Современные «джихадмейкеры»

Группа мониторинга ООН по Сомали заявила, что события в этой стране могут начать развиваться по иракскому сценарию: теракты с участием смертников, взрывами на дорогах. В начале текущего года Союз исламских судов (СИС) атаковал миротворцев из состава сил Африканского союза, предпринял попытку уничтожения президента страны А. Юсуфа. Одним из лидеров СИС является шейх Хасан Дахир Авейс, 42-летний полковник сомалийской армии. В 1977 г. он принимал участие в боевых действиях против Эфиопии. Затем зарекомендовал себя как влиятельный религиозный деятель. Он — один из основателей «Аль-Иттихад аль-Исламий», конечной целью которого является создание исламского государства в странах Африканского Рога. В 2006 г. СИС практически захватил власть в Сомали. Будучи главой Консультативного совета СИС, Авейс стремился ориентироваться на этнонациональные особенности сомалийцев, их ненависть к полевым командирам, стремясь, таким образом, заручиться поддержкой широких слоев населения. В интервью западным СМИ он заявил, что сомалийцы представляют собой «гомогенную нацию, обладающую одной культурой и одной религией». По его мнению, только с помощью ислама можно объединить народ, остановить хаос, выступить в качестве единственной альтернативы хаосу и коррупции полевых командиров. Он пытается использовать сомалийский национализм, апеллируя к широким массам, когда говорит о поддержке эфиопским правительством переходного правительства, трактуя это как прямое вмешательство во внутренние дела Сомали. Ему также удалось снискать расположение сомалийских бизнесменов, которые рассматривали СИС как единственно возможное средство для обеспечения их безопасности. По данным экспертов, СИС получал миллионы долларов за предоставляемее услуги по охране транспортируемых грузов (до 50% расходов на транспортировку включало именно обеспечение безопасности грузов). Авейс стремился создать положительный имидж СИС на международном уровне. В отличие, скажем, от талибов, которые устраивали этнические чистки и массовые казни неугодных им фигур, СИС старался избегать массовых жертв среди мирного населения. Нередко муджахеды СИС оставляли полевым командирам возможность для отступления. Одним из тактических приемов СИС было стремление объединить различные группировки, ведущих борьбу под знаменем «чистого ислама».

Когда США уничтожили аз-Заркауи, некоторые эксперты заявили, что смерть лидера будет означать начало конца «Аль-Каиды в Двуречье». Однако действительность свидетельствует об обратном. Новый лидер «Аль-Каиды в Ираке» Абу Айюб аль-Масри в отличие от своего предшественника оказался более гибким и эффективным руководителем (подробнее см.: www.iimes.ru Нечитайло Д.А. «Ирак: от «Аль-Каиды» к Исламскому Государству Ирак»). Ему удалось улучшить имидж «Аль-Каиды». Он стал создавать более широкий альянс джихадистских группировок. Аль-Масри родился в Египте в 1967 г. По рекомендации аз-Завахири стал членом группы «Аль-Джихад аль-Ислами аль-Мисри» в 1982 г. В середине 80-х гг., спасаясь от преследования властей, уезжает в Судан. В 1995 г. отправляется в Пакистан. В 2001 г. проходит подготовку в военно-тренировочном лагере «Аль-Фарук» на территории Афганистана. Там он и познакомился с аз-Заркауи. В Ираке он появился в 2002 г. Он стоял у истоков образования «Аль-Каиды в Ираке». После начала военных действий против США в его обязанности входила переправка в страну муджахедов из различных стран.

