Иран: кто на самом деле отдал приказ поднять цены на бензин

Три недели назад в Иране начались масштабные социальные протесты. Многие СМИ писали тогда, что поводом явилось принятое 15 ноября правительством Хасана Роухани решение увеличить цены на бензин на 200%, подняв их до 3000 туманов. Решение не было спонтанным, ему предшествовали многомесячные дебаты и обсуждения, буквально расколовшие политическую элиту страны.

Как и следовало ожидать, эта экономическая мера мгновенно привела к массовым протестам населения во многих иранских городах, начавшимся со столицы  – Тегерана. Уже в субботу 16 ноября социальная активность по всему Ирану приняла беспрецедентный размах. Демонстрации шли одновременно в более чем 50 городах страны. Лозунги нынешней волны протестного движения практически не отличались от предшествовавшей, имевшей место в конце 2017 – начале 2018 гг. Превалировали требования экономического дискурса, хотя кое-где были зафиксированы и акты сжигания портретов духовного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи. Довольно часто в лозунгах выражался и протест против оказания различной помощи экстремистским организациям Палестины, Ливана, Йемена.

Все эти дни СМИ задавались вопросом, кто инициировал  введение новых цен на горючее, буквально воспламенившее страну. Военно-политическая элита почти единогласно возложила вину на правительство, его «неверные шаги в вопросе изменения цен на горючее», по сути, оправдывая аятоллу Али Хаменеи, характеризовавшего демонстрантов как «злоумышленников». Именно он отдал приказ на жесткое применение силы репрессивными структурами исламского режима. Выяснилось также, что в ходе разгона демонстраций использовались и созданные по инициативе аятоллы Али Хаменеи специальные штурмовые отряды по противодействию, впервые задействованные в ходе нынешней протестной волны.

Однако, похоже, «авторство» непопулярной меры пересматривается: парламентарий Али Мотаххари  приподнял на днях завесу над тем, кто дал команду на троекратное увеличение цен на бензин и тем самым спровоцировал новую волну протестного движения практически по всему Ирану. Как сказал А.Мотаххари, цитируемый 4 декабря многими СМИ, повышение цен на этот стратегически важный энергоноситель было утверждено и одобрено к реализации лично  аятоллой Али Хаменеи. Лишь только после этого оно было спущено правительству для исполнения. Как известно, в Иране в последние 30 лет президент функционирует как глава исполнительной власти, а пост премьер-министра аннулирован. Кстати, последним премьер-министром при исламском режиме был Мир-Хоссейн Мусави, являющийся ныне одним из лидеров оппозиционного движения. Он выдвигал свою кандидатуру в 2009 г. на пост президента, но проиграл выборы.

Сам президент Хасан Роухани, возглавляющий нынешнее правительство, утверждает, что до утра пятницы 15 ноября он не имел представления о дате повышения цен на горючее. Более того, А.Мотаххари сказал на встрече со студентами Тегеранского университета, что президент на предварительной стадии обсуждения возможности повышения цен на бензин выступал последовательным противником такого шага, однако аятолла Али Хаменеи всячески настаивал на этом, не принимая в расчет доводы оппонентов. Не был поставлен в известность и парламент, который должен был бы знать не только о самом факте и дате  повышения цен, но и шагах по минимизации такого удорожания для семей с низкими доходами.

СМИ писали о том, что узнав об этом факте, парламентарии хотели дезавуировать это решение, но аятолла настоял на том, что оно насущно необходимо. Касаясь на этой же встрече со студентами столичного университета  жестоких расправ с участниками протестных акций, А.Мотаххари охарактеризовал  их как позор для страны, акцентировав внимание на том, что важнее всего – социальная стабильность в стране и  спасение правящего режима, несмотря на жертвы. Не соглашаясь с прежде выдвигаемыми аятоллой Али Хаменеи доводами о том, что главную роль в разжигании последней по времени  волны протестного движения сыграли  «внешние силы» — США, Израиль и Саудовская Аравия, а также сторонники монархистов и оппозиционной Организации народных моджахедов, А.Мотаххари сказал, что это не так, в его руках имеются документы, отрицающие такие факты.  Он полагает, что это – стихийный бунт толпы. «В Тегеране среди арестованных масса людей, не имеющих понятия, кто такие реформисты, фундаменталисты, сторонники моджахедов. Большинство этих людей обыкновенные хулиганы и мародеры, а также люди, потребляющие спиртное и рыскающие по интернет-сайтам аморального контента».        Как видно из слов этого депутата,  как представителя иранской политической элиты, для него люди, вышедшие на улицы протестовать против нестерпимых условий жизни, безработицы и повальной коррупции, являются не кем иным, кроме как носителей порока: «Все эти демонстранты, поджигавшие автозаправки, не могут быть отнесены к нормальным гражданам. Если бы они вытворяли такое в годы революции, с ними тут же расправились надлежащим образом».

Впрочем, на сегодня имеется ряд публикаций зарубежных и оппозиционных СМИ, и даже видеоклипов, демонстрирующих, что значительная часть поджогов и мародерства совершалась теми, кто разгонял демонстрации – полицией, силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР), военизированными соединениями «Басидж», отрядами афганских наемников «Фатемиюн». Между тем, по последним данным Amnesty International количество жертв нынешней протестной волны в Иране превысило 208 человек. Однако на одном из Telergram каналов, где демонстрировались видеоклипы разгона протестных демонстраций в Иране была оглашена иная цифра: на 4 декабря в Иране репрессивными структурами исламского режима убито примерно 900 человек, а количество арестованных  достигло 13 тысяч. Эти цифры опубликовал и сайт фарсиязычной радиостанции «Пейамэ Эсраиль» («Послание Израиля»).В то же время,  иранский оппозиционный интернет-портал IranPressNews, ссылаясь на «некоторые внутрииранские  источники» определил 5 декабря число жертв протестных акций в «более чем тысячу человек». Многие международные структуры потребовали по этому поводу тщательного судебного расследования.

Иранское издание «Джамаран» отмечает как курьез тот факт, что имеющий репутацию реформиста и открывший Ирану путь на Запад после долгих лет политической и экономической изоляции экс-президент ИРИ (1997-2005) Сеййед Мохаммад Хатами выразил свою признательность аятолле Али Хаменеи за то, что тот довольно быстро «обуздал» нынешнюю протестную волну, добавив, что правительство должно быть ему благодарно, ибо именно он организовал противостояние «шквалу насилия и разрушений, направленных против нации и государства». Как подчеркивает «Джамаран», экс-президента-либерала ужаснули антиправительственные и антиисламские лозунги демонстрантов, «среди которых превалируют те, кто грабят, разрушают и создают смуту, пытаясь демонтировать исламский строй». Он заверил аятоллу Али Хаменеи, что его единомышленники поддерживают режим исламской республики. Одновременно экс-президент ИРИ Сеййед Мохаммад Хатами, демонстрируя, видимо, свое реформистское реноме, отметил, что исламский режим имеет весь необходимый потенциал самоусовершенствования. «Именно лидер страны должен сыграть в этом главную роль и определить, каким образом это возможно сделать».

52.18MB | MySQL:103 | 0,659sec