Ситуация в Турции: октябрь–ноябрь 2007 года

В октябре в Турции событием общенациональной значимости и важности, получившим широкий международный резонанс, безусловно, стало резкое обострение ситуации на турецко-иракской границе. Вяло, но очень болезненно текущий конфликт между Анкарой и Рабочей партии Курдистана /РПК/ не мог не сыграть на определенном этапе роль «фитиля» активного вооруженного противостояния, который боевики «зажгли» 21 октября, совершив ночное нападение на колону турецких военнослужащих.

Бой произошел на турецкой территории в провинции Хаккяри в 4 километрах от иракской границы. В результате теракта погибли 16 турецких военнослужащих, 17 – ранены и 8 были взяты в плен. Это был третий теракт боевиков РПК после принятия турецким парламентом решения, дающего правительству право на проведение военной операции в Северном Ираке с целью ликвидации баз курдских сепаратистов.

Президент Турции Абдуллах Гюль, премьер-министр Реджеп Эрдоган и сокративший свой официальный визит в Италию начальник генштаба вооруженных сил страны Яшар Бююканыт приняли решение о срочном созыве заседания Высшего совета по борьбе с терроризмом.

Турецкие политологи и военные эксперты расценили это нападение как еще один шаг к началу вторжения в Ирак расположенной на турецко-иракской границе 60-тысячной группировки вооруженных сил Турции. Против военной операции выступают ООН, Европейский союз, Лига арабских государств, США, Ирак и руководство курдского автономного района на иракском севере. К сдержанности противостоящие стороны призвала и Россия.

Тем не менее очередной теракт в провинции Хаккяри убедил многих специалистов, в том числе в России, в невозможности возврата к дипломатическим усилиям по урегулированию этой острой проблемы. Ведь боевые действия, начавшиеся в провинции Хаккяри, имели продолжение уже на территории северного Ирака, где боевики, преследуемые турецкими коммандос, пытались укрыться после совершения теракта. Это позволило ряду турецких СМИ высказать предположения о том, что военная операция уже началась. Вместе с тем официального сообщения о ее начале так и не прозвучало. В крупных городах Турции прошли массовые митинги протеста против террора. Представители высшего военно-политического руководства страны провели серию экстренных совещаний с участием всех силовых ведомств. Президент Абдуллах Гюль в своей резиденции Чанкая встретился 22 октября с лидерами всех основных политических партий.

Очередные попытки найти взаимоприемлемые пути мирного выхода из кризисной ситуации были предприняты 27 октября на заседании Совета национальной безопасности Турции /СНБ/ и 5 ноября в ходе визита турецкого премьера в США. Главный вопрос турецко-американского саммита в Вашингтоне заключался в определении конкретных политических, экономических, дипломатических и военных мер, реализация которых позволит в кратчайшие сроки нейтрализовать деятельность боевиков РПК, чьи вылазки с территории Северного Ирака только в текущем году унесли жизни более 900 турецких военнослужащих. Этот вопрос и ранее неоднократно обсуждался Анкарой и Вашингтоном на самом высоком уровне. Однако все договоренности игнорировались США и не были реализованы на практике. Именно поэтому турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган накануне переговоров заявил: «Время разговоров прошло, мы ждем от Вашингтона конкретных шагов».

Это был самый представительный турецкий десант в Вашингтон за всю историю турецко-американских переговоров на высшем уровне. Турция была представлена не только высшим политическим, но и военным руководством в лице заместителя начальника генштаба ВС сил армейского генерала Эргина Сайгуна. Необходимо отметить, что госсекретарь США Кондолиза Райс за двое суток до саммита в Вашингтоне попыталась в ходе своих переговоров в Анкаре создать предпосылки для взаимоприемлемых договоренностей на высшем уровне. Однако, по мнению турецких экспертов, результаты переговоров с главой американской дипломатии не удовлетворили руководство Турции. Не снизил напряженности даже факт освобождения из плена накануне саммита восьми турецких военнослужащих.

