13 ноября 2019 года состоится встреча между президентом США Д. Трампом и президентом Турции Р.Т.Эрдоганом. Для неё, по приглашению американского президента, Р.Т.Эрдоган отправился в Вашингтон.
Стараниями Дональда Трампа с его нашумевшим письмом в адрес турецкого коллеги («не будь дураком») и турецкой оппозиции (в лице Народно-республиканской партии Турции) визит Р.Т.Эрдогана в Вашингтон был переведен в категорию «быть или не быть», то есть «ехать или не ехать».
Президент Р.Т.Эрдоган оказался в положении лидера страны, который сначала получил оскорбительное, по форме и по сути, письмо, угрозу принятия законопроектов по событиям 1915 года и очередным санкциям в адрес Турции за операцию «Источник мира».
«Разворот Примакова» Р.Т.Эрдоган позволить себе не может. В итоге, ему пришлось долго объяснять причины, по которым он считает вопрос с письмом в свой адрес урегулированным («ответили операцией «Источник мира»» — В.К.) и по которым прочие вопросы он хочет обсуждать с Трампом лицом к лицу. Если кратко, то Р.Т.Эрдоган выделяет Д.Трампа в ряду прочих президентов США (опять это та же «песня» про то, что «Трамп – хороший, окружение – плохое и работать не дает» — В.К.) и считает необходимым данный визит.
Очень характерно высказывание Р.Т.Эрдогана о том, что он «дает шанс внешней политике Трампа», поскольку именно в результате телефонного разговора между двумя лидерами стало возможно проведение операции «Источник мира» и образование буферной зоны (120 на 30 километров от Телль-Абьяда до Рас-эль-Айна). Таким образом, Р.Т.Эрдоган дает понять, что он рассчитывает на то, что диалог с Трампом лицом к лицу поможет сделать ему очередные конкретные шаги на пути по урегулированию спорных моментов между двумя странами.
Хотя, надо понимать, что, в определенной степени, Р.Т.Эрдоган поставил на карту свой рейтинг. Конечно, не весь, но несколько пунктов рейтинга точно. Раньше это было менее критично, но теперь в условиях, когда он, судя по всему, перестал иметь рейтинг «50% + 1 голос», каждая доля процента складывается в общую картину и в копилку к 2023-му году – его или его преемника.
Оппозиция же, в свою очередь, почувствовала свой шанс «отгрызть» у Р.Т.Эрдогана кусочек рейтинга.
Тезис о том, что под руководством ПСР экономика Турции развивается динамично и поступательно, ввиду событий 2018 года, сильно пошатнулся. Турция, до сир пор, не может преодолеть последствия «атаки США» на свою экономику и падения курса турецкой лиры по отношению к мировым резервным валютам. Население отреагировало на это достаточно болезненно.
Теперь же, оппозиция бьется за то, чтобы и международная политика ПСР потеряла в глазах населения имидж успешной.
Понятно, что из «арабской весны» образ внешней политики Турции вышел сильно потрепанным. Провал следовал за провалом, включая «самолетный кризис» с Россией и дело с «Флотилией мира» с Израилем. Достаточно парадоксальным образом, именно Москва вытянула турецкое руководство из этого «болота», когда был образован Астанинский формат переговоров по Сирии, сразу сделавший Турцию одним из трех главных региональных игроков, наряду с Россией и Ираном.
Астанинский формат с обращением к условиям Аданского соглашения (и С-400, кстати – В.К.) – сегодня флагманы успешности турецкого внешнеполитического курса, которые не в состоянии оспорить, при всем своем желании, даже оппозиция. Этими флагманами прикрывается все остальное, включая турецкие провалы на европейском и ближневосточном направлениях. Более того, благодаря этим аспектам российско-турецкого сотрудничества, Турции удается буквально заставлять США себя слушать. Раньше разговор у США с Турцией был куда как более жесткий, императивный и короткий. Сегодня США встали перед реальной угрозой, к примеру, что за С-400 последует и Су-35. А это уже будет фиаско для американского ВПК.
Так что, говорить с Турцией Америке сейчас приходится. И что это, как не внешнеполитическая победа руководства страны? Вот эту, пусть и небольшую, но все же победу, у руководства страны и пытается оспорить турецкая оппозиция. В результате, проправительственные и оппозиционные СМИ начали между собой войну за то, как надо относится к американской поездке президента Р.Т.Эрдогана.
Вот характерный заголовок статьи из проправительственной газеты «Сабах», где 8 ноября была опубликована статья авторства обозревателя М.Алтынока под заголовком «Кто и почему не хочет, чтобы Эрдоган поехал в США?».
Приведем некоторые характерные тезисы из этой статьи, являющейся частью информационной борьбы за отношение избирателей к американскому турне Эрдогана.
Прежде всего, М.Алтынок, абсолютно справедливо, говорит о том, что Р.Т.Эрдоган едет в США «окрепшим», как за счет операции «Источник мира», так и с учетом тех соглашений, которые заключены Турцией с США и с Россией. Иными словами, у Р.Т.Эрдогана есть и стартовая переговорная позиция и набор карт, которые он может разыгрывать. Опять же подчеркнем, что главная карта, которую Р.Т.Эрдоган разыгрывает с Западом в эти дни – это карта именно России и более тесного военно-политического альянса с нашей страной. Эти карты руководство России, по сути само, дало в руки турецкому президенту, который получил возможность для торга, в лучших традициях восточной дипломатии.
