Оценки турецкими экспертами саммита НАТО в Лондоне

Турецкая делегация во главе с президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом приняла участие в саммите НАТО в Лондоне 3-4 декабря. Ключевыми темами саммита, посвященного 70-летию создания Североатлантического альянса, стали обсуждение будущего организации и выстраивание дальнейших отношений с Россией. Президент Турции приехал на саммит с целым пакетом сложных и многосторонних вопросов: покупка российских систем ПВО С-400, военная операция в Сирии, программа истребителей F-35, бурение в Восточном Средиземноморье, курдские «Силы народной самообороны».

«За 70-летнюю историю НАТО ни один член НАТО не отходил так далеко от основополагающих идей Альянса, как Турция в прошлом году»,- писали в преддверии саммита турецкие СМИ.

Тем не менее, мнения расходятся по вопросу отношений Турция-НАТО. Провластные СМИ Турции делают акцент на то, что в этих отношениях зависимость НАТО от Турции больше. «Турция по-прежнему располагает тактическим ядерным оружием в соответствии с соглашением НАТО о разделении ядерной ответственности, которое является разменной монетой для оказания давления на Россию и средством сдерживания в отношении негосударственных субъектов на Ближнем Востоке. Кроме того, Турция также согласилась разместить радар X-диапазона в баллистических вооружениях НАТО, тем самым рискуя своими отношениями с соседями»,- отмечает турецкая журналистка  из «Сабах» Мерве Шебнем Оруч.

Достаточно интересным является сравнение отношений Турции с НАТО и Россией на нынешнем этапе со временами Холодной войны. Оруч пишет: «Некоторые российские эксперты отмечают, что если бы они тогда не угрожали Турции так сильно, то мы могли бы не вступить в Трансатлантический альянс. Насколько отличается ситуация сегодня! В будущем мы можем услышать такие слова от НАТО, поскольку некоторые страны НАТО совершают ту же ошибку, что и Советы ранее».

Защитники турецкой политики в отношении НАТО оправдывают сближение Анкары с Москвой «неконструктивной позицией» альянса, которая сама подталкивает Турцию к России. «Это не вина Турции»,- пишет газета «Йени акит». Геостратегическое положение Турции вынуждает ее сближаться с теми странами, которые содействуют в вопросе защиты своих национальных границ.

Разговоры о возможном выходе Турции из НАТО идут уже давно как внутри Турции так и в странах НАТО. Тем не менее на сегодня антиНАТОвские настроения дошли до своего пика. Так, известный турецкий журналист Ибрагим Карагюл недавно написал статью в газете «Йени шафак» с заголовком «НАТО сейчас является основной угрозой для Турции». В статье, в частности отмечается, что цель альянса – не защитить Турцию, а остановить ее. Автор зашел еще дальше, написав «все террористические организации связаны с НАТО. Возможно даже вмешательство НАТО! Нашу страну нельзя доверить бюрократии НАТО! Новый мир нельзя обсуждать с архаичным дискурсом».

Комментируя мнение Карагюла, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Асли Айдинтасбаш отметил, что это заявление отражает многочисленные уровни напряженности между Турцией и НАТО, некоторые из которых  скорее отражают межинституциональную напряженность, чем односторонние действия Турции. «[Карагул], возможно, не отражает политику Анкары, но он отражает мышление в Анкаре», — отмечает Айдинташбаш. Он так же подчеркивает, что в Турции все еще популярно мнение, что если бы в 2016 году попытка военного переворота была успешной, то Запад поддержал бы заговорщиков. «То, что мы делаем сейчас, это притворство, что Турция доверяет НАТО. Разногласия, всплывающие в вопросах сирийских курдов или Балтийских стран которые являются отражением более глубокого недоверия. Причина покупки S-400 это чувство недоверия к странам НАТО», — дополняет он.

Перед вылетом в Лондон Р.Т.Эрдоган заявил, что если страны НАТО не признают курдские «Силы народной самообороны» террористической организацией, то Турция применит вето в вопросе оборонных планов НАТО в отношении Польши и стран Балтии. Тем не менее, после саммита президент Литвы заявил, что Турция поддержала план. «Это огромное достижение не только для нашей страны, но и для всего региона, поскольку оно обеспечивает безопасность наших граждан», — заявил президент Литвы Гитанас Науседа.

Озгур Унлухисарджикли, директор Немецкого фонда Маршалла в Анкаре, считает, что в краткосрочной перспективе Турция вряд ли сможет достичь успеха в вопросе признания СНС террористической организацией в НАТО. «Я не верю, что Турция может реально ожидать, что НАТО зарегистрирует СНС в качестве террористической организации на данном этапе. Пока что СНС важны только для Турции, но Прибалтика и Польша важны для нескольких союзников. Я думаю, что Турция пошла бы на очень большой риск, если бы продолжала угрожать блокированием планов НАТО»,- отмечает Унлухисарджикли.

Отметим, что главной мишенью турецкой прессы стал президент Франции Эммануель Макрон. Это не стало неожиданностью. Еще до саммита, комментируя заявление французского президента о том, что НАТО переживает «смерть мозга», Эрдоган посоветовал ему «проверить свой мозг». Кроме того, Макрон так же выступает с жесткой критикой в отношении турецкого вторжения в Сирию.

Проправительственный обозреватель Мелих Алтынок в своей колонке пишет: «Обвинение президента Макрона против Турции, страны с наибольшим курдским населением в регионе и единственной страны, в которой курды живут с полностью равным гражданством, является просто нелепой ложью. Интересно, слышал ли когда-нибудь Макрон о сотнях тысяч курдов, которые искали убежища в Турции из районов Сирии, захваченных СНС, которую он объявил представителем курдов в регионе. Ответ будет определенно нет!»

С другой стороны, некоторые политологи считают, что «Ссора с Макроном была тактическим шагом для Эрдогана, который также стремится завоевать симпатию Трампа».

По мнению политолога Сулейман Озерена, стремление Эрдогана к разжиганию кризиса внутри НАТО также «отражает идеологическую позицию евразийской бюрократической и военной структуры в Турции и его отношение к президенту России Владимиру Путину», — сказал он.

Подчеркнем, что на саммите НАТО Эрдоган назвал Россию одним из основных партнеров Турции.

Озерен так же добавляет, что Эрдоган не станет подвергать опасности членство Турции в НАТО, по крайней мере, на данный момент, потому что прекращение членства может «толкнуть его в неизведанные воды».

Такого же мнения придерживается Али Демирташ, профессор международных отношений. «НАТО не может позволить себе потерять Турцию, и Турция предпочла бы остаться в НАТО, чтобы продолжать оказывать влияние на принятие решений в ее пользу». Выход Турции из Альянса, по его словам, станет смертельным приговором для НАТО и сделает весь Альянс устаревшим, так как несмотря на тактический альянс Турции с Россией в Сирии, Турция продолжает принимать военные базы НАТО и контролирует пролив Босфор, который необходим Москве для развертывания основной части своих военно-морских сил в Средиземном море. «Я приравниваю отношения Турция-НАТО к неудачному браку. Ни одна из сторон не имеет эмоциональной привязанности, но чувствует себя вынужденной оставаться в браке ради различных социальных пособий», — сказал Демирташ.

Директор Центра экономических и внешнеполитических исследований Синан Ульген, отметил, в целом, эти встречи организованы так, чтобы отражать позитивный имидж Альянса, где заявления, как правило, подчеркивают успехи НАТО, однако последний саммит выявил скорее разногласия, чем единство.

62.83MB | MySQL:102 | 0,471sec