В Израиле анализируют последствия очередной эскалации насилия в противостоянии с действующими в секторе Газа группировками. Часть 1

Ликвидация израильскими военными командира «Палестинского исламского джихада» Бахи Абу аль-Аты утром 12 ноября привела к ответным действиям этой военизированной исламистской организации, поддерживаемой Ираном. В результате ракетных обстрелов из сектора Газа на два дня была парализована большая часть Израиля, что вызвало в стране дискуссию о пользе таких точечных ликвидаций. Отметим, что в России, в отличие от Израиля, ЕС, США, Японии, Великобритании, Канады и Австралии, «Палестинский исламский джихад» не признан террористической организацией. МИД РФ поддерживает с ее руководством контакты. В частности, делегация высокопоставленных членов этой группировки вела переговоры в Москве в августе 2018 года.

Время, выбранное для ликвидации Абу аль-Аты, также вызвало в Израиле резкую критику со стороны некоторых оппозиционных Биньямину Нетаньяху кругов. Действующего премьер-министра обвинили в том, что он отдал приказ о ликвидации, чтобы сорвать планы политического оппонента Бени Ганца сформировать правящую коалицию без Ликуда (партии Б.Нетаньяху), хотя Б.Ганц решительно поддержал операцию. В Израиле общепринятым мнением является то, что Абу аль-Ата – «террорист, заслуживший своей смерти». «Неконтролируемый и ужасный лидер [группировки] был занозой не только для Израиля, но и для ХАМАСа, поскольку его атаки часто сводили на нет усилия правящей террористической группы в Газе [ХАМАСа] по стабилизации обстановки в осажденном, обедневшем анклаве». Израильские политики намекали на то, что Абу аль-Ата действовал по приказу Ирана, который поддерживает «Палестинский исламский джихад», тогда как военные говорили о нем, как о «скорее местном террористе, который не поддавался контролю»[i].

По данным Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), Абу аль-Ата стоит за большей частью ракетных обстрелов, совершенных из сектора Газа в течение 2018 года, в том числе в сентябре этого года, когда во время предвыборного собрания сторонников Ликуда Б.Нетаньяху был вынужден спешно покинуть сцену и направиться в бомбоубежище. Военные заявили, что он также планировал новую атаку на Израиль вдоль границы с сектором Газа. По словам представителей израильского Министерства обороны, Абу аль-Ата являлся серьезным препятствием в усилиях по заключению долгосрочного соглашения о прекращении огня между Израилем, ХАМАСом и другими военизированными группировками в секторе Газа.

«Ликвидация палестинского исламистского джихадиста Абу аль-Аты было законным и необходимым, так как он планировал террористические атаки и подрывал усилия по обеспечению безопасности и стабилизации в Газе», – сказал бывший глава военной разведки (АМАН) Амос Ядлин, ныне возглавляющий Институт исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета.

По факту же получается, что ликвидация Абу аль-Аты привела больше к проблемам, а не принесла пользу. Атака на границе, которую он планировал, вряд ли была бы соизмерима с интенсивностью ракетных обстрелов и ответных действий ЦАХАЛа 12-14 ноября, которые привели к закрытию школ в Тель-Авиве впервые после войны в Персидском заливе 1990 года, продолжающемуся перерыву в занятиях и остановкам предприятий на юге страны.

В результате ракетных обстрелов Израиля из сектора Газа ранения получило относительно небольшое количество людей благодаря счастливой случайности, эффективной работе системы противовоздушной обороны «Железный купол» и дисциплинированному следованию израильтянами указаниям командования тыла ЦАХАЛа. Тем не менее, боевые действия 12-13 ноября заставили Израиль заплатить существенную экономическую и психологическую цену и привели к нарушению повседневной жизни сотен тысяч израильтян.

По словам бывшего заместителя советника по национальной безопасности Израиля Чака Фрейлиха, «Израиль ведет многолетнюю войну против различных террористических организаций и неоднократно использовал метод точечной ликвидации. Иногда это работает, иногда нет. Да, вы знаете, что последует немедленная атака, но это часть долгосрочных усилий по урегулированию ситуации».

