Выводы американских экспертов о внутриполитической ситуации и внешнеполитической стратегии Израиля на среднесрочную перспективу

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призвал европейские страны наращивать давление на Иран и присоединиться к санкциям США в отношении Тегерана. «Страны Европы работают с тем, чтобы обойти санкции США против Ирана. Пришло время сменить курс. Пришло время наращивать давление на Иран, а не сокращать его. Пришло время присоединиться к США и ужесточать санкции в отношении Ирана», — распространила высказывания Нетаньяху его канцелярия в воскресенье 1 декабря. По мнению израильского премьера, «в то время, как Иран спешит обогатить уран для производства ядерного оружия, европейские страны спешат ублажить Иран еще большими уступками». «Эти европейские страны должны стыдиться сами себя. Они дают возможность фанатичному террористическому режиму разрабатывать ядерное оружие и баллистические ракеты, что приведет к ужасным последствиям как для них самих, так и для остального мира», — продолжил Нетаньяху. Собственно эти заявления являются частью перевыборной кампании самого Нетаньяху на фоне обвинений в коррупции и очевидных перспектив смены его в качестве лидера партии Ликуд в результате проведения праймериз. Отсюда закономерная попытка нынешнего премьера вновь перевести внутреннюю критику на традиционное иранское направление путем активизации соответствующей риторики. Он призвал стремящиеся добиться стабильности на Ближнем Востоке страны оказывать «все больше и больше» давления на Иран. Соответствующее заявление он сделал во время еженедельного заседания правительства еврейского государства. «Я призываю все страны мира, которые хотят добиться мира и стабильности в нашем регионе и во всем мире, объединить силы и оказывать все больше и больше давления на Иран, а также поддерживать Израиль в его действиях, предпринимаемых против его [Ирана] агрессии. Мы [Израиль] предпринимали такие действия ранее и продолжим предпринимать их и в дальнейшем», — цитирует высказывания Нетаньяху его канцелярия. «Иран атакует не только своих соседей и нас [Израиль], Иран также атакует также своих собственных граждан», — добавил премьер и назвал иранский режим «тиранией, чей характер и истинный облик сейчас раскрываются всему миру». При этом  израильское государственное радио «Кан» отмечает, что Нетаньяху не стал говорить на заседании правительства о том, какие шаги он собирается предпринимать после решения о предъявлении ему обвинений по трем статьям. 21 ноября генпрокурор Израиля Авихай Мандельблит заявил, что решил предъявить премьеру обвинения во взяточничестве по «делу 4000» и мошенничестве и злоупотреблении общественным доверием еще по двум делам. Премьер в тот же день назвал решение генпрокурора «попыткой переворота» и пообещал управлять Израилем «ответственно и в соответствии с законом».
В этой связи, по оценке американских экспертов, прошедший год политической нестабильности в Израиле не демонстрирует никаких признаков ослабления этой тенденции в 2020 году. Два раунда общенациональных выборов не привели к созданию жизнеспособного правительства. И теперь премьер-министр Биньямин Нетаньяху отказывается уйти в отставку перед лицом обвинений в коррупции. В этом длительном вакууме власти прежняя радикальная политика все больше выходит на первый план, поскольку противостоящие правые и центристские партии борются в первую голову за националистический электорат, необходимый для формирования правительства. Эта тактика оправданна. В то время как израильтяне, по-видимому, более политически и культурно разделены, чем когда-либо, воспринимаемая экзистенциальная угроза Ирана и его ядерной программы, тем не менее, остается универсальной объединяющей силой среди избирателей. Таким образом, независимо от того, какое правительство в конечном итоге выйдет из этой борьбы в предстоящем году, сосредоточение внимания Израиля на региональной безопасности Тегерана останется в значительной степени константой, даже если его внутриполитическая ситуация будет продолжать оставаться нестабильной.
Всплеск такой поляризованной политики в сочетании с обвинениями премьер-министра Биньямина Нетаньяху в коррупции проходит на фоне необычайно глубокого периода внутренней политической неопределенности, который, вероятно, продлится до 2020 года. Израильская политика исторически охватывала традиционную гамму левых и правых, причем центристы периодически преодолевали этот разрыв. Но изменение израильской демографии и идеологии с тех пор нарушило этот баланс. Более социально и экономически либеральные левые страны гораздо менее популярны и организованны, чем раньше. Когда-то доминировавшая во внутренней политике партия Авода на сегодня сведена к незначительному фактору в текущих коалиционных переговорах, в то время как ее коалиции с арабскими партиями не хватает единства, необходимого для того, чтобы быть главной политической силой. В течение почти десятилетия Нетаньяху и его правящая партия Ликуд использовали слабеющее влияние левых для поддержания хрупких, но жизнеспособных коалиций между религиозными и светскими фракциями справа. Однако связи, связывающие эти группы вместе, также быстро изнашиваются. Рост ультраортодоксального избирательного блока в последние годы усилил его влияние, но светские правые по-прежнему остаются мощной политической силой с зачастую диаметрально противоположными мировоззрениями по отношению к своим более консервативным религиозным коллегам. В этой связи борьба за правый националистический электорат становится основной задачей практически всех политических партий. Потворствуя этим националистическим избирателям, правящая партия Ликуд и ее главный соперник — центристский альянс «Кахоль-лаван» — обещают реализацию соответствующих планов, такие как, например, формальная аннексия части Западного берега р. Иордан. Обе стороны также намекнули, что они будут занимать более жесткую позицию в отношении подавления случайных вспышек насилия в секторе Газа. Если быть еще более точным, то все новые коалиции фактически сейчас объединены единой повесткой дня в рамках своих предвыборных обещаний, которые можно выделить в три группы.
