О реакции официальных правозащитников на происходящие в Ираке события

Иракская «Независимая верховная комиссия по правам человека» в 11 ноября сообщила о регистрации с начала протестов, в прошлом месяце, «более 260 смертей среди демонстрантов», требуя расследовать качество слезоточивого газа, используемого полицией по охране общественного порядка, и одновременно, критикуя «отсутствие прозрачности в работе министерств внутренних дел и здравоохранения по выявлению количества жертв».

«Право на демонстрацию гарантировано всем гражданам, особенно, лицам, старше 18 лет», — заявил Фейсал Абдулла, член комиссии, представителям иракских СМИ.

«Слезоточивый газ, используемый властями во время демонстраций с начала прошлого месяца представлен в виде гранат крупного калибра, и до сих пор, ими стреляют горизонтально, что приводит к смерти, если такая граната попадает в человека и пробьет ему череп или грудь», — сказал Ф.Абдулла.

Он указал на то, что «в рядах мирных демонстрантов зарегистрирован ряд смертей и в результате прямого навесного попадания тех гранат, которые выстреливались по демонстрантам с большого расстояния».

«УВКБ ООН неоднократно демонстрировало свою позицию относительно использования властями чрезмерного насилия, применения ими боевых или резиновых пуль, — пояснил Ф. Абдулла, — число погибших с начала протестов превысило более 260 мучеников и еще 12 000 человек получили ранения или травмы различной степени тяжести», — напомнил он журналистам.

Далее омбудсмен добавил: «Комиссия потребовала немедленного расследования, чтобы выяснить правду о гранатах, использованных против демонстрантов, с тем, чтобы выяснить, как именно они разрываются, чтобы выяснить источник их приобретения, какие материалы использованы у них внутри, и как именно они были запущены, чтобы определить причины смерти пострадавших».

«Результаты расследований покажут нам, откуда именно эти специальные средства были импортированы и подходят ли они для борьбы с беспорядками или служат каким-то другим целям», — сказал Ф.Абдулла.

Как известно, многочисленные эпизоды поражения демонстрантов дымовыми и слезоточивыми гранатами, применяемыми иракской полицией в ходе гражданского противостояния стали, своего рода визитной карточкой этих событий. Массивные боеприпасы, калибром от 30 мм, и выше, обладают значительной кинетической энергией и даже на излете способны убить и ранить человека.

Члены комиссии по правам человека при иракском парламенте потребовали от силовых министерств квалифицировать своих сотрудников «для соблюдения правил взаимодействия с протестующими».

«Список всех вопросов был разослан причастным организациям, и комиссия в настоящее время ждет ответа, чтобы изложить свою позицию в отношении событий, сопровождавших демонстрации», — разъяснило ее руководство и еще раз подвергло критике «отсутствие прозрачности в работе министерств здравоохранения и внутренних дел, особенно с точки зрения раскрытия количества жертв во время демонстраций».

«Аппарат Верховного комиссара по правам человека находится в процессе подготовки подачи иска в случае продолжения использования фактов скрытой статистики, и напоминает, что доступ к судам является правом, гарантированным для всех, включая независимые органы» — заявили в комиссии после встречи с представителями этой организации. Также, журналистам было сообщено о  «непрерывных контактах ее мобильных групп с судебными органами и силами безопасности, которые способствовали освобождению большинства арестованных мирных демонстрантов» — последний такой факт был отмечен в провинции Ди уль-Карр, «два дня назад».

«Комиссия решительно осуждает любой случай насилия или ареста демонстрантов без судебных решений, что неоднократно подчеркивалось во время наших встреч с официальными органами и международными организациями», — сообщается в ее пресс-релизе.

«Требования демонстрантов были переданы в высшие органы власти страны, некоторые из которых были получены через УВКБ, где также потребовали немедленного прекращения стрельбы средствами со слезоточивым газом и ограничить столкновения с гражданами и дать им полное право выражать свое мнение, как это предусмотрено в конституции», — подчеркнул Ф.Абдулла.

