Израильские эксперты о новом витке эскалации конфликта на юге страны

В ночь на 12 ноября в Газе точечным ударом был ликвидирован главарь северного крыла террористической организации «Бригады Аль-Кудса» («Исламский джихад») Бахаа Абу аль-Ата. Погибла также его жена, еще два человека получили ранения.

После этой ликвидации, в пограничном с сектором Газа районе и в центральном регионе Израиля была поднята готовность до самого высокого уровня, учеба во всем южном регионе и Гуш-Дане (в центре страны) отменена. Командование службой тыла также объявило, что все места работы в Гуш-Дане, которые не являются жизненно важными, останутся закрытыми.

Премьер-министр Б.Нетаньяху заявил, что решение о ликвидации принял 10 дней назад узкий военно-политический кабинет. Он сказал: «В прошлом году этот террорист инициировал, спланировал и совершил многочисленные теракты, он ответственен за пуски сотни ракет по прилегающим к границе населенным пунктам и планировал дальнейшие атаки». Как принято говорить в таких случаях — «тикающая бомба».

Начальник Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави заявил, что Абу аль-Ата несет ответственность за террористические нападения, снайперскую стрельбу и ракетные обстрелы. «Он подорвал безопасность и стабильность в районах, примыкающих к сектору Газа, и действовал с целью саботировать попытки установить перемирие с ХАМАСом. Мы не заинтересованы в эскалации, но мы готовы к ней и к любому сценарию. Если понадобится, мы вернемся к политике точечных ликвидаций», — сказал Кохави.

Израильские наблюдатели отмечают, что в сообщении пресс-службы ЦАХАЛа утром 12 ноября говорилось, что ликвидация Абу аль-Аты не означает возвращения к точечным ликвидациям, и делают вывод: двойной сигнал ЦАХАЛа руководителям террористов в Газе означает, что если ХАМАС не вмешается, и дело ограничится обменом ударов между Израилем и «Исламским джихадом» (а ЦАХАЛ пока не наносил ударов по целям ХАМАСа), то инцидент можно будет считать исчерпанным.

Что касается тыла, то новый министр обороны Нафтали Беннет объявил чрезвычайную («особую») ситуацию в тылу, в населенных пунктах в радиусе до 80 км от сектора Газа. Эта зона охватывает обширные территории от юга страны до Раананы на севере и Иерусалиме на северо-востоке. По словам Беннета, «объявление особой ситуации действительно в течение 48 часов, если не будет ранее отменено правительством или министром обороны».

Военный эксперт издания Ynet Рон Бен-Ишай в своей публикации пишет о том, что принципиальное решение о ликвидации главаря террористов было принято военно-политическим кабинетом еще в сентябре — после того, как как в зоне ракетного обстрела оказался Биньямин Нетаньяху, выступавший в Ашдоде. «В ЦАХАЛе ждали только указаний политического руководства для выполнения задачи. В минувший четверг, 7 ноября, военно-политический кабинет, выслушав донесения разведки, операцию завизировал», — пишет автор.

По мнению автора — ликвидация Абу аль-Аты, помимо физического устранения, демонстрирует изменившуюся политику Израиля в отношении главарей террора. Если в течение долгого времени ЦАХАЛ воздерживался от точечных ликвидаций, то теперь эта практика возобновлена. А это значит, что более никто из террористов не застрахован от возмездия. «В Израиле полагают, что сигнал будет принят не только в Газе, но его заметят также в Ливане («Хизбалла») и Иране. На фоне эскалации на севере и юге — это важный фактор в восстановлении силы сдерживания», — отмечает эксперт.

Бен-Ишай пишет о том, что в Израиле хорошо понимали, что «Исламский джихад» ответит на ликвидацию своего боевика. Поэтому еще несколько недель назад Служба тыла разработала детальный план по защите населения в случае ракетных обстрелов.

Тем не менее автор так же отмечает, что по оценке командования ЦАХАЛа эскалация не будет длительной, «так как Абу аль-Ата был хоть и ключевой фигурой, но не пользовался большой поддержкой в самом «Исламском джихаде» и имел много завистников. Есть основания полагать, что его ликвидация даже могла кого-то обрадовать в организации».

