О развитии гражданских аэропортов в Султанате Оман

В свете намерений правительства Султаната Оман диверсифицировать экономику страны на авиационный транспорт возлагаются важные задачи, связанные с обеспечением роста туристического сектора, товарного экспорта, развития регионов, повышения доходов от использования территории в транзитных целях, а также стимулирования расширения строительной отрасли, создания новых рабочих мест. Важными преимуществами страны являются географическое расположение (как и всего региона ССАГПЗ), политический нейтралитет, наличие исторических связей со странами Азии и Восточной Африки, туристический потенциал. Руководство султаната связывает с этими преимуществами будущее развитие авиационного транспорта.

В стране сегодня функционирует более 20 аэропортов, однако с точки зрения значимости их влияния на экономическое развитие султаната следует выделить только пять:

— международный аэропорт Маскат;

— международный аэропорт Салала;

— международный аэропорт Сохар;

— международный аэропорт Дукм;

— аэропорт Хасаб.

Все они находятся под управлением Oman Airports Management Company. Она является дочерней структурой Oman Aviation Group (OAG), созданной в 2018 году в результате реформы сектора авиационного транспорта султаната. Помимо Oman Airports, в OAG вошли флагманский национальный перевозчик Oman Air и Oman Aviation Service, оказывающая услуги вспомогательного характера (питание, медицинское обслуживание, содержание магазинов беспошлинной торговли и др.).

Основным авиационным комплексом страны является международный аэропорт Маскат, открытый в 1973 году. После завершения проекта по его модернизации и расширению в ноябре 2018 года аэропорт способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год, а также принимать широкофюзеляжные самолеты, включая A 380. Реконструкция аэропорта, которая проводилась с 2011 по 2018 гг. была одним из самых крупных проектов по развитию инфраструктуры за всю историю султаната. Генеральным подрядчиком выступала компания Bechtel (США). Около 25 % работ выполнялись оманскими компаниями, а более половины строительных материалов пришлось на рынки ССАГПЗ. Чиновники особо подчеркнули то, что впервые в столь крупном проекте более половины рабочих и специалистов были представлены гражданами султаната, многие из них получили опыт и обогатили профессиональные навыки. Облик аэропорта был существенно изменен как с точки зрения архитектуры, так и в инженерном и инфраструктурном отношении: открыто 29 новых посадочных выходов, 30 удаленных стоянок для самолетов, отель на 90 комнат, а общая площадь залов ожидания увеличена в 10 раз по сравнению со старым аэропортом. Важно, что расширение возможностей по приему самолетов более крупных моделей позволит осуществлять рейсы на более далекие расстояния, в том числе в страны Азии и Африки. Сумма контракта с американской компанией составила 1,8 млрд долл. США, а общая стоимость проекта достигла 4,4 млрд долл. США. Новый терминал будет обслуживать транзитные перевозки, туристические рейсы, а старый предназначается для обслуживания бюджетных авиакомпаний. Планируется дальнейшее расширение инфраструктуры до 48 млн пассажиров в год (в некоторых оманских источниках указывается цифра 75 млн в год), однако непосредственных строительных работ в этом направлении не началось, проекты не утверждены.

Количество обслуживаемых пассажиров увеличивается, хотя и неравномерными темпами (см. таблицу 1). Высокие темпы роста в 2017 году в значительной степени обусловлены последствиями дипломатического кризиса вокруг Катара, когда Маскат стал связующим звеном между Дохой и регионом ССАГПЗ. Через столицу Омана по воздуху перевозились даже катарские верблюды, которые содержались в ОАЭ. Присутствие катарского авиаперевозчика Qatar Airways в аэропорту Маската с того времени расширилось. По утверждению некоторых СМИ, направление из Омана в Доху востребовано многими гражданами ССАГПЗ, которые имеют коммерческие и иные интересы в эмирате и на которых не распространяется запрет на посещение Катара.

 

Таблица 1. Данные о количестве пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта Маскат, млн чел.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
4,8 4,2 4,0 4,6 5,8 6,5 7,5 8,3 8,7 10,3 14,0 15,4

 

Из 15,2 млн человек, которые воспользовались услугами аэропорта, около 70 % были транзитными пассажирами, а 14,2 млн были иностранными гражданами, среди которых доминируют подданные Индии. Наибольшее число приходится на трудовых мигрантов, следующих в ССАГПЗ (не только в Оман, но и в ОАЭ и Катар). Задача властей на 2020 год – увеличить долю пассажиров, конечным пунктом назначения для которых является Маскат, с 30 до 40 %, главным образом за счет развития туризма.

