Европарламент против алжирских властей

Резолюция Европарламента, вынесенная 28 ноября с осуждением нарушения в Алжире прав человека, свидетельствует о росте внешнего интереса к событиям в этой стране.

Основное внимание при обсуждении алжирской темы было уделено «посягательствам на различные свободы, в том числе религиозные, запугиванию, репрессиям против инакомыслящих».

Таким образом, депутаты Европарламента своим голосованием дали недвусмысленный знак действующим властям АНДР относительно их попыток подавить оппозиционное движение накануне ожидающегося голосования на выборах президента страны, намеченного на 12 декабря.

Разумеется, произошедшее имело сильный общественный резонанс. Так, власти АНДР гневно отреагировали на это и потребовали от Брюсселя прекратить вмешательство во внутренние дела Алжира.

В свою очередь, алжирская оппозиция, несмотря на ее явное нежелание поддерживать иностранное вмешательство, восприняла происходящее как явный акт поддержки своим выступлениям.

Вместе с тем, по оценке лидеров алжирской оппозиции, именно власти Алжира первыми «интернационализировали устроенный ими же политический кризис» и теперь они рискуют обратить на свои действия внимание нелояльных им международных сил.

В частности, они указывают: «Именно Абделькадер Бенсалах (исполняющий президентские обязанности до официального проведения выборов главы государства) заручился поддержкой России, заявив Владимиру Путину, что выступающие против выборов являются «горсткой протестующих», не отражающих идеи алжирского народа.

Далее алжирские власти пригласили министра внутренних дел Испании для обсуждения своих внутренних вопросов (который выразил им поддержку), а ранее Рамтан Ламамра в свою бытность вице-премьером совершил вояж по западным столицам, чтобы заручиться их поддержкой при проведении выборов.

И, таким образом интернационализировав свои внутренние дела, сейчас руководство АНДР возмущается подобному иностранному вмешательству.

Следует заметить, что, вероятно, алжирскую проблему Европарламент бы и вовсе не заметил, если бы не волна гонений, обрушенных властями АНДР на собственную христианскую общину в последние месяцы.

Не случайно, что застрельщиками принятия Европарламентом «антиалжирской» резолюции выступили правые католические депутаты, во многом под нажимом которых ее и приняли.

Примечательно, что в ходе обсуждения положения дел в Алжире они договорились до того, что якобы в стране царил межрелигиозный мир, когда она находилась под французским колониальным владычеством.

Разумеется, подобные эпитеты вызвали особое негодование представителей алжирских властей. По мнению ряда алжирских политиков, в результате евродепутаты остановились в шаге от призвания в Алжир французских колонизаторов.

Вместе с тем, переоценивать значение произошедшего не следует – ведь резолюция Европарламента не является «обязательной» к исполнению и дальнейшие нарушения этого предписания не предусматривают каких-либо санкций.

Так, евродепутаты, осудив алжирскую действительность, даже не потребовали от властей АНДР выпустить на свободу многочисленных политических заключенных, оказавшихся за решеткой после падения президента Абдельазиза Бутефлики.

Не случайно, что председатель Союза за гражданство и прогресс (UCP) Зубида Ассуль заявила, что резолюция Европейского парламента о положении в области прав человека в Алжире «не принесла ничего нового».

По ее словам, этот документ является лишь отражением происходящего в этой стране. По ее словам, «В течение нескольких месяцев UCP и PAD (Пакт за демократическую альтернативу, объединяющий несколько партий и политических деятелей – авт.) мы постоянно осуждали нарушения властями АНДР конвенций ООН и положений Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, положений самой алжирской Конституции», посягательства на «свободу протеста, свободу слова и свободу передвижения».

Мы также осудили аресты политиков и демонстрантов, которые выражали свои позиции в мирной обстановке, ничего не нарушая». Но, по ее словам, лишь теперь Брюссель сделал вид, что заметил подобные нарушения.

Однако как представляется, алжирские власти вряд ли прекратят давление на оппозицию и прислушаются к голосу Брюсселя, от которого они при этом хотят получить многомиллиардные инвестиции для развития своей энергетической отрасли.

Судя по всему, руководство АНДР и далее (особенно в канун проведения президентских выборов) будет применять силовые методы для удержания власти. Ведь отказавшись от них, власти рискуют не справиться с напором оппозиции.

Во-вторых, алжирские лидеры прекрасно знают изменчивость западной и европейской позиции. Так, несмотря на куда более тяжелое международное положение 1990-х гг., когда в Алжире шла гражданская война и власти АНДР подвергались давлению Запада за «избыточное применение силы», по прошествии времени все это забылось. И тот же Брюссель в скором времени развил с Алжиром продуктивное энергетическое взаимодействие.

Соответственно, существует определенная уверенность, что сейчас Евросоюз тем более не пойдет на какие-то санкции.

В-третьих, алжирские власти, во всяком случае, пока, могут не замечать реакцию Брюсселя, поскольку он не имеет единой позиции по данному вопросу. Так, немного ранее Европейская комиссия относительно подготовки к президентским выборам указала: «ЕС как институт, объединяющий все страны союза, выразил полное уважение алжирскому народу и государству, а также принятым мерам (…) обеспечить свободные, регулярные и независимые выборы, а это цель алжирского народа и государства».

Здесь же можно вспомнить заявления пресс-секретаря Европейского союза М.Коцианчича, выразившего надежду на то, что «выборы будут способствовать удовлетворению глубоких чаяний алжирского народа при уважении основных прав человека и в обстановке умиротворения». И, наконец, влияние Брюсселя на алжирские события снижается ввиду куда более активной позиции Пекина. В связи с этим особый интерес вызывает поведение китайской стороны и в частности, посла КНР в Алжире Ли Ляньхэ, который открыто выступил против иностранного вмешательства в дела АНДР, выразив тем самым явную поддержку алжирскому режиму. В любом случае, интернационализация внутриалжирских событий наносит правящему режиму большой вред, автоматически подпитывая оппозицию внутри страны.

И, наконец, власти отдельных европейских стран, например, Испании, судя по заявлениям ее министра внутренних дел, придерживаются диаметрально противоположных Европарламенту взглядов.

Вместе с тем, реакция Европарламента служит для алжирских властей тревожным знаком, поскольку ранее Алжир ратифицировал международные соглашения о соблюдении прав человека и ратифицировал соглашение об ассоциации с Европейским союзом.

Эти договоренности имеют политическую составляющую, связанную с соблюдением прав человека и основанную на принципе международного права и хартии прав человека ООН.

В том случае, если Алжир будет их игнорировать, те же депутаты Европарламента своими решениями способны затруднить дальнейшее развитие с ним взаимодействия Брюсселя.

Судя по их высказываниям, они тесно увязывают алжирскую экономическую стабильность с политикой, намекая, что позиция Европарламента будет влиять на готовность тех же инвесторов из европейских стран вкладывать средства в развитие энергетической отрасли АНДР.

52.27MB | MySQL:103 | 0,489sec