Развитие БПЛА в Израиле: угрозы и перспективы

В воскресенье состоялось заседание кабинета министров Израиля, первое после того, как генеральный прокурор А.Мандельблит выдвинул против Б.Нетаньяху официальные обвинения по трем уголовным делам. Данная тема на встрече правительства не прозвучала, что отметило большинство израильских СМИ, а приоритетное значение получили вопросы обеспечения безопасности государства и его граждан, среди которых большое внимание уделялось угрозе, создаваемой беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Упоминание последних не случайно, особенно принимая во внимание риторику экспертов, по мнению которых, войны с привлечением дронов уже ведутся, что заметно на примере Сирии, Йемена, а также недавней операции Турции против сирийских курдов. При этом особенность ситуации такова, что доступ к технологии получают теперь не только развитые государства, но и небольшие по численности группировки. Соответственно, это еще один компонент эволюции форм войны, наряду с кибератаками добравшийся до Ближнего Востока.

На воскресном заседании Б.Нетаньяху подтвердил эту мысль, сообщив: «вчера была предпринята попытка проникновения БПЛА из сектора Газы в Государство Израиль. БПЛА был успешно перехвачен. Я хотел бы проинформировать вас, что военно-политический кабинет провел несколько дискуссий по проблеме БПЛА. Это новая, развивающаяся и серьезная угроза. Мы разрабатываем технологические и иные инструменты для противодействия ей». Акцент на безопасности, безусловно, не случаен, учитывая положение лидера Ликуда, которое он надеется поправить за счет бескомпромиссной риторики в адрес традиционных противников, а также выполнения предвыборного обещания по распространению израильского суверенитета на поселения. Вместе с тем, вопрос применения беспилотников выходит далеко за рамки соображений внутриполитической борьбы, затрагивая стратегически важные для государства сферы.

В ноябре в Израиле состоялась конференция UVID-2019, направленная на то, чтобы способствовать налаживанию прямых контактов между израильскими и зарубежными компаниями, а также обсуждать актуальные вопросы развития индустрии, как военной, так и гражданской. Кроме того, UVID-2019 является еще и площадкой, где производители могут ознакомить присутствующих со своими новейшими достижениями. По оценкам Research and Markets, до 2025 г. прогнозируется заметный рост рынка БПЛА аппаратов, на котором Израиль, по понятным причинам, хотел бы зарезервировать за собой ключевую позицию.

Казалось бы, у государства, имеющего статус лидера в мире инноваций, не должно быть проблем с достижением поставленной задачи. Однако они есть. И заключаются, по оценкам эксперта INSS Л.Антеби в появлении новых игроков, среди которых все активнее развивается Китай. По оценкам США, уже к 2023 г. КНР будет производить порядка 42 аппаратов различных типов. При этом в оценках, представленных экспертом еще в конце прошлого года, Пекин имеет весьма широкие взгляды на экспорт дронов за рубеж, что представляет собой повышенные риски для Израиля и США, а следовательно, подкрепляет позицию американского президента Д.Трампа относительно угроз от китайско-израильской кооперации.

Возвращаясь к задаче сохранения лидирующих позиций на рынке БПЛА, следует сказать, что для Израиля ее целесообразность объясняется двумя группами причин. Во-первых, большим спросом, как ожидается, будут пользоваться военные дроны, на которые уже сейчас приходится около 10% израильского оборонного экспорта. Во-вторых, параллельно с этим эксперты заявляют о всплеске интереса к БПЛА в гражданском секторе, а особенно в сельском хозяйстве. Именно этот сегмент, как известно, стал одной из основ израильского экспорта инновационных технологий, особенно в развивающие страны. Таким образом, повышенное внимание к вопросу об использовании дронов объясняется также соображениями экономической безопасности страны, где Израилю могут составить конкуренцию новые производители.

Помимо этого БПЛА – это еще и элемент, призванный поддержать израильскую стратегию сдерживания. Так, израильские дроны-камикадзе являются одним из способов обходить российские системы ПВО в Сирии, выступая в качестве мнимых целей или прикрытия. Причем этой технологией государство может не только пользоваться самостоятельно, но и экспортировать. Впрочем,  работа на этом направлении имеет двоякий для Иерусалима эффект, поскольку заставляет совершенствовать технологии, с которыми на официальном уровне страна намерена бороться.

Наконец, БПЛА, несмотря на конкуренцию с американскими производителями, представляют собой механизм, укрепляющий отношения между Израилем и США, причем на уровне двухпартийного консенсуса демократов и республиканцев. При этом базироваться новое измерение сотрудничества должно на достижениях в сфере противоракетной обороны. Руководствуясь этими причинами, члены Палаты представителей Дж.Готтаймер  (Демократическая партия) и Э.Гонсалес (Республиканская партия) внесли в Конгресс законопроект об американо-израильском сотрудничестве в борьбе против угрозы дронов. Законодательная инициатива основывается на выводах, сделанных Министерством обороны США. По словам Э.Гонсалеса: «Партнерство между Израилем и США в области технологий противоракетной обороны доказало, что наши две страны имеют невероятные возможности для инноваций и создания новых решений в области безопасности».

Дж.Готтаймер , в свою очередь, сообщил, что «эти двухпартийные усилия жизненно необходимы для безопасности Израиля и нашей безопасности, а также интересов Америки в регионе. Это ключ к нашей борьбе с террором». Примечательно также и то, что данный законопроект не первый среди контртеррористических инициатив, выдвинутых конгрессменом-демократом еврейского происхождения. Ранее он предложил идею предотвращения атак с использованием арендованных грузовиков, для чего предполагается обеспечить взаимодействие со службами проката автомобилей с целью выявления подозрительных лиц.

Таким образом, индустрия БПЛА представляет для Израиля большое значение, выходящее далеко за рамки необходимости обеспечить свою безопасность от атак с использованием дронов. Рост конкуренции среди производителей угрожает экономическим показателям страны, что особенно актуально, принимая во внимание усиление негативных социально-экономических тенденций на фоне затянувшегося кризиса в формировании правительства. Беспилотники открывают и новые перспективы для сотрудничества Израиля и США, однако, необходимо принимать во внимание, что здесь существуют и определенные риски. Обзор ситуации на рынке показывает, что израильские производители нередко обходят американских. Одним из последних примеров можно считать намерение Индии приобрести израильские аппараты Heron TP вместо продукции Boeing. Американо-израильская кооперация отрывает путь к тому, чтобы экспортировать уже совместные разработки, а также повышает интерес компаний из США  к покупке израильских старт-апов, работающих в секторе.

52.42MB | MySQL:106 | 0,696sec