О проблемах трудовой миграции в ОАЭ

ОАЭ занимают 6-е место после США, Германии, Саудовской Аравии, России и Великобритании по количеству лиц, привлеченных в качестве трудовых мигрантов. Также в стране один из самых высоких показателей доли иностранцев в общей структуре населения (до 90%). Помимо рабочей силы, они существенно увеличивают внутренний спрос на недвижимость, товары и услуги, стимулируя развитие ряда отраслей и существенно способствуя диверсификации экономики.

Как и в других монархиях Персидского залива, импорт рабочей силы в ОАЭ начался с развитием нефтяной индустрии. Первым и наиболее крупным по объемам добычи и экспорта энергоносителей стал эмират Абу-Даби в 1962 году, где количество иностранцев сразу стало примерно эквивалентно численности местных жителей. После событий 1973 года, связанных с ростом доходов от экспорта энергоносителей, крупными импортерами рабочей силы также стали Дубай и Шарджа. К началу 1970-х гг. граждане зарубежных стран насчитывали более 70% населения страны, а наибольшая их часть приходилась на Абу-Даби (около 370 тыс.) и Дубай (около 220 тыс.). В 1980-х и в начале 1990-х гг. наблюдалась тенденция к значительному сокращению количества арабских трудовых мигрантов в пользу граждан стран Азии по политическим причинам, а роль государства сводилась главным образом к регулированию миграционных потоков по странам-донорам при минимальном вмешательстве во внутренние процессы. Интеграция иностранных рабочих в национальный рынок труда организовывалась главным образом силами руководителей бизнес-структур.

В 2000-х гг. в связи с экономическим ростом показатели импорта рабочей силы во все регионы страны существенно увеличились, тогда же миграционные потоки в Дубай превысили показатели столичного эмирата, что было связано с успехами в диверсификации экономики (развитие туризма, морской логистики, авиаперевозок, финансового сектора, промышленности, торговли). При этом рынок труда в этом эмирате отличается меньшей стабильностью по сравнению с другими регионами. Темпы роста населения в связи с притоком иностранной рабочей силы достигали 20% в год, однако после экономического кризиса 2008 – 2009 гг. они замедлились до 1-2 %. В отдельные годы последнего десятилетия показатель достигал 4-5 % в год, главным образом за счет Дубая, в том числе в связи с подготовкой к EXPO-2020.

Коренные жители трудоустроены главным образом на госслужбе и в силовых структурах (средние показатели заработной платы и денежного довольствия в этих областях самые высокие в стране), где они занимают более 90% рабочих мест. В частном секторе их доля не превышает 1 %, тогда как 99% должностей рабочих и специалистов и около 90% всех руководителей здесь представлены экспатриантами.

Вмешательство государства в процессы регулирования рынка труда в ОАЭ началось во второй половине 2000-х гг. Первоначально это было обусловлено критикой со стороны правозащитных организаций, зарубежных СМИ по поводу массовых нарушений прав человека и рабских условий труда, призывами правительств государств-доноров улучшить ситуацию в этой сфере. Здесь руководство страны решило продемонстрировать свою готовность не только решить проблему, но и стать своеобразным первопроходцем и некоторым примером для стран-соседей. Так, в 2009 году Министерство труда предложило план действий, направленный на повышение осведомленности государства о состоянии рынка труда и снижения уровня его криминализации, принят ряд законопроектов в этом направлении. В начале 2010-х созданы специальные подразделения и органы, подчиняющиеся МВД, призванные противодействовать рабству и торговле людьми, рассматривать жалобы на нарушения трудового законодательства, усилены меры контроля на предмет применения насилия в отношении рабочих. В 2012 году впервые в регионе ССАГПЗ одобрены законы по защите лиц, занятых в качестве домашней прислуги, позднее созданы специальные агентства по трудоустройству и контролю соблюдения законодательства, а также разрешения споров в этой отрасли.  В 2013 году разработан план мероприятий по контролю своевременности и полноты выплаты заработной платы. Все это проводилось в сотрудничестве с международными организациями, широко освещалось в местных СМИ, сопровождаясь комментариями чиновников и экспертов об улучшении ситуации с соблюдением прав человека. Также совместно с Международной организацией по миграции правительственные чиновники из Абу-Даби в начале 2010-х гг. пытались создать законодательную базу, которая, как утверждалось в СМИ, должна была стать основой для регулирования рынка труда в масштабах ССАГПЗ. Однако практического воплощения эта идея не получила.