После ликвидации Абу аль-Аты у Израиля появилось больше шансов достичь с ХАМАСом соглашения о прекращении огня, хотя вовсе не обязательно, что это произойдет. Пока ХАМАС остался в стороне от боевых действий, но пригрозил принять в них участие, используя свои арсеналы ракет и дронов, а также военно-морские силы, чтобы превратить это противостояние в еще более серьезный конфликт.

Израиль публично и через посредников дает понять ХАМАСу, что в настоящее время он не заинтересован в борьбе с ним и намерен воздерживаться от нанесения ударов по объектам в Газе, если боевики движения, в свою очередь, не начнут военных действий.

Ч.Фрейлих рекомендует израильскому руководству постараться как можно быстрее прекратить это противостояние, «минимизировать и сдержать конфликт с Газой», чтобы сосредоточиться на более серьезных угрозах со стороны Ирана и союзных ему сил на севере Израиля. «Единственная реальная цель – управлять кризисом и держать его под контролем», – сказал Ч.Фрейлих. «Проблема Газы с нами на долгие годы, и любые попытки «решить» ее, как призвал новый министр обороны Нафтали Беннет, окажутся гораздо более дорогостоящими, чем сама угроза. Это природа асимметричной войны».

Помимо продвижения потенциального долгосрочного соглашения о прекращении огня с военизированными группировками в секторе Газа, убийство Абу аль-Аты также служит предупреждением для других врагов Израиля в прибрежном анклаве и за его пределами.

Абу аль-Ата был убит точным авиаударом по дому, где он находился со своей женой и детьми. За несколько минут до нападения мимо здания пролетел небольшой разведывательный беспилотник, чтобы удостовериться, что он действительно был внутри. Ракеты, использованные при ударе, разрушили только место, где он находился, оставив остальную часть здания нетронутой, «демонстрируя впечатляющую точность». Почти в то же самое время, когда были убиты Абу аль-Ата и его жена, на другого высокопоставленного члена «Палестинского исламского джихада», Акрама аль-Аджури, также было совершено покушение – по его дому в Сирии, в районе Аль-Мазэ в Дамаске, израильскими военными был нанесен авиаудар. Погиб его сын и некто по имени Абдулла Юсуф Хасан, тогда как сам А.аль-Аджури был лишь ранен. Вновь придерживаясь политики двусмысленности, израильские чиновники отказались давать какие-либо комментарии[ii].

Тогда как А.Ядлин заявил, что «это была превосходная разведывательная операция и оперативный подвиг. Пусть террористические организации понимают, что обезглавливание их руководства находится в пределах возможностей Израиля».

Время проведения этих спецопераций для многих в Израиле, тем не менее, остается несколько подозрительным. По словам официального представителя ЦАХАЛа Хидая Зильбермана, Абу аль-Ата организовывает нападения на Израиль в течение почти года и находится под прицелом израильских военных, по крайней мере, с июня этого года. Почему же тогда он внезапно превратился в столь серьезную угрозу, что его нужно было ликвидировать именно на этой неделе?

Как отмечает The Times of Israel, могут пройти десятилетия, прежде чем на этот вопрос появится четкий ответ. Согласно бывшему главному архивариусу Израиля Яакову Лозовику, по действующим в стране законам стенограммы обсуждений в кабинете безопасности остаются закрытыми в течение как минимум 50 лет — 90 лет, если в них участвует сотрудник Службы  общей безопасности (ШАБАК). Однако «ракеты падают сегодня. Эти обсуждения будут угрожать нашей безопасности еще на протяжении 3-4 поколений», – написал в Twitter Я.Лозовик.

[i] As rockets paralyze half the country, was eliminating Abu al-Ata worth it? // The Times of Israel. 13.11.2019 — https://www.timesofisrael.com/as-rockets-paralyze-half-the-country-was-assassinating-abu-al-ata-worth-it/

[ii] Уничтожение Бахаа Абу аль-Аты и эскалация ситуации в Газе. Обзор ивритоязычных СМИ, среда, 13 ноября // NEWSRU.co.il. 13.11.2019 — http://newsru.co.il/press/13nov2019/press_501.html#3

62.86MB | MySQL:102 | 0,600sec