Иран: протестные выступления продолжаются

Решение правительства действующего президента Ирана Хасана Роухани увеличить на 200% цены на бензин, подняв их до 3000 туманов, вызвало в стране массовые стихийные протесты населения вначале, 15 ноября,  в нескольких больших городах, а затем перекинувшись на многие города по всей территории страны. Уже в истекшую субботу социальная активность по всему Ирану приняла беспрецедентный размах, вобрав в свою орбиту более 50 городов страны. СМИ сообщили о масштабном использовании полицией спецсредств для разгона демонстрантов, полномасштабном применении оружия, что имело своим следствием уже на следующий день четырех убитых. По прошествии нескольких дней в Иране сохраняется сложная внутренняя ситуация, вызванная расширением протестных актов практически на всю территорию страны. Особую динамику они приняли в крупных городах, в первую очередь – Большом Тегеране, где в районе Садекие идут подлинные сражения, характеризующиеся кровопролитием.  Серьезный размах приняло поздно вечером во вторник столкновение с силами правопорядка в районе Сарэ-Асийаб Малард на окраине столицы. В сеть просочились видеоклипы, показывающие горящие автозаправки и длинные многокилометровые очереди личного транспорта к работающим АЗС. Как сообщают оппозиционные СМИ, многие автозаправочные станции поджигаются не демонстрантами, а «басиджами» (полувоенизированные соединения, аффилированные с Корпусом стражей исламской революции, КСИР) и штатскими сотрудниками полиции, но обвиняют в этом демонстрантов.  Если в прежние дни демонстрации шли в окраинных районах иранской столицы, то в среду они сместились ближе к центру, в многолюдные  кварталы, рядом с кампусом Тегеранского университета, где наблюдается скопление машин со средствами разгона демонстрантов и размещаются специальные подразделения, а также штатские.

Из-за продолжающегося закрытия интернета детали ситуации слабо освещаются международными СМИ, что дает возможности различных кривотолков, частично искажающих действительную картину. Действующие в Иране международные информационные агентства лишены возможности оперативной передачи материалов.  Между тем, ряд высших командиров КСИР уже заявили о скором внедрении в стране «национального» интернета. Например, генерал Голам-Реза Джалали информировал СМИ  о том, что уже готова местная версия интернета, в которой будут сохранены исламские ценности со всеми необходимыми возможностями. «Скоро он будет внедрен и начнет служить народу». Ему противоречит министра связи и информационных технологий страны Мохаммад-Джавад Азари Джахроми , считающий, что такое невозможно, это просто карикатура на интернет, «он не может быть внутренним по определению».  Но как бы то ни было, в стране (по данным на 20 ноября) уже 5 дней нет интернета, и правительство опасается вновь включать его. По крайней мере, считает министр связи, решение об этом не принято, «хотя мы все знаем, что отключение интернета чревато изрядным ущербом экономике страны».

Силовые структуры пытается помешать демонстрантам устанавливать контакты за пределами Ирана, вводя все новые и более строгие ограничения. Представители служб безопасности заявляют, что им удалось идентифицировать и задержать тех, кто передает видеоклипы и оперативные сообщения за границу, но проверить правдивость их заявлений не представляется возможным. Очевидцы сообщают о большом размахе действий сил безопасности для предотвращения массовых скоплений демонстрантов.  Международные организации пытаются реагировать на очевидные нарушения прав человека в ходе демонстраций и широкое применение силы при разгоне демонстраций. Так, ООН уже  выразила серьезную обеспокоенность по поводу «значительного числа» смертей в ходе протестов,   и ​​осудила непропорционально широкое использование иранскими силовыми структурами боевого огнестрельного оружия в противостоянии с мирными демонстрантами. Как пишут оппозиционные СМИ, приказ стрелять в демонстрантов отдал лично религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи, характеризующий их как «бунтовщиков и смутьянов».

Серьезный размах приняло протестное движение в расположенном рядом в Тегераном Карадже. Несмотря на жестоко разогнанную на днях демонстрацию, и объявленное местными властями военное положение, к 16 часам в среду на улицах вновь стали собираться люди. При этом по требованию муниципалитета все магазины в послеобеденное время закрылись. О постоянно идущих демонстрациях и другой протестной активности свидетельствуют и сообщения из Исфахана. Как видно на опубликованных видеоклипах, многие демонстранты бросают камни в полицейских. Хорошо слышны и выстрелы, раздающиеся в направлении демонстрантов. Расположенный неподалеку Наджафабад, как видно из социальных сетей,  взят в кольцо силами правопорядка и полностью блокирован.  Там размещено специальное подразделение внутренних войск. Ожесточенные столкновения с силами внутренних войск идут в Ширазе и Йезде. Для разгона демонстрантов там в понедельник применено оружие, причем в Ширазе пришлось ввести в город танки, что демонстрирует серьезность ситуации и, как пишут СМИ, ее «революционность». Сообщается, что в одном из районов Бушира для того, чтобы опорочить демонстрантов, басиджи и агенты в штатском предприняли такие действия как поджог банков и разгром магазинов электронной техники и средств связи.  Там же отмечено использование силами правопорядка прицельной стрельбы по демонстрантам.  Разумеется, имеются жертвы. Кое-где, например, в провинции Хузестан, количество убитых весьма значительное. Лишь за вторник их было 8.  В этой же провинции блокирован город Рамшир. Один из жителей этой южной провинции, где проживает много арабов, сказал в видеоклипе, что все беспорядки, проходящие здесь, инспирируются полицией, которая сваливает все на народ, на простых людей.

На востоке Ирана, в центре почти перманентно нестабильной из-за местного белуджского сепаратизма провинции Систан и Белуджистан – городе Зенджане   — все последние дни продолжаются многочисленные протестные акции. «Новацией» этого города является то, что в небе над колоннами демонстрантов постоянно барражируют вертолеты, из которых ведется прицельный огонь по демонстрантам.  В этом городе всю неделю не работают школы и закрыты магазины, отмечено большое количество арестованных. Что касается севера страны, то там тоже неспокойно. В Баболе, Шахсеваре, Каэмшахре, Сари и Амоле введены строгие меры безопасности и повсюду заметно массовое присутствие Сил охраны правопорядка. Если мы переместимся с севера на запад Ирана, то не найдем больших различий. Более того, как раз там, в Керманшахе и центре неспокойного Иранского Курдистана – Санандадже – отмечено на сегодня рекордное число погибших во время последних по времени протестных событий. В Керманшахе власти закрыли железными листами разбитые демонстрантами витрины банков и наводнили город отрядами внутренних войск и полицейскими в штатской одежде, которые буквально терроризируют местное население. В Санандадже закрыты школы и университеты.

52.21MB | MySQL:103 | 0,646sec