Своими действиями аль-Масри отличается от аз-Заркауи, приобретшего имидж жестокого убийцы и тем самым не только утратившего поддержку и симпатии многих иракцев, но настроившего их против себя, что вызвало негативную реакцию в его адрес со стороны первых лиц «Аль-Каиды» и теоретиков всемирного исламизма. Достаточно вспомнить обращение аз-Завахири к аз-Заркауи, где он говорит, что тот одними казнями не сможет найти себе сторонников среди иракцев, и ему «не следует обольщаться тем, что некоторые рьяные молодые люди называют его шейхом — их мнение не отражает общего видения сторонников сопротивления в Двуречье». Аз-Завахири наставлял его: «Тех, кто симпатизирует «Аль-Каиде» следует оберегать, чтобы у них в сердцах и умах не возникало вопросов о пользе наших действий». Аль-Масри придерживается той стратегической линии, которую предложил аз-Завахири его предшественнику. Он начал «иракизировать» «Аль-Каиду». В конце 2006 г. аль-Масри обратился к двум крупнейшим группировкам иракского сопротивления – «Аль-Ансар» и «Джайш уль-Муджахедин»: «Мы нуждаемся в вас больше, чем вы в нас. Мы молимся за вас, чтобы Аллах защитил вас. Мы не лучше вас, вы идете впереди, в то время как мы отстаем от вас. Вы начали джихад раньше нас, вы более бескорыстные, чем мы, ваши муджахеды более дисциплинированы. Мы считаем вас более богобоязненными». Аз-Заркауи заработал имидж лидера, уничтожающего всех тех, кто не разделял его взглядов, в то время как аль-Масри призывал других муджахедов «заботиться о суннитских братьях».

Радикальный кувейтский исламский мыслитель нового поколения 40-летний Хамед аль-Али во многом стал известен после событий 11 сентября, когда издал фетву, оправдывающую организаторов теракта. Он окончил университет в Медине, где в 1979-1988 гг. изучал шариат. Имеет ученую степень по исламской юриспруденции. После возвращения в Кувейт Хамед аль-Али работал профессором исламских исследований в университете. В 1991 г. стал секретарем «Аль-Харака ас-Салафийя фи-ль-Квейт» и занимал этот пост до 1999 г., до того момента, как опубликовал в местной газете статью с критикой в адрес властей страны, их связей с США. После того как он издал фетву, обвиняющую местный правящий режим в неверии и оправдывающую совершение терактов против руководства страны, Хамед аль-Али был арестован кувейтскими властями. После освобождения он не имел права преподавать, однако это не стало препятствием для того, чтобы обрести широкую популярность в исламистской среде. Он открыл свой сайт, на котором можно встретить материалы радикального характера, активно переиздаваемые другими радикальными сайтами. В январе 2005 г. кувейтские спецслужбы арестовали членов ячейки «Аль-Каиды» в Кувейте. Допросы салафитских активистов показали, что Хамед аль-Али принимал участие в вербовке молодых людей для переправки в Ирак, публиковал материалы по минно-взрывному делу, занимался сбором финансовых средств муджахедам Ирака и Кувейта.

Он опубликовал фетву по поводу происходящих в Ливане событий под названием «Почему сунниты и рафидиты не помогают друг другу в Ливане». Он пишет, что этот «конфликт — это хорошо организованная кампания по уничтожению мусульман. Это не просто спор между суннитами и шиитами, это сефевидский (иранский) заговор, похожий на тот, который вынашивают крестоносцы и иудеи. Иран расширяет свое влияние, распространяя шиизм». Автор обвиняет шиитов в уничтожении более 100 тыс. суннитов в Ираке, «а на весах ислама вся кровь, которую проливают мусульмане, имеет одинаковое значение, поэтому нельзя говорить, что кровь ливанцев и палестинцев ценнее, важнее, нежели кровь мусульман Ирака или Афганистана». Радикальная ливанская шиитская организация «Хизбалла» рассматривается им как «рука сефевидского Ирана», с помощью которой Тегеран осуществляет свои тайные замыслы и расширяет зону своего влияния. Кстати, Хасана Насраллу он называет Хасан Наср, а «Хизбаллу» — «Хизб Хасан Наср», то есть не «партией Аллаха», а «партией Хасана Насра». Он пишет, что «Хизбалла» не объявляет джихад, чтобы освободить Палестину, а точно следует приказам из Тегерана, который использует «фитну» (смуту) в Ливане для извлечения политической выгоды. «Те, кто думают, что война в Ливане может называться исламским сопротивлением, как в случае с Палестиной, или что проблема заключается только в идеологических противоречиях между суннитами и шиитами перед сионистской агрессией, — это не кто иные, как обманутые «простачки, которые живут вне нашей действительности».