В свою очередь, другой член комиссии, Фадиль аль-Гарави, в заявлении для СМИ, объявил, что «силы безопасности применяли чрезмерное насилие в отношении протестующих, что привело к гибели многих жертв».

Ф.аль-Гарави добавил: «Комиссия постоянно стремится отслеживать демонстрации и последние статистические данные с помощью своих команд на местах и источников реальной и точной информации».

Правозащитник подчеркнул: «Право на демонстрацию гарантировано, и никто не может подорвать его, и мы против любой практики, противоречащей закону, и призываем правительство сохранить жизнь безоружных гражданских лиц».

Тем временем, пятеро участников протестов, в том числе, один охранник, были убиты вчера. Источник в полиции заявил 11 ноября, что семь демонстрантов были ранены во время разгона демонстрации на мосте «Ахрар», в центральной части Багдада.

По словам источника, «силы безопасности разогнали демонстрантов, которые пытались закрыть мост «Ахрар» в центре Багдада, стреляя из боевого оружия в воздух, и применив дубинки на мосту, ранив семь протестующих».

Ранее сообщалось, что демонстранты захватили и перекрыли мост «Ахрар» в иракской столице.

В понедельник, парламентский комитет по правам человека предупредил о продолжающихся похищениях активистов и политике «затыкания рта» и многочисленных злоупотреблений в отношении демонстрантов.

Член комитета, депутат Юсра Раджаб заявил, что комитет «предупреждает силовиков о серьезных нарушениях х в отношении демонстрантов и активистов и нарушении положений о правах человека, содержащихся в Конституции Ирака», а также «требует от правительства Ирака срочных действий по освобождению гражданского активиста Сабы аль-Махдави, которая была похищен в Багдаде преступниками.

«Применение силы, огнестрельного оружия и слезоточивых газов, которые опасны для жизни мирных демонстрантов, являются опасными мерами и явным подавлением свободы выражения мнений, признанной в иракской конституции», — считает Ю.Раджаб.

Ю.Раджаб подчеркнул, что «демонстрации, спутниками которых стали насилие и репрессии демонстрантов в Багдаде и иракских провинциях, увеличат проклятие улицы и людей в отношении правительства и правящих партиях, потому что вместо того, чтобы выполнять их требования и прислушиваться к их требованиям и причинам, побудившими их выйти на эти крупные демонстрации, первые в своем роде после падения диктатуры в 2003 году,  коррупция распространилась в государственных учреждениях и привела к тому, что правительство не предоставило работу молодым людям, а также к значительному росту безработицы и ухудшению качества услуг во всех областях, что необходимо устранить, если власти серьезно хотят выполнить требования демонстрантов».

Парламентарий предупредил о «последствиях гневной реакции и растущего числа демонстрантов в том случае, если эти неправильные действия будут по-прежнему иметь дело с массовыми протестами путем применения силы, а не немедленного и срочного расследования их наиболее важных конституционных требований».

Парламентский комитет по правам человека «будет занимать последовательную позицию и намерен пресекать действия, противоречащие Конституции и закону, нарушающие положения о правах человека, содержащиеся в Конституции, за которые проголосовал иракский народ, который вышел сегодня на улицы, чтобы выразить протест и требуя привлечь к ответственности всех тех, кто вызвал его страдания, ухудшение благосостояния и высокие показатели бедности и безработицы».

Реакция иракских правозащитников и парламентских представителей вряд ли возымеет действие на силовиков, столкнувшихся с агрессивным выражением протеста, копившегося у населения годами. Еще одной особенностью нынешних беспорядков является их полная не подконтрольность легальной оппозиции – молодые лидеры радикальных группировок попросту не признают ни М.ас-Садра, ни кого либо другого, во многом, справедливо считая их виновными в развале иракской государственности, и предпочитают действовать жестко, эмоционально, вынуждая полицию в ответ, применять весь имеющийся у нее арсенал. Справедливости ради отметим, что медийная картина происходящего значительно превосходит его реальный масштаб. В Багдаде беспорядками охвачено лишь несколько районов, тогда как в большинстве огромного мегаполиса жизнь идет свои чередом.

52.21MB | MySQL:103 | 0,555sec