После полутора часов критических переговоров Буш и Эрдоган с целью нейтрализации деятельности РПК договорились о создании американо-турецкого двустороннего военного механизма, а также об оперативном обмене разведывательной информацией. Наряду с этим лидеры двух стран еще раз констатировали, что РПК – террористическая организация и является общим врагом США, Турции и Ирака. Кардинально новыми эти договоренности назвать нельзя. Вашингтон и ранее объявлял РПК террористической организацией, а аналогичный двусторонний механизм, правда, на политическом уровне уже создавался и продемонстрировал свою полную несостоятельность, что подтвердили все его участники. Что касается признания центральным правительством Ирака под давлением США и Турции РПК террористической организацией, то это никоим образом не касается властей автономного курдского района в Северном Ираке, которые с этим не согласны и открыто об этом заявляют. А ведь базы РПК дислоцированы именно в этом районе.

Анализ результатов турецко-американского саммита в Вашингтоне позволяет сделать вывод о том, что Анкара так и не получила от США той конкретной поддержки в борьбе с террором, на которую рассчитывала. Очередное уклонение американской администрации от реальных жестких мер противодействия в отношении РПК турецкие эксперты объясняют прежде всего планами Вашингтона использовать в будущем курдов против Ирана. Такая длительная перспектива не устраивает Анкару, которой необходимо решать проблему борьбы с террором уже сегодня. А потому турецкий премьер заявил в Вашингтоне, что правительство все же использует полномочия для борьбы с РПК, которые получены от парламента страны. Но это будет не война, а ограниченная военная операция, которая, как полагают в Вашингтоне, не должна спровоцировать региональный конфликт.

Анализ обострения конфликта между Анкарой и РПК позволяет сегодня сделать вывод о том, что военно-политическое руководство Турции все более отдаляется от чисто силового решения проблемы, понимая, что ее всеобъемлющее урегулирование возможно лишь при активном задействовании политического и социально-экономического фактора. Этот тезис получил свое подтверждение в ходе закрытого для прессы выездного двухдневного совещания высшего политического руководства Турции, которое состоялось 24-25 ноября в 70 километрах от Анкары в курортном местечке Кызылджахамам. В нем приняли участие члены правительства, ведущие функционеры правящей Партии справедливости и развития /ПСР/, депутаты парламента от этой партии. Было заявлено, что годичный срок действия разрешения парламента на военное вторжение в Северный Ирак может быть продлен. Эксперты расценивают это заявление как усиление Анкарой акцента на дипломатические и социально-экономические меры, которые могут быть реализованы в ближайшей перспективе. В этом комплексе мер наибольшую сложность представляет налаживание прямого диалога между Анкарой и властями Северного Ирака, а именно с М. Барзани. На нынешнем этапе Турция, прежде всего военные, отказывается от такого диалога, предпочитая ему переговоры с Багдадом. Тем не менее определенные подвижки в этом направлении отмечаются, и можно говорить о перспективе их усиления.

Заметным событием в сфере внешней политики Турции в указанный период стал официальный трехдневный визит /11-13 ноября/ в Анкару президента Израиля Шимона Переса. Он стал первым главой Государства Израиль, который выступил в парламенте мусульманской страны. Депутаты Великого национального собрания Турции с большим вниманием выслушали выступление израильского президента. Накануне Шимон Перес посетил мавзолей основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка, где сделал запись в книге почетных гостей, встретился с преподавателями и студентами одного из самых престижных высших учебных заведений в Турции университета Билькент, где был удостоен звания почетного доктора, провел обстоятельные переговоры с президентом Турции Абдуллахом Гюлем.

Повестка дня переговоров охватывала широкий спектр вопросов двусторонних отношений и международных проблем. Среди основных – перспектива ближневосточного урегулирования, ситуация в Ираке, иранская ядерная программа. Шимон Перес подчеркнул, что рассматривает Турцию как важного регионального «игрока», способного играть позитивную посредническую роль в процессе ближневосточного урегулирования. Это подтвердил и организованный турецкой стороной Анкарский форум. В нем приняли участие Шимон Перес и глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, который также впервые выступил перед депутатами турецкого парламента. На Анкарском форуме было подписано рамочное Соглашение о создании на Западном берегу реки Иордан трех турецких промышленных зон. Реализация этой турецкой инициативы, названной участниками историческим событием, обеспечит работой более шести тысяч человек, что позволит решить многие социальные и экономические проблемы этого района.

