнародовала свои доходы за девять месяцев 2019 года. Они составили 68 млрд долларов. Необходимо отметить, что в годы руководства компанией ее предыдущего президента Али ан-Наими был предприняты серьезные усилия по диверсификации деятельности Saudi Aramco. Крупнейшая нефтяная компания КСА успешно инвестировала средства в downstream-проекты: в нефтехимию, а также в нефтепереработку в США, Китае, Японии, Индонезии.

В то же время саудовские и иностранные эксперты так и не сошлись во мнениях по поводу оценки капитализации компании. Официальные саудовские оценки дают цифру 1,7 трлн долларов. Изначально саудовское руководство оценило эту компанию в 2 трлн долларов.  Постоянное откладывание проведения приватизации доли ее акций объясняется некоторыми международными исследователями желанием Мухаммеда бен Сальмана выставить акции по этой первоначальной цене.    В то же время американские эксперты агентства Bloomberg настаивают на том, что общие капиталы компании составляют 1,2 трлн долларов.

Эксперт Европейского совета по международным отношениям Синтия Бьянко отмечает, что «Важной функцией домашнего IPO является создание доверия к компании на международном рынке». Кристиан Ульрихсен, исследователь из Института Бейкера, многие годы занимающийся экономикой Саудовской Аравии, считает, что при проведении домашнего IPO власти Саудовской Аравии надеются найти компромисс между западными оценками и пожеланиями наследного принца Мухаммеда бен Сальмана.      В то же время ряд международных экспертов сомневаются в эффективности выставления на продажу акций компании на внутреннем рынке прежде зарубежного IPO. Элен Вальд, автор книги Saudi Incorporated отмечает по этому поводу: «Размещение акций на внутреннем рынке без твердых планов зарубежного IPO грозит в случае падения мировых цен на нефть или иных форс-мажоров  обрушить саудовский фондовый рынок, так как стоимость акций Saudi Aramco гораздо больше стоимости всех иных ценных бумаг, обращающихся на бирже Тадаввуль.

Кроме экономических рисков акционирования компании существуют и серьезные политические риски для ее будущих акционеров. Это, во-первых, угроза безопасности объектам саудовского ТЭК в контексте военно-политической нестабильности в регионе Персидского залива, а также продолжающегося кризиса в отношениях Ирана с США и Саудовской Аравией. 14 сентября состоялись беспрецедентные нападения на объекты структуры нефтегазового сектора Саудовской Аравии. Нападениям дронов и крылатых ракет подверглись месторождение Хурейс и промышленный комплекс в Абкейке. Данный комплекс включает в себя нефтеперерабатывающий завод и завод по очистке нефти от примесей (18 процессионных установок), после чего она поступает на экспорт. Это беспрецедентное нападение вызвало временную остановку в работе крупнейших объектов ТЭК КСА, в результате чего поставки на внешний рынок нефти от этого крупнейшего экспортера сократились на 5,7 млн баррелей в день. Ничего подобного с саудовским нефтяным экспортом и энергетической промышленностью не происходило в ходе предыдущих серьезных кризисов на Ближнем Востоке: в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов, войны в Заливе 1991 года и американской агрессии в Ираке в 2003 году.

Во-вторых, серьезным политическим риском уже для саудовского руководства является стремления американской администрации контролировать экономику КСА и  все ее крупные финансовые потоки. Изначально саудовское правительство планировало проведение IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Таким же было и пожелание президента США Дональда Трампа. Однако в последний момент саудовские власти поменяли изначальный план и решили выставить акции на Лондонской бирже, не подчиняющейся юрисдикции США. Причиной было желание не подпасть под вероятное применение американского закона JASTA, постулирующего ответственность Саудовской Аравии  за теракты 11 сентября 2001 года. В этом случае прибыль от продажи акций может быть конфискована в качестве компенсаций родственников жертв теракта. Таким образом, налицо опасение Эр-Рияда перед американским финансовым пиратством.

Пока рано говорить о возможных результатах продажи пакета акций крупнейшей саудовской компании. В случае позитивного результата экономика КСА может получить значительный дополнительный доход, который будет использован для модернизационных проектов. В то же время неблагоприятная геополитическая ситуация способна существенно снизить положительный эффект этой акции.

52.2MB | MySQL:103 | 0,494sec