Оценки китайских специалистов мобильных зенитно-ракетных систем турецкого производства

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган Китайской оружейной промышленной корпорации) отмечают, что после успешного подписания контракта между Москвой и Анкарой на поставку двух полковых комплектов зенитно-ракетной системы С-400 турецкие производители вооружения для подразделений войсковой ПВО ускорили работы по созданию мобильных зенитно-ракетных комплексов «Хисар-А» и «Хисар-О». Известно, что ЗРК серии «Хисар» созданы при совместных усилиях конструкторов двух турецких компаний «Рокетсан» и «Аселсан».

Указанные комплексы турецкого производства, прежде всего, отличаются по дальности и высоте перехвата воздушной цели. Так, ЗРК «Хисар-А» предназначен для борьбы с воздушными целями (самолетами с прямым крылом, вертолетами, крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами) на малых и средних высотах до 5 км и на дальности до 15 км.

Пусковая установка и основная радиолокационная станция ЗРК «Хисар-А» смонтирована на гусеничном шасси, которое обеспечивает высокую проходимость по пересеченной местности и позволяет ЗРК перемещаться совместно с мотострелковыми и бронетанковыми подразделениями. Для сравнения ЗРК «Хисар-О» размещается на колесном грузовом шасси с формулой 6х6 и предназначен для борьбы с воздушными целями на высотах до 10 км и на удалении до 25 км.

Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) серии «Хисар» созданы на базе однотипных боеприпасов IRIS-T (модификация SL) немецкого производства. ЗУР размещаются в спаренных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК).

В отношении зенитных ракет «Хисар-О» известно, что они имеют длину 2,9 м, диаметр 0,13 м, стартовую массу 87,4 кг. Массо-габаритные характеристики ЗУР для ЗРК «Хисар-А» неизвестны, однако под данным китайских источников, эти боеприпасы оснащены сдвоенным дистанционно-контактным взрывателем.

Наведение на цель обеспечивает инерциальный модуль, цифровой приемник (радиокомандный принцип управления). На конечном участке полета ЗУР включает тепловизионную головную часть, которая позволяет гарантированно поражать воздушную цель.

Перевод ТПК из походного положения в пусковое обеспечивает поворотно-подъемный механизм, который позволяет выполнять вертикальный пуск ЗУР. На подъемной мачте с поворотным механизмом установлена трехкоординатная РЛС с ФАР, обеспечивающая обнаружение и классификацию воздушных целей. Для борьбы с малозаметными объектами конструкторы установили оптико-электронную систему, состоящую из тепловизора, дневной видеокамеры высокой четкости и лазерного дальномера.

Управление действиями батареи или дивизиона ЗРК «Хисар-О» обеспечивает командно-штабная машина (КШМ), которая представляет собой мобильную трехкоординатную радиолокационную станцию обнаружения и наведения кругового обзора с дополнительной оптико-электронной системой поиска и сопровождения воздушной цели. Первый элемент КШМ позволяет обнаруживать крупноразмерные воздушные цели на дальности до 70 км, а второй необходим для противодействия малоразмерным беспилотным летательным аппаратам, которые не подвержены обнаружению РЛС, поскольку изготовлены преимущественно из углепластика. Для самообороны КШМ оснащена пулеметом М2НВ калибра 12,7 мм и MG3A1 калибра 7,62 мм с соответствующими боекомплектом

Одновременно с ЗРК «Хисар-А» в составе дивизиона противовоздушной обороны могут действовать мобильные зенитные пушки «Коркут» – спаренные автоматические орудия калибра 35 мм (скорострельность 1000 выстр/мин), разработанные специалистами турецкой компании MKEK. Официально максимальная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 12800 м.

Однако, на практике данный показатель составляет всего 4000 м, тогда как максимальная эффективная высота обстрела составляет всего 3000 м, что достаточно для борьбы с низковысотными воздушными целями. Поворотная башня позволяет вести огонь в любом направлении (вращение на 360 градусов вокруг оси), угол возвышения варьируется в диапазоне от -5 до +80 градусов.

Передача данных между КШМ, пусковыми установками ЗУР и зенитными пушками обеспечивает цифровая радиостанция с шифрованным каналом связи, которая стабильно действует даже в условиях активных, направленных радиоэлектронных помех.

 

Шасси

В качестве базового шасси для ЗРК «Хисар-А» был выбран гусеничный бронетранспортер модели ACV-30, разработанный конструкторами известной турецкой компании FNSS, специализирующейся на производстве колесной и гусеничной бронетехники для Сухопутных войск Турецкой Республики. Достоверно известно, что специалисты FNSS использовали базовую схему другого проверенного временем гусеничного бронетранспортера – М113 американского производства.

ACV-30 получил обновленное шасси с увеличенным количеством опорных катков, поскольку длина бронированного цельносварного стального корпуса составила 7 м, ширина 3,9 м, и высота 2,2 м (по верхнему срезу корпуса). Увеличенные размеры корпуса позволили конструкторам разместить широкую опускаемую аппарель в кормовой части, что благоприятно сказалось на процессе установки всех необходимых компонентов рассматриваемого ЗРК.

В состав экипажа ЗРК «Хисар-А» входит три военнослужащих – механик-водитель и два оператора пусковой установки. Место механика водителя расположено по центру в передней части машины.

В отношении уровня бронезащиты ACV-30 известно, что он соответствует требованиям стандарта ВС стран-членов НАТО STANAG 4569 по классу 4, т.е корпус бронированной машины защищает экипаж и элементную базу от поражения из пулемета калибра 14,5 мм. с расстояния 200 м. и от осколочного поражения при разрыве артиллерийского боеприпаса калибра 155 мм на удалении 30 м. от места расположения машины.

Днище машины обеспечивает безопасность экипажа и работоспособность ЗРС при подрыве на самодельном взрывном устройстве, эквивалентном 10 кг тротила. Следует отметить, что турецкие инженеры создали мобильную пусковую установку с бронезащитой, которая характерна для боевых машин, предназначенных для действий на «переднем крае».

Кроме того, отсутствие амбразур и лишних люков позволило конструкторам обеспечить как отличную герметичность корпуса – т.е. машина позволяет экипажу выполнять боевую задачу в районах применения противником радиационного, химического или бактериологического оружия. Помимо кондиционера в обитаемом пространстве установлен отопитель, который обеспечивает комфортные условия для экипажа в зимний период времени.

Силовая установка ACV-30 представлена турбированным дизельным двигателем мощностью 600 л.с., который в сочетании с автоматической коробкой передач позволяет развивать максимальную скорость 65 км/ч по грунтовой поверхности, а максимальный запас хода составляет 500 км. Максимальная скорость при движении на воде составляет 6 км/ч, что позволяет данной машине десантироваться с кораблей в едином порядке с другой плавающей техникой подразделений морской пехоты.

Благодаря заимствованию проверенной схемы от БТР М-113 турецкие специалисты создали бронемашину с углом въезда 60 градусов и углом съезда 30 градусов. Увеличенная длина шасси позволяет уверенно преодолевать брод шириной 2 м, а грамотная компоновка подвески обеспечивает уверенное преодоление вертикальных препятствий высотой до 0,8 м.

В дополнение отметим, что конструкторы оснастили ACV-30 вспомогательной силовой установкой мощностью 14кВатт (рабочее напряжение 24 Вольт), которая расположена в левой задней части корпуса. При необходимости защиты от визуального обнаружения экипаж ACV-30 может применить дымовые или аэрозольные помехи, которые размещены в 8 пусковых направляющих, смонтированных на верхней плоскости корпуса.

52.55MB | MySQL:104 | 0,314sec