Около 60 % совершаемых рейсов приходится на национальный авиаперевозчик Oman Air, 11 % на Emirates (ОАЭ), 5 % на Flydubai (ОАЭ), 2 % на Etihad (ОАЭ), 4 % на Qatar Airways, 3 % на Jet Airways (Индия), 3 % на Air India, 3 % на Express Indian Airlines, остальная доля разделена между другими авиакомпаниями. Наиболее активные направления – города Индии, ССАГПЗ, Ирана, планируется расширение рейсов в страны Европы и в АТР, особенно в Китай и Японию.

Мощность грузового терминала составляет 350 тыс. тонн в год, по итогам 2018 года объемы перевозок превысили 200 тыс. тонн. Транзитные операции осуществляются в направлении Бахрейна. Основное предназначение – обслуживание внутренних потребностей. С его помощью также планируется обеспечить увеличение экспорта продукции АПК (особенно рыбы) в соседние государства-члены ССАГПЗ, а также во Францию и Японию. Оманские СМИ упоминают о намерении увеличить мощность и грузооборот до 1,5 млн тонн в 2040 году.

Международный аэропорт Салала открыт в 1977 году, однако широкое использование в гражданских целях началось только в 1990-е гг. В 2003 получил статус международного. В 2015 году завершен проект по расширению инфраструктуры, благодаря которому объект может обслуживать более 2 млн пассажиров в год. Стоимость составила 756 млн долл. США.  Количество обслуживаемых пассажиров сразу увеличилось. Пока наиболее востребованными направлениями являются Маскат и города Индии. В осенний период активно осуществляются рейсы из Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. Рекордное количество обслуживаемых пассажиров зафиксировано в 2017 году, почти 1,5 млн человек. По итогам 2018 года показатель составил менее 1,4 млн человек. Предполагается, что аэропорт будет способствовать развитию туризма в Дофаре, интеграции с другими провинциями Омана, а также использоваться в транзитных целях для маршрутов из Азии в Восточную Африку. Для этого созданы условия, однако пока использования транзитных возможностей Салалы осуществляется скромными темпами. В некоторых СМИ имеется информация о намерении расширить инфраструктуру в целях достижения возможности обслуживать 6 млн пассажиров в год.

Международный аэропорт Дукм открыт в 2018 году. Максимально возможное количество обслуживаемых пассажиров 500 тыс. человек, в реальности в течение 2019 года ожидается не более 50 тыс. человек. В настоящее время регулярные рейсы осуществляются только в Маскат, однако отдельные полеты в другие государства тоже имеют место быть. Является третьим по показателям аэропортом султаната, а инфраструктура способна обслуживать даже широкофюзеляжные самолеты. Основное предназначение – обеспечение развития экономической зоны в городе Дукм.

Международный аэропорт Сохар более скромный по сравнению с Маскатом, Салалой и Дукм. Он открыт в 2014 году, в настоящее время осуществляются рейсы в Доху, Шарджу и в Салалу. Максимально возможное количество обслуживаемых пассажиров 250 тыс. человек, фактический показатель 120 – 130 тыс. Имеется грузовой терминал мощностью 50 тыс. тонн в год. Согласно данным сайта Oman Airports основное предназначение аэропорта – обеспечение торговли, что связывается с развитием Сохара как центра обрабатывающей промышленности и с наличием крупного порта. Вероятно, аэропорт поспособствует росту торговли товарами готовой промышленной продукции, либо развитию реэкспорта, что может быть востребовано в период подготовки к Чемпионату мира по футболу в Катаре. Однако возможности самого объекта скромные.

Аэропорт Хасаб является единственным в провинции Мусандам, регулярное авиасообщение осуществляется только с Маскатом. Из-за небольших размеров способен обслуживать только небольшие самолеты. Правительство рассматривает возможности строительства второго аэропорта в этой провинции. Возможности расширения имеющейся ограничены сложным рельефом. Официального решения пока не принято.

Реализуемые проекты по развитию аэропортов и реформирование сектора гражданской авиации указывают, что правительство Омана рассматривает эту составляющую транспорта как важную и перспективную. Это обусловлено как политикой по диверсификации экономики (развитие туризма, транзитных авиаперевозок, торговли), так и необходимостью создания рабочих мест и стимулирования собственной промышленности за счет развития инфраструктуры. В качестве аэропортов международного значения пока следует указать только Маскат и Салалу. В последние годы проекты по развитию авиационной инфраструктуры реализовывались главным образом в прибрежных регионах. Потенциал султаната на рынке авиаперевозок более ограничен по сравнению с такими региональными тяжеловесами, как Абу-Даби, Дубай или Катар. Но возможности для расширения позиций за счет географического расположения и использования политических осложнений между странами Аравийского полуострова имеются, и руководство Омана стремится максимально использовать их.

44.66MB | MySQL:110 | 0,762sec