О возврате экспроприированного имущества иранских евреев

Израильский министр социального равенства Гила Гамлиэль в интервью местным СМИ оценила экспроприированное исламским режимом Ирана имущество местных евреев в более чем 30 млрд долларов. В нынешнем правительстве страны она уже в течение более двух лет занимается и вопросами возврата собственности членов еврейских общин Ближнего Востока, вынужденных бежать из стран своего прежнего проживания. Ее аппарат собрал уже много данных по этому вопросу, которые систематизируются и обобщаются, чтобы быть переданными в страны, которые до сегодняшнего дня удерживают различное недвижимое или иное имущество, когда-то принадлежавшее их настоящим владельцам. Речь идет о том  имуществе, которое многие иранские евреи оставили, покидая страну накануне или сразу после победы там Исламской революции. Кроме этого, состояния многих богатых иранских евреев были экспроприированы в первые годы становления режима исламской республики в стране. Достаточно известным фактом является то, что экономическое положение подавляющего большинства евреев в период до революции 1979 г. было удовлетворительным, а часть евреев принадлежала к классу крупных промышленников и коммерсантов. Хотя еврейская община страны накануне революции составляла менее 0,25% населения страны, ее экономический вес, профессиональный уровень и культурный потенциал были гораздо выше этого показателя. По мнению известного ираниста проф. Амнона Нецера, это была одна из самых богатых еврейских общин в мире: 10% иранских евреев были очень богатыми людьми, такой же процент составляли бедняки, а оставшиеся 80% принадлежали к среднему классу.  В последнее десятилетие перед революцией община претерпела невиданное развитие и стала реально пользоваться почти абсолютной культурно-религиозной автономией. В сфере политических прав положение евреев, как и других религиозных меньшинств Ирана, в эти годы практически ничем не отличалось от мусульманского населения страны.  Зачастую материальное преуспевание значительной части еврейской общины,  объясняли  ее близостью к последнему иранскому шаху. Считалось, что Мохаммад-Реза Пехлеви  проявлял к евреям особое расположение. Именно поэтому богатые члены общины в своем кругу называли Мохаммада-Резу Пехлеви не иначе как «Папаша  Леви», подразумевая под этим его покровительство.

Исламская революция изменила ситуацию, а новый режим начал отрытые репрессии   против верхушки местной еврейской общины. За первые четыре послереволюционных года в Иране было казнено почти полтора десятка руководителей иранского еврейства. Конфискованное тогда и позднее еврейское имущество оценивалось миллиардами  долларов. Первой жертвой нового режима стал местный еврейский бизнесмен Хабиб Элканиян. Он был владельцем крупнейшей в предреволюционные годы в Иране компании по производству пластмассовых изделий, крупным строительным подрядчиком и общественным активистом и политиком, а в годы перед Исламской революцией занимал пост председателя президиума  еврейской общины. Построенный им в начале 1960-х гг. первый в  Тегеране небоскреб «Пласко» стал центром торговли и разнообразного бизнеса тех дней. Кроме «Пласко», его имя связано с десятками промышленных и жилых зданий. В первые послереволюционные месяцы Хабиб  Элканиян был казнен по обвинению в сионистской деятельности, шпионаже  и связях с Израилем. Все его имущество было экспроприировано революционными   властями. В июне 1980 г. смерть настигла другого крупного бизнесмена – Альберта Даниэльпура. В июле того же года и по такому же обвинению был казнен крупный владелец сети гостиничного бизнеса Берухим Аврахами. Расправлялись и с обычными членами еврейской общины. Так, в собственном магазине был повешен житель Тегерана Иззатулла Лаами. В 1997 г. была арестована группа из пяти евреев, которых обвинили в аморальной, нелегальной, подрывной и разведывательной  деятельности. Руководитель группы Хедаятолла Зендедель и один из членов группы были казнены путем повешения в декабре того же года, остальные получили длительные сроки тюремного наказания. Их имущество конфисковали. В июне 1998 г. совершено убийство активиста еврейской общины Тегерана Рухоллы Кадходазадэ. Террор против иранских евреев носит перманентный характер, в некоторые годы стихая, а затем – интенсифицируясь. Регулярно осуществлялись акции по конфискации еврейской собственности – предприятий, отелей, культурно-развлекательных комплексов. С течением времени, после стабилизации режима исламской  республики, в стране была создана правовая база, поставившая существенные препоны оставшимся в стране евреям, желавшим получить лицензии на открытие мелкого или среднего бизнеса.