— Аннексия Западного берега: пропоселенческие религиозные партии и националисты отчаянно хотят, чтобы это произошло, и Нетаньяху постепенно продвигался к выполнению этого требования, поскольку до этого он маневрировал по этой теме, что и позволило ему в том числе оставаться у власти на протяжении многих лет. Теперь, когда Голанские высоты и Иерусалим признаны Соединенными Штатами, Нетаньяху будет вынужден выполнить свое предвыборное обещание и предпринять шаги по аннексии тех районов Западного берега, где уже находятся поселенцы — а возможно, и за их пределами. То же самое будет делать и любой другой будущий премьер.
— Более сильная политика в секторе Газа: ХАМАС», «Исламский джихад» и палестинские активисты в течение последнего года постоянно провоцировали ситуацию в рамках ракетных обстрелов. Израильтяне, особенно правые, хотят, чтобы было введено более сильное военное сдерживание этим провокациям.
— Решение противоречий с ультраортодоксами: этот вопрос почти убил правительство Нетаньяху в прошлом году. Раввины хотят продолжать получать льготы в рамках призыва на военную службу, но националисты, которые видят растущее число ультраортодоксов, как стратегическую уязвимость страны, хотят, чтобы они призывались в армию наряду с другими категориями граждан. Они неоднократно поднимали этот вопрос, но в процессе создания коалиции он вполне может стать камнем преткновения.
Но, несмотря на попытки Ликуда и «Кахоль-лаван» привлечь светских избирателей на свою сторону, ни один из них не смог заручиться достаточной поддержкой для формирования коалиционного правительства. Это означает, что Израиль может провести еще одни выборы в ближайшие месяцы. Но даже если коалиция будет сформирована до этого, нынешний политический климат будет продолжать мешать эффективно работать израильскому правительству в течение всего 2020 года. Поскольку ослабленные и раздробленные левые не в состоянии играть ведущую роль в качестве противовеса, светские правые могут отправить в отставку любое будущее израильское правительство, которое не сможет реализовать все проекты по дальнейшей аннексии Западного берега или жесткого отпора исламистам в секторе Газа. Необходимость привлечения националистического электората на свою сторону также означает, что израильские политические лидеры будут и впредь получать стимул к движению в направлении блокирования вопроса о создании единого государства с палестинцами и реализации жесткой стратегии в секторе Газа.
При этом иранская тема будет играть роль универсального громоотвода для всех ведущих политически партий Израиля на среднесрочную перспективу. Американские эксперты уверены, что израильская антииранская стратегия, тем не менее, сохранит свой курс при всех коалициях. Израильские силы обороны не только продолжали наносить удары по Ирану в Сирии в течение прошлого года, но и расширили их на Ирак, возобновив при этом боевые действия в Ливане. Решения о наращивании усилий в Ираке и Ливане, в частности, были приняты этим летом, когда у Израиля было временное правительство и не было независимого министра обороны, что доказывает способность ЦАХАЛа продолжать давление на Тегеран, несмотря на политический хаос внутри страны. Внесем уточнение — скорее всего, это свидетельствует не о силе военных, а политических маневрах политиков.
Как полагают американцы, следующее правительство Израиля, будучи политически слабым, также будет вынуждено продолжать эту практику нанесения ударов по иранским целям и его союзникам везде, где его израильские военные сочтут нужным. Израильские избиратели снова и снова демонстрировали, что они готовы принять любой возможный негативный итог такой жесткой стратегии против Ирана. Действительно, израильтяне широко поддерживают как стратегию санкций США против Тегерана, так и вариант нанесения удара по Ирану, если он приблизится к разработке ядерного оружия. И с учетом того, что Иран неуклонно снижает уровень своих обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий по ядерной сделке, растет вероятность того, что Израиль действительно может принять решение о проведении такого удара. Снова внесем уточнение — самостоятельно такое решение ни одно израильское правительство не примет при всех вариантах развития событий. Для этого ему нужна будет поддержка Вашингтона, в чем есть серьезные сомнения.
Тем не менее американские эксперты полагают, что предполагаемые темпы развития ядерного оружия Ирана определят наиболее последовательное региональное поведение Израиля в 2020 году. Соединенные Штаты продемонстрировали явное сопротивление эскалации своей борьбы с Ираном до военных действий. Это, в свою очередь, позволит следующему правительству Израиля решить, как долго оно будет бездействовать, поскольку Иран постепенно наращивает свою ядерную деятельность. Израильские лидеры также будут внимательно следить за подготовкой к президентским выборам в США в ноябре 2020 года. Если кандидат в президенты, который выступает за более мягкую линию в отношении Ирана войдет в Белый дом, Израиль может решить превентивно ускорить свой собственный военный график против ядерной программы Ирана. Снова отметим, что это маловероятно. При этом Тегеран все еще явно остается очень далеко от практической разработки такого оружия.
В этой связи американцы делают следующие выводы о внешнеполитической стратегии Израиля на среднесрочную перспективу.
— Политический кризис в Израиле будет продолжаться на протяжении всего 2020 года, подпитываемый ожесточенной конкуренцией между светскими и религиозными группировками страны.
— Стремление правых сохранить свою власть может ускорить переход правительства к более жесткой политике, такой как аннексия Западного берега.
— Перманентный политический хаос не помешает израильским военным продолжать наносить удары по Ирану и его союзникам в регионе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,533sec