Следует отметить, что объективно оценить эффективность принятых мер сложно, однако проблема криминализации рынка и массовых нарушений прав работников (тяжелые условия труда, случаи невыплаты заработной платы, произвол со стороны работодателей, бесправие и т.д.) продолжает существовать в стране. Об этом говорят публикации в СМИ, рассказы на различных форумах, в том числе со стороны русскоязычных лиц, работающих в ОАЭ по найму, и т.д. Ужесточение законодательства имело ограниченный, а в ряде случаев декоративный эффект, так как в бизнес сообществе уже сложилась определенная культура отношения к работникам из числа мигрантов, а фактор наличия дешевой, послушной и бесправной рабочей силы уже стал неотъемлемой частью экономического развития страны.

Тогда же правительство стало осознавать и необходимость снижения зависимости от иностранной рабочей силы из экономических соображений: этот фактор обуславливает повышение уровня безработицы, способствует деградации национальной системы образования и подготовки кадров, обуславливает отток денежной массы из страны. Что касается безработицы, то в начале 2010-гг. ее уровень оценивался в 9 – 10%. Эта проблема обуславливалась не столько дефицитом рабочих мест, сколько отсутствием желания трудиться, особенно у молодежи. В случае ОАЭ важна не угроза обнищания населения, а возможное снижение кадрового потенциала и, в какой-то степени, деградация нации с точки зрения наличия современных профессиональных навыков. Этому также способствует широкая социальная поддержка в государстве, развитая система льгот, доступность образования, высокий уровень доходов, который зачастую позволял содержать одному гражданину большие семьи. Важно, что, в отличие от ряда соседних монархий, информация о массовом недовольстве безработицей либо о народных протестах в связи с этой проблемой в ОАЭ отсутствует.

Государственная политика стимулирования занятости среди коренных жителей получила названия «эмиратизация» (в арабском варианте «таватин» от слова «ватн» — родина). Первые законодательные акты в этом направлении были приняты в 2005 году, хотя специальный департамент по трудоустройству граждан ОАЭ был создан еще в 1980 году. Ключевые направления этой политики – стимулирование работодателей заключать трудовые договора с гражданами ОАЭ путем введения квот и системы сборов, реформирование национальной системы образования, создание специальных государственных органов, которые должны упрощать процесс трудоустройства как для работников, так и для работодателей (созданы в каждом эмирате). Действующее с 2017 года законодательство обязывает фирмы численностью от 100 человек (для строительной сферы – от 500, для некоторых иных от 1000) нанимать определенное количество подданных ОАЭ. В последние годы (с 2016) наблюдается повышенная законотворческая активность в этом направлении, причем издаются нормативные акты как федерального, так и регионального (в рамках отдельного эмирата) масштабов. Система сборов, уплачиваемых работодателями за прием на работу иностранцев, направлена и на стимулирование приема более образованных работников. Ожидается, что эта мера поспособствует привлечению в страну боле квалифицированной рабочей силы, что должно поспособствовать достижению амбициозных целей в диверсификации экономики. Согласно материалам СМИ со ссылкой на результаты независимых опросов и исследований, около 60 % компаний заявляют о намерении добиться соблюдения целевых ориентиров по «эмиратизации» в ближайшие 2-3 года. Эти же материалы указывают на наличие желания трудоустройства у молодежи из числа выпускников ВУЗов. Правда, подавляющее большинство из них видит свою карьеру на руководящих должностях или в государственной службе.