Как заявили министр Г.Гамлиэль, Израиль сделает все возможное, чтобы вернуть состояние семьям их бывших владельцев. Требование Израиля возвратить конфискованное состояние членам еврейских общин относится не только к Ирану, но и к арабским странам, где также существовали многочисленные общины местных евреев, почти прекратившие свое существование с образованием Государства Израиль или в первые годы его существования.  Там потерянное еврейское имущество по оценкам министра Г.Гамлиэль составляет порядка 120 млрд долларов.

Возьмем, для примера, Ирак. С 1948 г. евреям этой страны, представлявшим одну из самых больших по численности ближневосточных еврейских общин – более 200 тыс. человек,- было запрещено выезжать из страны. Их положение усугублялось тем, что немедленно после провозглашения Государства Израиль Ирак принял участие в войне, развязанной арабскими странами региона против молодого государства и в стране было объявлено военное положение. В уголовный кодекс страны в 1948 г. была внесена поправка, рассматривавшая сионизм как преступную идеологию. Это спровоцировало в Ираке повсеместные антиеврейские настроения, к которым вскоре добавились жесткие репрессии против местных евреев, в массе своей принадлежавших к среднему классу и находившихся в достаточно хорошем экономическом положении. Законами 1950 и 1951 гг. покидавшие Ирак евреи лишались своей собственности. В этом плане показательно заявление тогдашнего иракского премьер-министра Нури Саида, сделанное им 13 января 1951 г.: «Евреи всегда были источником зла и вредят Ираку. Они шпионы…Для нас лучше избавиться от них, пока мы в состоянии это сделать». На следующий день после этого заявления прогремел сопровождавшийся многочисленными жертвами взрыв в одной из синагог Багдада, где собрались евреи, желавшие репатриироваться  в Израиль. Положение иракских евреев оказалось очень серьезным,  и только репатриация в Израиль могла спасти общину от физического уничтожения. Понятно, что это было связано с потерей ими собственности.

Разумеется, параллельно встает вопрос о возврате собственности тем проживавшим на территории Израиля до создания там еврейского государства арабам, которые с началом арабской агрессии против только что провозглашенной страны, поддавшись на пропаганду соседних арабских стран, покинули его территорию, надеясь вернуться туда после его разгрома. Таких было, по подсчету сайта израильской фарсиязычной радиостанции «Пейаме Эсраиль», примерно 480 тысяч человек. В то же время число евреев, бежавших из арабских стран, составляло порядка 780 тысяч. Израиль не раз заявлял о готовности обсудить вопрос возврата арабской собственности, связав его с проблемой арабских беженцев с территории  нынешнего Израиля в контексте палестинского урегулирования. Что касается Ирана, то там связывают вопросы возврата еврейской собственности  с долгами Израиля по поставкам нефти Израилю в период, предшествовавший победе в Иране исламской революции. Долг составляет 870 млн долларов, и вопрос уже более 4 лет разбирается в Международном суде в Швейцарии, куда правительство ИРИ представило иск на 2 млрд 300 млн долларов. Последнее по времени заявление министра Г.Гамлиэль показывает решимость Израиля придать вопросу о возвращении еврейской собственности, конфискованной или брошенной в странах Ближнего Востока, реальное наполнение и начать цивилизованные переговоры в действующем правовом  поле.

62.88MB | MySQL:102 | 0,571sec