Китайские специалисты оценивают «мягкую силу» ОАЭ

Известно, что находясь в ситуации усиливающихся изменений в ближневосточном регионе, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) стремятся к созданию нового центра силы, используя для этого все возможные инструменты. По мнению китайских специалистов, одной из актуальных проблем нынешней политики ОАЭ является крайне высокая ограниченность собственной ресурсной базы в сравнении с региональными лидерами: Саудовской Аравией (КСА) и Ираном (ИРИ), которые обладают значительно большей национальной территорией. Кроме того, как отмечают китайские политические обозреватели, усиливается соперничество и с малым соседом в регионе – Катаром. Как представляется, в сложившейся ситуации официальному Абу-Даби необходимо искать все возможные пути закрепления своего положения в новых условиях и реализации своего видения регионального развития, сталкивающегося с интересами других региональных игроков. Одним из инструментов в продвижении своей международной и региональной политики В связи с этим важнейшим становится вопрос эффективности «мягкой силы» ОАЭ. Известно, что в 2013 году была официально опубликована концепция развития ОАЭ «Видение-2021», в которой отмечается, что официальный Абу-Даби стремится к созданию современного государства, экономики и общества, ориентированных на инновации, прогресс, устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности. В рамках реализации положений «Видения-2021» в ОАЭ было создано Министерство счастья. Как представляется китайским специалистам, эти шаги были направлены на повышение эффективности государственного управления и на привлечение международного внимания, положительной оценки деятельности государства. Продолжением реализации «Видения-2021» стало закрепление на официальном уровне института мягкой силы. Руководство ОАЭ озаботилось созданием независимого органа, отвечающего за развитие этого направления. Созданный Совет ОАЭ по мягкой силе, главной задачей которого является развитие привлекательности государства, уже через два месяца со дня основания представил «Стратегию мягкой силы». Она основывается на четырех ключевых целях: на разработке единого направления развития для различных секторов, включающих экономику, гуманитарные науки, туризм, СМИ и науку; на развитии роли ОАЭ как «ворот в регион»; на закреплении ОАЭ в качестве регионального лидера в культуре, искусстве и туризме; на создании и поддержании репутации ОАЭ как современного и толерантного государства, приветствующего людей со всего мира. Несколько ранее руководство ОАЭ, осознавая ограниченность и зависимость экономики государства от нефтяного ресурса, начало работать над повышением привлекательности экономического инвестирования в страну. С помощью перераспределения доходов от нефтяной сферы была выстроена развитая инфраструктура. По данным СМИ КНР, конечной целью этой политики стало создание международного финансового хаба. В ключевом по экономическому значению эмирате Дубай была создана особая экономическая зона – Международный финансовый центр (МФЦД). Он является крупнейшим финансовым узлом для ближневосточного, африканского и южно-азиатского рынков. На сегодняшний день на территории Центра расположены офисы сотен международных компаний, и их число увеличивается с каждым годом. ОАЭ, предлагающие беспроцентное налогообложение, а также особое законодательство для МФЦД, основанное на прецедентном праве, ежегодно увеличивают приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны; их объемы превысили 10 млрд долл. в 2018 году. Отмечается, что в стране действует эффективная антикоррупционная система (лучшая в регионе), которая должна повышать безопасность предпринимательства в государстве и улучшать качество бизнес-среды. Китайские специалисты отмечают, что в вопросе экономической диверсификации ОАЭ являются лидером среди стран Персидского залива, снизив роль полезных ископаемых в экономике. Модель создания экономических зон, впервые реализованная в Эмиратах, стала прообразом появления аналогичных экономических анклавов в других странах региона (в Саудовской Аравии и Катаре). Особый акцент на привлечении иностранных капиталов, несмотря на специфику их происхождения, демонстрирует значимость инвестиций для экономики ОАЭ. Тем не менее это может негативно сказаться на имидже государственного бренда и взаимоотношениях с другими странами мира, где эти капиталы были