В январе с.г. Шейх Хамед бин Абдалла аль-Али опубликовал обращение под названием «Соглашение (Пакт) верховного совета групп джихада». На различных исламистских интернет-форумах этот документ называют самым важным с тех пор, как бен Ладен и другие исламисты выпустили декларацию о создании “Всемирного исламского фронта против евреев и крестоносцев” в феврале 1998 г. В 2004 г. Айман аз-Завахири также предлагал создать так называемый Совет по выработке решений, который бы координировал деятельность различных группировок на основе общей идеологической программы, но он пока не учрежден. Соглашение Хамеда аль-Али является попыткой консолидировать группировки на основе общей стратегии. В нем звучит призыв вести параллельную борьбу против Ирана, шиизма и «альянса иудеев и крестоносцев». Именно такой видит будущую стратегию Хамед аль-Али — войну на два фронта. С точки зрения Хамеда аль-Али, «Иран и крестоносцы ведут войну против истинных мусульман, и на каждого мусульманина возлагается священная обязанность вести с ними борьбу». Вторым важным элементом этого документа является призыв действовать на основе общей идеологической линии, и консолидация вовсе не означает создания некой четкой единой организации с ярко выраженной иерархией. В документе содержится требование проявлять терпимость к другим исламским группировкам, в нем содержатся призывы не прекращать контакты с широкими массами мусульман. «Мы должны понять, что нации, равно как и джихаду, необходима мудрость всех составляющих, что самая важная миссия проекта джихада в настоящее время — продемонстрировать глубокий вдох перед лицом врага». Антишиитская риторика здесь не нова, она звучала и раньше, но то обстоятельство, что в последнее время она все больше муссируется, говорит о том, «всемирное движение джихада» готовит идеологическую почву перед неизбежным конфликтом с шиитскими интересами в Ираке после возможного вывода из страны американских войск.

После вторжения США в Афганистан многие лидеры «Аль-Каиды» переместились в Пакистан. В сентябре 2006 г. Вазиристан практически полностью перешел под контроль талибов и «Аль-Каиды». Наметились изменения в ее кадровом составе, в ее рядах появилось больше пакистанцев. Одним из них является Метиур Рахман, пенджабец 1976 г.р. Он мало известен на Западе, тем не менее в скором будущем эта фигура может стать ключевой, когда речь будет заходить о подготовке терактов в Европе и США. Он специалист по изготовлению взрывчатых веществ, кроме того, он обучает диверсионной деятельности выходцев из западных стран. Он заместитель руководителя одной из наиболее боеспособных исламистских кашмирских группировок «Харакат аль-Ансар» А. Фаруки. М. Рахмана подозревают в похищении журналиста «Wall Street Journal» Д. Перла. По данным американских спецслужб, М. Рахман — единственный, кто располагает полной информацией о всех гражданах европейских государств, подготовленных на территории Пакистана.

Одним из лидеров радикальных исламистов района Баджаур в Пакистане является Мавлана Факир Мухаммад 1970 г.р. Происходит с «территории племен», района Баджаур, на границе с афганской провинцией Кунар. Он принадлежит к могущественному пуштунскому племени момманд. Его близкие родственники (два сына и два двоюродных брата) были активными членами радикальной исламистской организации «Техрике Нафазе Шариате Мохаммади», принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Владея арабским языком и религиозными знаниями, Факир Мухаммад снискал уважение ряда ключевых фигур из «Аль-Каиды». После разгрома талибов он вернулся на родину, и длительный период времени ему вместе с охраной удавалось довольно свободно перемещаться по Баджауру. Он стал активистом «Джамаат-е-Ислам» под руководством Суфии Мухаммада. Упрочил свое положение в племени момманд за счет выгодного брака с дочерью одного из очень влиятельных вождей района Баджаур. По некоторым данным, ему удалось обеспечить убежище для многих активистов «Аль-Каиды». Факир Мухаммад знает специфику местных племенных обществ, без которой невозможно было бы проводить эффективные операции против сил НАТО. Этот лидер не стремится разрушить племенные обычаи, которые нередко противоречат идеалам «чистого ислама», напротив, он нашел место для «Аль-Каиды» в местном традиционном обществе.