Военный обозреватель издания Walla Амир Бухбут так же пишет о том, что ликвидация Абу аль-Аты в определенной степени также решила проблему для ХАМАСа и Египта, так как для них Абу аль-Ата вел себя слишком самостоятельно. «Тем не менее, ХАМАС не может оставить эту ликвидацию без ответа, в первую очередь из-за очень тесных отношений с «Исламским джихадом». Другой причиной является долг перед иранцами, которые переводят миллионы долларов в Сектор, чтобы позволить ХАМАСу выжить, и для них «Исламский джихад» ценный исполнитель политики Тегерана», — поясняет он.

Однако проблема лидера ХАМАСа Яхьи Синвара – как считает Бухбут -заключается в том, как ответить на израильские удары. Если он будет действовать непропорционально, ЦАХАЛ сможет считать себя свободным в проведении атак, которые лишат ХАМАС особых возможностей, стоивших ему огромных денег. Варианты включают в себя и переход в ситуацию широкой эскалации – более, чем несколько дней боевых действий.

В заключении он пишет о том, что если Синвар примет решение о точечных ответах, даже если они будут длиться несколько дней, текущий раунд может стать значительным достижением Израиля. С другой стороны, если на израильской стороне будут убитые или раненные, или если будет нанесен значительный ущерб тылу, инцидент, определенный пресс-службой ЦАХАЛа как «хирургическая операция», может превратиться в обширную кампанию.

Алекс Фишман – обозреватель газеты «Едиот ахронот» считает, что принимая решение о ликвидации Абу аль-Аты израильское военное руководство шло на абсолютно осознанный риск.

«И глава ШАБАКа Надав Аргаман, и премьер-министр Нетаньяху, и генералы ЦАХАЛа прекрасно понимали, что стоит отдать военно-воздушным силам приказ о ликвидации главаря Северного крыла террористической организации «Бригады Аль-Кудса» Бахаа Абу аль-Аты, и половина Израиля, включая Тель-Авив, окажется под обстрелом. Ракета или умная бомба, выпущенные по террористу, ввергнет страну в состояние военного конфликта, который продлится несколько дней, а может быть — даже недель», — пишет автор. Сколько продлиться нынешний виток эскалации, по мнению автора, зависит от нескольких факторов, в первую очередь — от числа убитых и раненных в Газе и от вовлеченности ХАМАСа в конфликт с Израилем.

Фишман подчеркивает, что ХАМАС не заинтересован в конфронтации с Израилем. «Правители Газы прекрасно понимают, что стоит им ввязаться в вооруженное противостояние с ЦАХАЛом, и придет конец денежным переводам из Катара, а Египет перестанет играть роль посредника. Но если счет убитым пойдет на сотни, то «палестинская улица» может заставить ХАМАС выступить на стороне «Исламского джихада»», — пишет он.

Так же, автор считает, что, ответив ракетным обстрелами на ликвидацию своего командира, «Исламский джихад» предоставил израильтянам отличную возможность нанести удары по инфраструктуре террора в Газе.

Фишман уверен, что плюсов для Израиля в создавшейся ситуации больше, чем минусов: «ключевая фигура выведена из игры, у джихадистов стало меньше возможностей для нарушения долгосрочного затишья. Да, ракет в их арсенале больше, чем у ХАМАСа, но обстрелы они ведут беспорядочно, неэффективно», — пишет он. Вопрос лишь в том –  не слишком ли велик риск, взятый на себя израильским руководством.

Подытожив, можно отметить, что пока не ясно повлечёт ли ликвидация командира «Исламского джихада» привести к широкомасштабной военной операции в Газе.  Все зависит от того, как будут развиваться события в течении ближайших нескольких суток — от количества пострадавших в Газе и в Израиле. И еще от того, захочет ли ХАМАС демонстрировать свою солидарность с «Исламским джихадом». Пока ХАМАС не вмешивается и лишь наблюдает за ситуацией.

Если произойдет обострение, оно ляжет на плечи нового министра обороны Нафтали Беннета.

52.27MB | MySQL:103 | 0,513sec