В свете намерений правительства Султаната Оман диверсифицировать экономику страны на авиационный транспорт возлагаются важные задачи, связанные с обеспечением роста туристического сектора, товарного экспорта, развития регионов, повышения доходов от использования территории в транзитных целях, а также стимулирования расширения строительной отрасли, создания новых рабочих мест. Важными преимуществами страны являются географическое расположение (как и всего региона ССАГПЗ), политический нейтралитет, наличие исторических связей со странами Азии и Восточной Африки, туристический потенциал. Руководство султаната связывает с этими преимуществами будущее развитие авиационного транспорта.
В стране сегодня функционирует более 20 аэропортов, однако с точки зрения значимости их влияния на экономическое развитие султаната следует выделить только пять:
— международный аэропорт Маскат;
— международный аэропорт Салала;
— международный аэропорт Сохар;
— международный аэропорт Дукм;
— аэропорт Хасаб.
Все они находятся под управлением Oman Airports Management Company. Она является дочерней структурой Oman Aviation Group (OAG), созданной в 2018 году в результате реформы сектора авиационного транспорта султаната. Помимо Oman Airports, в OAG вошли флагманский национальный перевозчик Oman Air и Oman Aviation Service, оказывающая услуги вспомогательного характера (питание, медицинское обслуживание, содержание магазинов беспошлинной торговли и др.).
Основным авиационным комплексом страны является международный аэропорт Маскат, открытый в 1973 году. После завершения проекта по его модернизации и расширению в ноябре 2018 года аэропорт способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год, а также принимать широкофюзеляжные самолеты, включая A 380. Реконструкция аэропорта, которая проводилась с 2011 по 2018 гг. была одним из самых крупных проектов по развитию инфраструктуры за всю историю султаната. Генеральным подрядчиком выступала компания Bechtel (США). Около 25 % работ выполнялись оманскими компаниями, а более половины строительных материалов пришлось на рынки ССАГПЗ. Чиновники особо подчеркнули то, что впервые в столь крупном проекте более половины рабочих и специалистов были представлены гражданами султаната, многие из них получили опыт и обогатили профессиональные навыки. Облик аэропорта был существенно изменен как с точки зрения архитектуры, так и в инженерном и инфраструктурном отношении: открыто 29 новых посадочных выходов, 30 удаленных стоянок для самолетов, отель на 90 комнат, а общая площадь залов ожидания увеличена в 10 раз по сравнению со старым аэропортом. Важно, что расширение возможностей по приему самолетов более крупных моделей позволит осуществлять рейсы на более далекие расстояния, в том числе в страны Азии и Африки. Сумма контракта с американской компанией составила 1,8 млрд долл. США, а общая стоимость проекта достигла 4,4 млрд долл. США. Новый терминал будет обслуживать транзитные перевозки, туристические рейсы, а старый предназначается для обслуживания бюджетных авиакомпаний. Планируется дальнейшее расширение инфраструктуры до 48 млн пассажиров в год (в некоторых оманских источниках указывается цифра 75 млн в год), однако непосредственных строительных работ в этом направлении не началось, проекты не утверждены.
Количество обслуживаемых пассажиров увеличивается, хотя и неравномерными темпами (см. таблицу 1). Высокие темпы роста в 2017 году в значительной степени обусловлены последствиями дипломатического кризиса вокруг Катара, когда Маскат стал связующим звеном между Дохой и регионом ССАГПЗ. Через столицу Омана по воздуху перевозились даже катарские верблюды, которые содержались в ОАЭ. Присутствие катарского авиаперевозчика Qatar Airways в аэропорту Маската с того времени расширилось. По утверждению некоторых СМИ, направление из Омана в Доху востребовано многими гражданами ССАГПЗ, которые имеют коммерческие и иные интересы в эмирате и на которых не распространяется запрет на посещение Катара.
Таблица 1. Данные о количестве пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта Маскат, млн чел.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
4,8 | 4,2 | 4,0 | 4,6 | 5,8 | 6,5 | 7,5 | 8,3 | 8,7 | 10,3 | 14,0 | 15,4 |
Из 15,2 млн человек, которые воспользовались услугами аэропорта, около 70 % были транзитными пассажирами, а 14,2 млн были иностранными гражданами, среди которых доминируют подданные Индии. Наибольшее число приходится на трудовых мигрантов, следующих в ССАГПЗ (не только в Оман, но и в ОАЭ и Катар). Задача властей на 2020 год – увеличить долю пассажиров, конечным пунктом назначения для которых является Маскат, с 30 до 40 %, главным образом за счет развития туризма.