Вместе с тем президент Израиля высказался категорически против участия Сирии в предстоящей в американском городе Анаполисе мирной конференции по ближневосточному урегулированию. Абдуллах Гюль же, констатируя важность сирийской позиции, настаивал на участии Дамаска в этом форуме. Диаметрально противоположными оказались позиции сторон и по проблеме иранской ядерной программы. Глава Турецкой республики подтвердил право Ирана на использование ядерной энергии для развития своей экономики. Шимон Перес же обвинил Тегеран в поддержке терроризма и отметил, что Израиль не верит в мирные цели иранской ядерной программы. Посольство Ирана в Анкаре сразу же отреагировало на это высказывание жестким заявлением в адрес Израиля.

Тем не менее, несмотря на существующие разногласия, Турция и Израиль, полагают эксперты, успешно находят точки соприкосновения своих позиций и подтвердили в Анкаре искреннюю заинтересованность в дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества и взаимодействия в военно-технической сфере. Кроме этого Израиль обещал рассмотреть вопрос об открытии своего представительства в непризнанной ТРСК, поддержал Анкару в вопросе решения проблемы армянского геноцида путем совместных исследований ученых всех заинтересованных стран.

Эта поддержка для турецкой стороны была очень актуальной в связи с признанием 10 октября Комитетом по иностранным делам палаты представителей конгресса США, несмотря на возражения президента Дж. Буша, факта геноцида армян в Османской империи в 1915 году. «Конгресс призывает президента США в ежегодном президентском послании, с которым он выступает 24 апреля в годовщину армянского геноцида, точно охарактеризовать систематическое и преднамеренное уничтожение полутора миллионов армян как геноцид», — говорится в тексте утвержденного документа.

Анкара резко негативно отреагировала на это решение конгрессменов США. Президент Турции Абдуллах Гюль назвал его «недопустимым», подчеркнув, что «некоторые политические деятели США не откликнулись на призыв Анкары проявить ответственность». Резолюция профильного комитета была утверждена при 27 голосах «за» и 21 «против». Вскоре после принятия резолюции отозванный в Анкару для консультаций турецкий посол в США Наби Шенсой (Nabi Sensoy) заявил, что решение американского конгресса является «неутешительным», и добавил, что «никто не вправе незаслуженно пятнать имя другого». «Самая большая несправедливость, которую можно проявить в отношении другого народа, это обвинить его в совершении геноцида. Такой шаг невозможно объяснить с позиций дружбы и союзничества, которые характеризуют двусторонние отношения Турции и США», — заявил журналистам официальный представитель турецкого правительства, вице-премьер Джемиль Чичек. Главком ВМС адмирал флота Метин Атач и госминистр Кюршад Тюзмен отменили свои визиты в США. Кроме того, по решению Анкары отменено намеченное на конец октября заседание в США Турецко-американского делового совета. Тысячи граждан Турции участвовали в акциях протеста рядом с американским посольством в Анкаре. Посольство США в Турции призвало своих соотечественников проявлять осторожность в связи с возможным проявлениями антиамериканизма.

Резолюция о геноциде армян может, и это понимает американская администрация, ударить по интересам США в Европе и на Ближнем Востоке. В парламенте и правительстве Турции обсуждались возможные ответные меры турецкого руководства на решение американских конгрессменов. Среди них — ограничения на использование Пентагоном турецкой военно-воздушной базы Инджирлик, которая играет ключевую роль в боевых операциях американских войск в Ираке и Афганистане. Около 70 процентов вооружения, вспомогательного снаряжения и топлива поступает в эти страны для военных подразделений США именно через эту базу и турецкий контрольно пропускной пункт Хабур, расположенный на границе с Ираком. Турецкие эксперты не исключают пересмотра и отмены ряда контрактов в сфере военно-технического сотрудничества двух стран, объем которого на нынешнем этапе превышает 5 млрд долларов. Они также указывают на тот факт, что Вашингтон рассматривает сегодня Турцию как один из самых надежных коридоров для ротации и предстоящего вывода своих войск из Ирака, который может оказаться закрытым для этой операции.