Ещё один момент: М.Алтынок показывает, что и Д.Трамп сталкивается со внутренней оппозицией, когда объявляет о том, что он «с нетерпением» ждет своей встречи с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом. Иными словами, не только Р.Т.Эрдогана подвергают атакам за его встречу с Д.Трампом, но и наоборот – американский президент сталкивается с серьезной оппозицией в деле встречи с президентом Турции (есть в этом что-то удивительное, когда две страны-члена НАТО и многолетние союзники в регионе Ближний Восток имеют трудности при организации встречи на высшем уровне – В.К.).
Здесь М.Алтынок цитирует главу Сенатского комитета по внешней политике Боба Менендеза (от Демократической партии), который заявил буквально следующее: «Я настаиваю на том вопросе, чтобы вы аннулировали это приглашение» (то есть, приглашение Д.Трампа Р.Т.Эрдогану приехать для встречи в Вашингтон – В.К.).
Далее М.Алтынок задается вопросом о том, почему американские ястребы сделали такую стойку на встречу между Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом? На самом деле все просто: Д.Трамп неоднократно объявлял о своем намерении полностью вывести войска из Сирии, а его встреча с Р.Т.Эрдоганом лишь повышает шансы на то, что это намерение реализуется. Имея в виду, что Р.Т.Эрдоган объявил войну терроризму в регионе.
Тут М.Алтынок цитирует Д.Трампа (перевод с турецкого языка – В.К.): «Некоторые люди склонны забывать о том, что Турция является большим внешнеторговым партнёром США. Более того, турки производят стальной каркас для самолетов F-35. Турция также спасла множество жизней в Идлибе и по моей просьбе помогла в том, чтобы пастор Брансон вернулся назад живым и здоровым (заметим, как быстро меняет тональности высказываний Д.Трамп: от сокрушил экономику для того, чтобы вызволить Э. Брансона до того, что депортация пастора состоялась по его «просьбе» — В.К.)».
Итак, те, кто не хотят личной встречи между президентами Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом, как указывает М.Алтынок, — это те, кто хотят возвращения ко внешней политике Барака Обамы на Ближнем Востоке (отдельным вопросом является то, что это была за политика? – В.К.).
И с самого анонса этой встречи, как пишет автор, раздается хор голосов о том, что этой встречи быть не должно. Причем, в этот хор голосов влился и голос председателя Народно-республиканской партии Турции К.Кылычдароглу.
Автор задается вопросом: «Как получилось так, что ставящие под вопрос законность (пребывания во власти – В.К.) Р.Т.Эрдогана, сегодня приняли реальность того, что он представляет Турецкую Республику?» (это в контексте того, что, оскорбив президента страны, Д.Трамп оскорбил весь турецкий народ; однако, если, как это делает турецкая оппозиция, ставить под сомнение президентство Р.Т.Эрдогана, то получится, что и никто не оскорблен, в общем-то… — В.К.). И, как подчеркивает автор, в очередной раз, у них не получилось добиться своего и им и дальше придется находиться в положении наблюдателей за происходящим.
Итак, расстановка перед встречей между Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом – ясна. Теперь вопрос заключается в том, чего ожидать России от этой встречи. Осмелимся высказать некоторые предположения:
- Д.Трамп мыслит в категории «выручки и прибыли». Соответственно, Турция будет предлагать ему выгодные сделки.
- Закупка Турцией «Боингов» для «Турецких Авиалиний» – так или иначе, уже в повестке дня. Лучшим вариантом была бы покупка Турцией у американцев систем The Patriot.
- С американскими системами ПВО есть, собственно, два вопроса: цена – которую удалось «сбить» покупкой Турции С-400, и что делать с С-400. США постоянно говорят о том, что они хотели бы видеть эти системы «нераспакованными». Разумеется, есть ещё проблема Конгресса, которую Д.Трампу предстоит решить.
- Последнее для Турции является настолько мало приемлемым, что цена за отказ от установки С-400 будет для Д.Трампа слишком высока. Такие вещи размениваются лишь на отказ от поддержки сирийских курдов и на выдачу беглого проповедника Ф.Гюлена. У Д.Трампа, в этом смысле, возможностей для того, чтобы реализовать нечто подобное нет.
- Турция может вернуться в проект F-35, потому как уже замаячила угроза того, что страна закупит у России Су-35. Главное лишь обеспечить этой сделке красивую обертку.
- США могут поддержать Турцию в вопросе беженцев, надавив на Европу, чтобы там принимали своих граждан назад и попробовать заставить, чтобы европейцы проинвестировали в буферную зону для переселения сирийских беженцев. Д.Трампу это ровным счетом ничего не будет стоить.
Итак, как мы видим, как бы громко не говорили о предстоящей встрече между двумя президентами, все что может Д.Трамп предложить Р.Т.Эрдогану по большому счету – это содействие по буферной зоне (скорее весом США, чем деньгами – В.К.) и возврат в программу F-35. Эрдоган может приобрести в США системы ПВО. Но, вряд ли можно это считать разворотом в двусторонних отношениях, о перспективе которого так много сейчас разговоров внутри Турции.