Около 60 % совершаемых рейсов приходится на национальный авиаперевозчик Oman Air, 11 % на Emirates (ОАЭ), 5 % на Flydubai (ОАЭ), 2 % на Etihad (ОАЭ), 4 % на Qatar Airways, 3 % на Jet Airways (Индия), 3 % на Air India, 3 % на Express Indian Airlines, остальная доля разделена между другими авиакомпаниями. Наиболее активные направления – города Индии, ССАГПЗ, Ирана, планируется расширение рейсов в страны Европы и в АТР, особенно в Китай и Японию.
Мощность грузового терминала составляет 350 тыс. тонн в год, по итогам 2018 года объемы перевозок превысили 200 тыс. тонн. Транзитные операции осуществляются в направлении Бахрейна. Основное предназначение – обслуживание внутренних потребностей. С его помощью также планируется обеспечить увеличение экспорта продукции АПК (особенно рыбы) в соседние государства-члены ССАГПЗ, а также во Францию и Японию. Оманские СМИ упоминают о намерении увеличить мощность и грузооборот до 1,5 млн тонн в 2040 году.
Международный аэропорт Салала открыт в 1977 году, однако широкое использование в гражданских целях началось только в 1990-е гг. В 2003 получил статус международного. В 2015 году завершен проект по расширению инфраструктуры, благодаря которому объект может обслуживать более 2 млн пассажиров в год. Стоимость составила 756 млн долл. США. Количество обслуживаемых пассажиров сразу увеличилось. Пока наиболее востребованными направлениями являются Маскат и города Индии. В осенний период активно осуществляются рейсы из Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. Рекордное количество обслуживаемых пассажиров зафиксировано в 2017 году, почти 1,5 млн человек. По итогам 2018 года показатель составил менее 1,4 млн человек. Предполагается, что аэропорт будет способствовать развитию туризма в Дофаре, интеграции с другими провинциями Омана, а также использоваться в транзитных целях для маршрутов из Азии в Восточную Африку. Для этого созданы условия, однако пока использования транзитных возможностей Салалы осуществляется скромными темпами. В некоторых СМИ имеется информация о намерении расширить инфраструктуру в целях достижения возможности обслуживать 6 млн пассажиров в год.
Международный аэропорт Дукм открыт в 2018 году. Максимально возможное количество обслуживаемых пассажиров 500 тыс. человек, в реальности в течение 2019 года ожидается не более 50 тыс. человек. В настоящее время регулярные рейсы осуществляются только в Маскат, однако отдельные полеты в другие государства тоже имеют место быть. Является третьим по показателям аэропортом султаната, а инфраструктура способна обслуживать даже широкофюзеляжные самолеты. Основное предназначение – обеспечение развития экономической зоны в городе Дукм.
Международный аэропорт Сохар более скромный по сравнению с Маскатом, Салалой и Дукм. Он открыт в 2014 году, в настоящее время осуществляются рейсы в Доху, Шарджу и в Салалу. Максимально возможное количество обслуживаемых пассажиров 250 тыс. человек, фактический показатель 120 – 130 тыс. Имеется грузовой терминал мощностью 50 тыс. тонн в год. Согласно данным сайта Oman Airports основное предназначение аэропорта – обеспечение торговли, что связывается с развитием Сохара как центра обрабатывающей промышленности и с наличием крупного порта. Вероятно, аэропорт поспособствует росту торговли товарами готовой промышленной продукции, либо развитию реэкспорта, что может быть востребовано в период подготовки к Чемпионату мира по футболу в Катаре. Однако возможности самого объекта скромные.
Аэропорт Хасаб является единственным в провинции Мусандам, регулярное авиасообщение осуществляется только с Маскатом. Из-за небольших размеров способен обслуживать только небольшие самолеты. Правительство рассматривает возможности строительства второго аэропорта в этой провинции. Возможности расширения имеющейся ограничены сложным рельефом. Официального решения пока не принято.
Реализуемые проекты по развитию аэропортов и реформирование сектора гражданской авиации указывают, что правительство Омана рассматривает эту составляющую транспорта как важную и перспективную. Это обусловлено как политикой по диверсификации экономики (развитие туризма, транзитных авиаперевозок, торговли), так и необходимостью создания рабочих мест и стимулирования собственной промышленности за счет развития инфраструктуры. В качестве аэропортов международного значения пока следует указать только Маскат и Салалу. В последние годы проекты по развитию авиационной инфраструктуры реализовывались главным образом в прибрежных регионах. Потенциал султаната на рынке авиаперевозок более ограничен по сравнению с такими региональными тяжеловесами, как Абу-Даби, Дубай или Катар. Но возможности для расширения позиций за счет географического расположения и использования политических осложнений между странами Аравийского полуострова имеются, и руководство Омана стремится максимально использовать их.