Но, думается, не стоит излишне драматизировать ситуацию. Резолюция, несмотря на ее большое символическое международное значение, все же носит рекомендательный характер, не имеет юридической силы и не является обязательной для президента США. Напомним, что в прошлые годы подобные резолюции уже несколько раз утверждались в этом комитете. За всю историю вопроса резолюция о геноциде против армян дважды выносилась и на общее голосование в палате представителей, но ни разу не набирала необходимого числа голосов. В своем выступлении на заседании конгрессмен-демократ Джеймс Коста, голосовавший за резолюцию, призвал не драматизировать ситуацию вокруг угроз со стороны Турции и привел при этом пример России. «После того как Россия в 1995 году приняла аналогичное решение, объем ее торговли с Турцией вырос на 351 процент», — сказал он.

Необходимо принимать во внимание и продолжающееся жесткое противостояние нынешних и бывших высокопоставленных представителей американской администрации дальнейшему прохождению этого документа. Госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны США Роберт Гейтс направили в конгресс письма, в которых подчеркнули, что принятие резолюции о геноциде «подвергнет значительной угрозе интересы национальной безопасности США». Совместное письмо с призывом не принимать эту резолюцию направили в конгресс также восемь бывших госсекретарей США, включая Генри Киссинджера, Колина Пауэлла, Мадлен Олбрайт, Джеймса Бейкера. Тем не менее уже сегодня можно сделать однозначный вывод о том, что в ближайшей перспективе надежды на реальное и кардинальное улучшение турецко-американских отношений, переживающих сегодня худший период в своей истории, вновь практически сведены к нулю.

В указанный период очередной импульс получили и турецко-иранские отношения. 20 ноября Турция и Иран подписали в Анкаре Соглашение о сотрудничестве в сфере электроэнергетики. С турецкой стороны соглашение подписал министр энергетики и природных ресурсов Хильми Гюлер, с иранской – министр энергетики Парвиз Фаттах. Оба министра расценили документ «как важный шаг в укреплении сотрудничества двух стран в области энергетики». Эксперты обращают внимание на то, что контакты по этому вопросу осуществлялись и ранее, однако достичь конкретного результата удалось лишь в ходе нынешних анкарских переговоров.

Напомним, что в июле текущего года в Анкаре был подписан Меморандум о намерениях двух сторон по расширению сотрудничества в области энергетики. Документ предусматривал общие рамки углубления взаимодействия Турции и Ирана в этой сфере. В частности, речь шла о транспортировке иранского и туркменского газа через турецкую территорию в Европу, а также участие Турции в эксплуатации, расширении и модернизации ряда газовых месторождений Ирана, в том числе третьей очереди «Южного Парса». Наряду с этим, в меморандуме было заложено отдельное положение о сотрудничестве двух стран в области электроэнергетики.

Таким образом, подписанное в Анкаре соглашение можно рассматривать как практическую реализацию Турцией и Ираном положений июльского Меморандума о намерениях. Это соглашение предусматривает совместное строительство и эксплуатацию трех теплоэлектростанций /две в Иране, одна в Турции/ и одной гидроэлектростанции на иранской территории. Кроме того, будут модернизированы высоковольтные линии электропередачи, связывающие два соседних государства. При этом обе стороны будут иметь равные доли в управлении этими энергетическими объектами.