В последнее время в средствах массовой пропаганды всемирного движения джихада все чаще стал фигурировать Абу Яхья аль-Либи. О нем даже заговорили как о новом «первом человеке в аль-Каиде». В настоящее время «Аль-Каида» нуждается в новых лидерах, способных определять основные тенденции ее развития с учетом нынешних условий, более близких к современному поколению муджахедов. Бен Ладен заработал авторитет среди своих соратников во многом во время войны против советских войск в Афганистане, которые затем, действуя в различных регионах мира, поддерживали его имидж. Сейчас же большинство из них либо арестованы, либо уничтожены. Новое поколение «борцов за веру» действует в других социально-политических условиях, не имеет боевого опыта, у них часто отсутствует подготовка в военно-тренировочных лагерях. Большинство их знаний о джихаде приобретается через Всемирную сеть, чье идеологическое оформление осуществляется через соответствующие радикальные исламистские форумы.

Абу Яхья аль-Либи — инструктор «Аль-Каиды» ливийского происхождения. Преподавал в военно-тренировочном лагере «Аль-Хальдене» в Афганистане. Одним из его учеников был З. Муссауи. В ходе допросов некоторых членов «Аль-Каиды» удалось выяснить, что аль-Либи был инициатором серии терактов в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах.

Аль-Либи является разработчиком веб-сайта движения «Талибан». В конце 2001 — начале 2002 гг. он был задержан в Карачи пакистанскими и американскими спецслужбами. В июле 2005 г. ему вместе с тремя другими арабами удалось сбежать из тюрьмы в Баграме. Первая его публикация на радикальных исламистских форумах появилась в 2005 г. и была посвящена методам, используемым американскими спецслужбами для получения информации (допросы, пытки, психологическое давление и т.д.). С тех пор его статьи постоянно публикуются радикальными форумами. Он по праву может считаться радикальными исламистским деятелем новой волны, эффективно использующим Интернет для вовлечения как можно большего числа молодых людей в ряды воинов джихада. Одна из его популярных работ — «Разбрасывание жемчужин в споре с теми, кто против взрывов в Алжире». Другая работа — «Наша война: между жестокостью вчера и достижениями завтра», в которой он предостерегает муджахедов от того, чтобы их боевой потенциал не был использован политическими силами в мусульманских странах для достижения своих целей, поэтому им ложно выражается симпатия, за которой скрывается желание взять их деятельность под контроль. Окончательной победы над неверными можно достичь только через «реки крови смертников, души которые устремляются в райские сады…»

В ноябре 2006 г. была издана книга автора марокканского происхождения Омара Насири (псевдоним) «Внутри джихада: моя жизнь с «Аль-Каидой», шпионская история». В этой книге приводятся подробности, которые позволяют составить личностный портрет аль-Либи. Автор пишет, что аль-Либи — неординарный человек и талантлив во всех отношениях. А искусство вводить в заблуждение спецслужбы и умение правильно подать дезинформацию были ключевыми предметами, которые преподавал аль-Либи в военно-тренировочном лагере в Афганистане. Насири вспоминает, что однажды после молитвы муджахеды спросили аль-Либи, какая страна лучше всего подходит для джихада. Тот ответил, что именно Ирак, так как, на его взгляд, в этой стране накопилось много недовольства, что и определяет ее слабость. Насири также указывает на то, что аль-Либи знал, чего «ждут от него американские спецслужбы, и в ходе допросов дал такую информацию». «Он мечтал видеть Саддама свергнутым даже больше, чем американцы». По словам аль-Либи, он изучал мусульманское право, историю и юриспруденцию на протяжении нескольких лет «у видных ученых из среды муджахедов Аль-Каиды» и других группировок джихада». Аль-Либи является сторонником жестких мер против США, Израиля и вероотступнических арабских режимов, особую ненависть у него вызывает Саудовская Аравия. Он выступал против движения ХАМАС из-за его участия в демократических выборах, так как, по его мнению, это означает поклонение «светскому идолу». Во-вторых, замечает аль-Либи, после победы ХАМАСа его лидеры стали использовать ту же риторику, что и светские политические движения Палестины. В своем обращении он говорит: «Лидеры ХАМАСа, где ваша религия.., разве ваши бойцы погибли для того, чтобы вы согласились следовать демократии неверных?» Он призывает молодежь не прислушиваться к их лидерам и продолжать борьбу.