получены. Сфера туризма, помимо положительного влияния на экономическое развитие страны, является одним из направлений в развитии мягкой силы ОАЭ. За последние несколько лет страна стала самым быстрорастущим туристическим направлением в индустрии. Абу-Даби и Дубай – одни из наиболее узнаваемых городов мира, а выстраивание брендов этих городов – часть стратегии «Видения-2021». Дубай можно рассматривать как центр экономической жизни эмиратов, а также как одну из международных столиц шоппинга и роскошной жизни. Помимо этого Дубай — один из наиболее посещаемых городов мира (более 16,5 млн туристов за 2018 г.), на который приходится большая часть туристического потока ОАЭ. Китайские специалисты отмечают важный аспект: ОАЭ стремятся развивать научную среду. В стране работают десятки университетов, в том числе филиалы более 30 зарубежных центров образования. Создаются особые knowledge villages и академические городки (например, Дубай) – свободные зоны развития человеческих ресурсов, где сконцентрированы университеты и центры науки с возможностью 100% участия зарубежного капитала. Привлекается и бизнес-сообщество, так называемый, Научный парк Дубай обеспечивает деятельность научного сектора ОАЭ, объединяя 300 компаний, развивающих стартапы и исследовательские проекты. Важно отметить, что ОАЭ и в частности город Дубай, станут хозяевами международной выставки ЭКСПО-2020. Китайские специалисты отмечают, что это первый случай проведения этого мероприятия в ближневосточном регионе. На выставке будут представлены ключевые международные достижения в различных сферах деятельности большинства стран мира. Планируется, что мероприятие посетят более 20 млн туристов, среди которых будут и граждане Израиля, получившие разрешение на посещение страны. Привлечение гостей — один из важнейших факторов успешного мероприятия и создания положительного образа государства. В заключении необходимо отметить, что Объединенные Арабские Эмираты уделяют особое внимание развитию и иных брендов, представляющих страну на международной арене. Общемировую известность приобрели авиационные компании Emirates Airlines и Etihad Airways, созданные правящими семьями эмиратов Дубай и Абу-Даби. Emirates Airlines и Etihad Airways – титульные спонсоры популярных футбольных клубов, турниров по большому теннису, кубка мира по регби и других спортивных событий и инфраструктурных проектов. Важен и тот факт, что выгодное географическое положение  и активная работа с инфраструктурой сделали из Объединенных Арабских Эмиратов один из ключевых международных транспортных узлов. В ОАЭ соединяются транспортные пути из Африки, Европы, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Международный аэропорт Дубай при пропускной способности в 90 млн пассажиров в год является одним из наиболее загруженных аэропортов мира (входит в шестерку). Транспортный узел делает из Дубай и ОАЭ «пропускные ворота» во весь ближневосточный регион. Такое положение и развитая инфраструктура влияет как на повышение туристического потока в ОАЭ, так и на восприятие страны в качестве важнейшего элемента мировой системы транспортных перевозок. Значимое место в создании транспортного узла занимает формирование морского транспортного хаба. С появлением китайской стратегии «Один пояс, один путь» и его морских направлений ОАЭ стали усиленно проводить политику повышения эффективности собственных портов. В ходе реализации концепта «ворот в регион» ОАЭ сталкивается с интересами других стран Залива, в первую очередь КСА и Катара. Эти страны стремятся реализовать свое видение региональной политики. Тем не менее модель ОАЭ демонстрирует одни из лучших показателей во многих из рассмотренных сфер. Если в проведении международных мероприятий и медиа — их лидерство оспаривается (активная культурная политика Катара, проведение Чемпионата мира ФИФА), то этого нельзя сказать о транспортном узле и авиаперевозках. Международный транспортный узел ОАЭ является не просто крупнейшим в Персидском заливе, но и одним из наиболее загруженных в мире. Перспектива развития морского узла и включение в проект «Один пояс, один путь» становится одним из важнейших инвестиционных и экономических шагов и сделает из страны еще более значимый геополитический центр. Здесь нельзя не отметить зависимость ОАЭ от политики безопасности в Ормузском проливе, а ближайший конкурент, КСА, в отличие от них, имеет выход в Красное море.

55.88MB | MySQL:106 | 0,544sec