Турецко-иранское соглашение, полагают специалисты, имеет очень большое значение. Ведь после подписания Меморандума о намерениях даже турецкие эксперты расценивали перспективы его реализации несколько скептически. Причиной их скептицизма служило резко негативное отношение США к сотрудничеству Анкары и Тегерана в целом и прежде всего в энергетической сфере. Как и ожидалось, Вашингтон немедленно и жестко отреагировал на подписание турецко-иранского документа. Представитель по печати посольства США в Турции К. Саллоу заявила, что Иран не должен быть задействован в политике Турции по диверсификации источников поступления в страну энергоресурсов и их транспортировки на Запад. Тегеран не сотрудничает с СБ ООН и Международным агентством по атомной энергии /МАГАТЭ/ и не выполняет их решения. «В такой ситуации мы против всякого сотрудничества с Ираном, тем более в сфере энергетики», — констатировала высокопоставленный американский дипломат. Официальная Анкара в ответ на негативную реакцию США заявила, что «Турция ни у кого не обязана спрашивать разрешения на выгодные с точки зрения национальных интересов действия. А сотрудничество с Ираном в сфере энергетики – это выгодно и для Турции, и для Европы».

В турецких политических и дипломатических кругах, анализируя ситуацию с подписанием турецко-иранского Соглашения о сотрудничестве в электроэнергетике, отмечают, что попытки Вашингтона «заморозить» отношения Анкары и Тегерана в очередной раз провалились. Несмотря на все усилия американцев, турецко-иранские контакты, в том числе политические на высшем уровне, приобрели регулярный характер. Более того, они начали, и подписание соглашения подтверждает это, заполняться сегодня конкретными совместными проектами в такой стратегически важной сфере, как электроэнергетика, что делает отношения Турции и Ирана весомым элементом региональной политики. И попытки США воспрепятствовать этому процессу не приносят успеха. При этом в Турции особо указывают на тот факт, что подписание соглашения состоялось после визита премьер-министра Турции Р. Эрдогана в США, в ходе которого ему было вновь предложено «заморозить» все отношения с Ираном.

Из международных событий следует выделить 17-е заседание Совета министров иностранных дел /СМИД/ стран — членов организации «Черноморское экономическое сотрудничество» /ОЧЭС/, которое состоялось 24-25 октября в столице Турции Анкаре. В заседании приняли участие делегации 12 стран — членов этой организации: Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдавии, России, Румынии, Сербии, Турции и Украины. Российскую делегацию возглавлял первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов. Представители 13 государств, в том числе Белоруссии, Германии, США, Франции, Италии, Австрии, Израиля, участвовали в работе заседания в качестве наблюдателей.

Примечательной особенностью нынешнего заседания СМИД ОЧЭС является тот факт, что в Анкаре активными участниками обсуждения основных вопросов повестки дня стали высокопоставленные представители ряда международных организаций, в том числе ООН и Европейского союза. В эксклюзивном интервью радио «Голос России» глава российской делегации Андрей Денисов дал позитивную оценку завершившемуся председательству в организации Турции, которое продолжалось с мая по октябрь текущего года. В этот период было проведено большое число мероприятий различного формата, включая встречи министров культуры и транспорта стран-участниц, которые позволили продолжить активную проработку проектов, предложенных во время предыдущего председательства в ОЧЭС России.

Среди этих проектов Андрей Денисов особо выделил кольцевую автомобильную дорогу вокруг Черного моря протяженностью свыше 7,5 тысяч километров, Черноморское энергетическое кольцо, которое объединит энергосистемы стран-участниц, модернизацию черноморских портов и организацию паромного сообщения, что позволит значительно увеличить их пропускную способность. Первый заместитель главы дипломатического ведомства РФ отметил также готовность ОЧЭС к широкоформатному взаимодействию с Европейским союзом, в том числе в ходе реализации вышеуказанных проектов. «Однако это должно быть сотрудничеством равноправных партнеров», — подчеркнул высокопоставленный российский дипломат.

В ходе Анкарского заседания были рассмотрены также возможности расширения и совершенствования многоотраслевого регионального экономического взаимодействия в свете положений Стамбульской декларации, принятой в июне с.г. по итогам встречи на высшем уровне стран — участниц ОЧЭС. Участники заседания подтвердили также роль ОЧЭС как ведущего международного форума сотрудничества в Черноморском регионе. Главы делегаций единодушно высказались за наращивание потенциала организации, активизацию практических направлений ее деятельности, адаптацию к требованиям быстро меняющегося современного мира. На заседании в Анкаре председательство в ОЧЭС в порядке ротации перешло к Украине. Очередное заседание Совета министров иностранных дел ОЧЭС намечено на апрель 2008 года.