В своей недавней статье «Что последует за предстоящей войной» аль-Либи сосредоточил внимание на ситуации в Ираке. По его мнению, главной задачей США в мире, и в частности, в этой стране является искоренение ислама из общества и разделение Ирака на несколько частей, контролируемых Израилем и США. В связи с этим он пишет, что мусульманам в настоящее время следует объединиться для ведения боевых действий против этих сил.

В отличие от военного стратега «Аль-Каиды» Сейф уль-Адиля, предлагающего тактические схемы, например, организации засад на воздушные цели противника, методы партизанской борьбы, Абу Яхья аль-Либи акцентирует основное внимание на ХАМАСе, так называемых умеренных исламских активистах, доктрине шиизма и нынешнем правящем режиме Саудовской Аравии. Он старается распространить идею тотального джихада. Он обрушился с критикой даже на тех салафитских теологических деятелей, которые оправдывают действия радикальных исламистских группировок, применяющих насилие против мирных граждан, называя это оборонительным джихадом. Он настаивает, что пришло время забыть об оборонительной доктрине. Джихад должен носить наступательный характер и муджахеды должны знать, что они наступают, а не обороняются. Идеалом муджахеда для него является один из лидеров движения «Талибан», убитый в этом году мулла Дадулла, который практиковал жестокие методы борьбы. Он требует от саудовских властей запретить последователям шиизма посещать святые для каждого мусульманина-суннита места, в противном случае, по его мнению, это означает популяризацию «вероотступничества». «С момента установления в 1979 г. режима Хомейни в Иране, аппетиты лидеров возрастают, так как они почувствовали сладость власти…», критикует концепцию «Вилаят-е факих» и т.д. В своей работе «Огонь мага на Аравийском полуострове» он пишет, что «Иран старается усиливать свое влияние… Суннитские лидеры и ученые должны осознать это и объединить усилия, чтобы противостоять этому усилению влияния Ирана в мусульманском мире…» В книге «Монотеизм Саудовской Аравии и истинный монотеизм» он критикует саудовский режим за то, что тот предоставляет территорию страны для американских военных, свои территориальные воды — для американских военных кораблей, с которых наносятся удары по мусульманам, и т.д.

В настоящее время, как известно, бен Ладен стал уже символом борьбы ислама против США и их союзников. Известно, что в течение длительного времени, когда бен Ладен не выступал с обращениями, появилось много публикаций как из исламистских кругов, так и экспертов в области терроризма о гибели террориста № 1. Роль главного пропагандиста была отведена второму человеку в «Аль-Каиде» аз-Завахири. Среди западных специалистов в сфере радикального исламизма все чаще можно было встретить дискуссии по поводу, сможет ли «второй человек» в случае ухода с авансцены бен Ладена занять его место. По мнению экспертов в этой сфере, аз-Завахири не обладает той харизмой, которая присуща бен Ладену, аз-Заркауи или прежнему лидеру «Аль-Каиды» в Саудовской Аравии аль-Мукрину. Вместе с тем «фигура № 2» является ключевым элементом пропагандистской машины «Аль-Каиды», и в настоящее время взять на себя функцию, выполняемую им, по сути, некому. Следует также заметить, что в результате контртеррористических мероприятий, проводимых по всему миру, наибольшие потери понесло именно среднее звено джихадистов. Стал возникать кадровый вакуум, который будет постепенно заполняться новыми деятелями. Абу Яхья аль-Либи уже стал той фигурой, чьи работы и соображения приобрели популярность в радикальном исламистском медиапространстве. Его имя не менее популярно, чем имена бен Ладена и аз-Завахири.

62.94MB | MySQL:102 | 0,533sec