Американские эксперты о результатах визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Вашингтон

По оценке американских экспертов, несмотря на то, что визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Вашингтон прошел в значительной степени без элементов драматизма, но он также не привел к каким-либо принципиальным прорывам в решении давних двусторонних споров. Президент США Дональд Трамп, по сути, дал Турции шанс пересмотреть свою позицию по покупке систем  С-400 у России, предложив в качестве альтернативы  возможность возвращения в программу F-35 и ряд торговых преференций  в качестве приманки. Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Белый дом 13 ноября  можно рассматривать как победу Эрдогана только в узком, но значимом смысле. На фоне угрозы надвигающихся санкций США встреча Эрдогана с президентом США Дональдом Трампом закончилась тем, что президент Турции озвучил требования Анкары и, по-видимому, сумел пока предотвратить карательные меры со стороны США. При этом  визит Эрдогана не разрешил ни одного из давних двусторонних споров между Соединенными Штатами и Турцией, но визит  турецкого президента, чьи последние действия в Сирии подвергались критике со стороны  почти всех федеральных агентств США, состоялся исключительно только благодаря личной позиции президента Д.Трампа. При этом пока неясно, что конкретно смог получить в свой актив  Трамп в результате этого визита и явных комплементарных шагов в сторону Анкары, типа блокирования резолюции Палаты представителей о признании армянского геноцида в Османской Империи и поддержки турецкой редакции преодоления миграционного кризиса.  Большинство наблюдателей в Турции пришли к выводу, что союз между Турцией и Соединенными Штатами существует только на словах и определенно не существует по факту. Есть все основания полагать, что Турция и Соединенные Штаты будут продолжать отдаляться друг от друга без более существенного прогресса в решении вопросов, которые сейчас камнем преткновения. По большому счету, это продолжение поддержки курдов в Сирии, и тема принятия на вооружение систем С-400. При этом Вашингтон не удовлетворил пока ни одной из просьб Эрдогана по другими вопросам. Эрдоган прибыл в Вашингтон с длинным списком просьб, большинство из которых, казалось, были направлены на сохранение у власти его самого и его правительства. Опасения, что Соединенные Штаты собираются раскрыть некоторые из наиболее сомнительных источников огромного личного богатства Эрдогана и будущего турецкого Halkbank, стояли в первых пунктах этих просьб. В прошлом месяце американские прокуроры в Южном округе Нью-Йорка обвинили государственный Halkbank в нарушении санкций США в отношении Ирана.

Кроме того, как говорят очевидцы, Эрдоган фактически возмутил группу американских сенаторов, которые присутствовали на его встрече в Овальном кабинете с Трампом, когда он показал видео на iPad, изображающее лидера Сил демократической Сирии (СДС)  курда Мазлума Абди как террориста, которого следует задержать и передать Турции, а не приглашать его посетить Вашингтон. Когда американский сенатор Линдсей Грэм отмахнулся от этого пропагандистского акта, фокус дискуссии переместился на покупку Турцией российских систем  С-400. Из совместного заявления, которое последовало за встречей Трампа с Эрдоганом, ясно, что Соединенные Штаты были заинтересованы в рамках этого визита по большому счету в решении только одной ключевой для них темы на сегодня применительно к двусторонним отношениям: найти проверяемый алгоритм блокирования принятия  С-400 на вооружение, и, инкорпорировать Анкару в программу поставок  истребителей F-35. Это сделать пока не получилось.

В вопросе С-400 Эрдоган сталкивается с интересной головоломкой. Прежде всего в силу чисто внутриполитических причин и риска ухудшения своих отношений с Москвой он не хочет отказываться от постановки этих систем на боевое дежурство.  С другой стороны, неспособность удовлетворить Вашингтон по вопросу С-400 может развязать шквал санкций. На данный момент Соединенные Штаты, как представляется, предоставили Турции возможность серьезно подумать над этим вопросом и действовать соответствующим образом. Как бы то ни было, приостановка на сегодня рассмотрения дела США против Halkbank и блокирование резолюции о признании армянского геноцида надо рассматривать как жест доброй воли и сигнал о том, что Соединенные Штаты серьезно заинтересованы в том, чтобы вернуть Турцию в орбиту своего влияния. Как бы агрессивна и убедительна ни была позиция США, некоторые американские чиновники опасаются, что чрезмерное давление на Турцию и наказание ее санкциями стимулирует ее к большему сближению с Москвой. Хотя у Турции на сегодня мало союзников  в оборонном ведомстве США и Госдепартаменте, никто там не заинтересован в том, чтобы Турция официально присоединилась к российскому лагерю.

Насколько возможен разворот турецкого президента в сторону американской орбиты влияния? По оценке американских экспертов, он маловероятен в силу прежде всего чисто внутренних электоральных интересов. Незадолго до запланированного визита в Вашингтон Эрдоган выступил с 36-минутной речью, посвященной 81-й годовщине смерти основателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Отметим, что в ней нашлось мало места с точки зрения  констатаций достижений республики в период светского правления. Вместо этого он сосредоточился на том, что успехи современной Турции в основном лежат в наследии ее предшественника в лице Османской Империи. Это явный сигнал в сторону националистического электората.  Эрдоган — мастер тактики, обладающий способностью и волей изменять общественный дискурс и политический климат в свою пользу в рамках своего стремления по сохранению власти. И тема С-400 (как и быстрая военная операция на севере Сирии) в данном случае очень важный козырь в рамках сохранения симпатий именно у этого электорального сегмента Турции. На сегодня эти соображения перевешивают для Эрдогана все остальные резоны.

52.24MB | MySQL:103 | 0,458sec