Из внутриполитических событий в Турции внимание экспертов привлек референдум по законопроекту о внесении поправок в конституцию страны, состоявшийся 21 октября. По его итогам 69 процентов участников поддержали законопроект, 31 процент высказались против. Одобренные большинством поправки предусматривают изменение ряда основополагающих положений конституции. В частности, предполагается избрание президента всенародным голосованием сроком на пять лет вместо нынешних семи с правом одного переизбрания. Срок полномочий парламента сокращается с пяти до четырех лет, а также уменьшается минимальное число депутатов, требующееся для принятия любых законодательных решений. Последнее изменение, по мнению ПСР, поможет избежать так называемого кризиса 367 голосов. Минимум столько законодателей, по действующей конституции, должны присутствовать на голосованиях по важнейшим законопроектам и столько же голосов «за» необходимо для одобрения того или иного решения. Нередко из-за политических разногласий парламентариям не удается набрать 367 голосов для успешного принятия решений. Импульсом к изменению конституции стал политический кризис, разгоревшийся в Турции нынешней весной. Парламент тогда не смог избрать 11-го президента страны в отведенные конституцией сроки из-за бойкота голосования в парламенте со стороны оппозиционных партий.

В сфере российско-турецких отношений специалисты выделили вступление турецкого премьера Реджепа Эрдогана на международной конференции, организованной в Стамбуле ведущими представителями деловых и научных кругов Турции под девизом «Взгляд в будущее». Глава турецкого правительства подробно остановился на процессе реализации известной программы ООН «Альянс цивилизаций», созданной в 2005 году по инициативе премьер-министров Испании и Турции при поддержке генсека ООН. Как известно, эта программа направлена на поиск путей и возможностей урегулирования конфликта между мусульманами и странами Запада, на преодоление взаимного страха и недоверия между представителями двух главных цивилизаций современного мира.

В выступлении турецкого премьера прозвучала критика политики «двойных стандартов» ряда западных стран с восточными партнерами, прежде всего в области борьбы с терроризмом. Он указал на принятие Западом, в том числе США, жизненно важных решений в отношении некоторых государств Ближнего и Среднего Востока без всякого учета мнения этих стран. Турцию, которая придерживается в своей внешней политике принципа «мир в стране – мир во всем мире», они также, по мнению главы турецкого правительства, пытаются держать «на обочине» процесса принятия таких важных решений.

Примером противовеса этой недальновидной политике Запада являются, по мнению Р. Эрдогана, динамично развивающиеся взаимовыгодные и равноправные отношения Турции с Россией. Объем российско-турецких торгово-экономических связей достиг сегодня 25 млрд долларов, Россия выходит на первое место среди стран, чьи граждане предпочитают отдыхать в Турции, констатировал глава турецкого правительства. Примечательно, что премьер-министра Турции поддержал в этом плане турецкий бизнес, который организовал 26 ноября в Москве конференцию «Россия: возможности для инвестиций». На конференции ведущие представители турецких деловых кругов высказали единое мнение о росте привлекательности для них российского рынка. Было принято решение об активизации в России деятельности банков Турции. Посол Турции в Москве Куртулуш Ташкент, выступая на конференции, отметил, что объем турецких инвестиций в экономику России достиг сегодня рекордного показателя — 5,6 млрд долларов. При этом турецкие субподрядчики выполнили в России объем работ в 22 млрд долларов, что также является новым рекордом. Наряду с этим высокопоставленный турецкий дипломат констатировал, что сегодня у турецких бизнесменов есть большой потенциал для наращивания инвестиций на российском рынке в такие отрасли, как автомобильная промышленность, строительные материалы и предметы народного потребления.

52.42MB | MySQL:103 | 0,621sec