По нашей оценке, эффективность принятых мер по стимулированию трудоустройства собственных граждан в ОАЭ носит крайне ограниченный характер. Об этом свидетельствуют данные о структуре занятости и рост уровня безработицы среди коренных жителей: по состоянию на 2017 год статистика, представленная правительством, указывает 21% (в том числе около 40% среди женщин), что существенно выше показателя 2000-х гг. Основная причина такой низкой активности в реализации политики по регулированию рынка труда заключается в отсутствии реального стимула для процесса «эмиратизации»: описанные выше проблемы, при всей их важности, в настоящее время не приводят к обнищанию населения либо угрозе политической стабильности, поэтому, многие принятые меры остаются на бумаге.

В 2011 и последующих годах наблюдалась тенденция к углублению контроля политической активности мигрантов (особенно египетских), хотя случаи депортации граждан Ливана, которые были уличены в проявлении симпатий к движению «Хизбалла», описывались в СМИ еще во второй половине 2000-х гг. Информация о массовых депортациях граждан арабских стран в период политических потрясений 2011 – 2013 гг. отсутствует. Также в 2010-х гг. участились случаи депортации и привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушения миграционного законодательства и вовлечение в криминальную деятельность. Правительство утверждает, что более 95% иностранцев на территории страны зарегистрированы в соответствии с требованиями нормативных актов.

Доля иностранных граждан в структуре населения различается от 61% (Фуджейра) до 91% (Дубай). Правительство не публикует точной информации о структуре импорта рабочей силы исходя из стран происхождения трудовых мигрантов, а также об их количестве. Оценочные данные наиболее часто указывают на общую численность населения около 9,7 млн человек на начало 2019 года, в том числе более 1,1 млн коренных жителей, а в структуре мигрантов, по мнению независимых исследователей, доминируют граждане азиатских стран, которых более 85% (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Афганистан, Иран и др.), арабских государств (5-6 %, Египет, Ливан, Сирия, Марокко, Тунис, ССАГПЗ), а также СНГ, ЕС, Африки, США. Экспатрианты из Европы и США трудятся, как правило, на позициях менеджеров и специалистов в области права, юриспруденции, инженерных и технических профессий, статус азиатских работников диверсифицирован от простых рабочих до руководителей. Более однородна структура занятости только у граждан африканских стран, которые трудятся в основном в сфере обслуживания, строительства и производства на должностях рядового персонала.

Среди иностранных рабочих доминируют лица мужского пола: на 1 женщину приходится примерно 4 мужчины. Однако в течение последних лет наблюдается медленная, но уверенная тенденция к увеличению доли лиц женского пола, причем последние, как правило, представлены высококвалифицированными и образованными работниками. Более 15% иностранцев, проживающих на территории страны, не трудоустроены (как правило, это члены семей рабочих).

Как и в других государствах-членах ССАГПЗ, рынок труда и экономическое развитие крайне зависимы от иностранной рабочей силы. Более широкая по региональным меркам степень диверсификации экономики и благоприятная обстановка обусловили исключительно высокую долю мигрантов в структуре населения (сопоставима только с Катаром), а также привлекательность страны как направления для трудовой миграции для рабочих широкого круга специальностей. Ключевым фактором, который будет определять потребность в импорте рабочей силы, ее структуры и привлекательности страны для трудовых мигрантов, в последующие годы будут являться успехи страны в развитии альтернативных отраслей (туризм, обрабатывающая промышленность, высокотехнологичная индустрия, АПК), что провозглашено в качестве приоритетных целей. В свою очередь, без трудовой миграции этот успех в условиях ОАЭ невозможен. При этом необходимость углубления и расширения процесса регулирования рынка труда государством, в том числе трудовой миграции, очевидна, и эта тенденция уже наблюдается сегодня. Дальнейшая «эмиратизация» исключительно важна с точки зрения национальной безопасности страны, однако ввиду особенностей социально-экономической ситуации в ОАЭ негативный эффект этой проблемы ощущается в обществе не так остро, как в ряде соседних монархий, что обуславливает низкую эффективность политики в этом направлении. В более отдаленной перспективе это может создать крайне серьезные проблемы для страны.

52.33MB | MySQL:103 | 0,703sec