Современная экономическая ситуация в Афганистане

Очередной календарный (1386) и финансовый 2007/2008 год (ф.г.) наступили в Исламской Республике Афганистан (ИРА) 21 марта 2007 г. В течение предшествующих пяти лет (2002-2006 гг.) восстановление и развитие афганской экономики осуществлялось преимущественно на средства, предоставляемые международным донорским сообществом. По оценкам экспертов Всемирного банка (ВБ), Международного валютного фонда (МВФ) и Азиатского банка развития (АзБР), принимающих наряду с советниками государств-доноров участие в разработке и реализации экономических программ и бюджета, за последние годы наметилась тенденция некоторого улучшения социально-экономического положения ИРА.

По предварительным и оценочным данным Минфина ИРА, объем ВВП в завершившемся 2006/2007 ф.г. находится на уровне 7,6 млрд долл. США (6,7 млрд долл. США в предшествующем году). В свою очередь, западные эксперты считают, что прирост ВВП за год не превысил 9%, т.е. находится на уровне 7,3 млрд долл. США. Объем наркопроизводства в стоимостном выражении по сравнению с ВВП теперь оценивается в 52% (в предшествующем году 58%). Среднегодовой доход на душу населения за истекший год вырос до 355 долл. США, что на 23,3% выше прошлогоднего показателя (288 долл. США).

Ценовая ситуация на внутреннем рынке в течение года сохранялась относительно стабильной, что, по оценкам Министерства финансов ИРА, позволило снизить уровень инфляции до 6-7% по сравнению с 10% в 2006/2007 ф.г.

Афганцы негативно оценивают положение с выполнением международным сообществом своих обязательств по финансовой помощи и считают ее малоэффективной. Так, в 2002-2006 гг. объем донорской помощи Афганистану не превысил 13 млрд долл. США (обязательства — 30 млрд долл. США), из которых через Минфин ИРА получил только около 3,7 млрд долл. США. По экспертным оценкам, примерно 80-85% финансовой помощи поступает в Афганистан в виде товаров и услуг, причем в основном через неправительственные организации (НПО) и коммерческие структуры государств-доноров. Наряду с этим более 1,5 млрд долл. США донорских средств пошло на так называемое техническое содействие, что подразумевает оплату труда иностранных экспертов и консультантов в афганских государственных учреждениях.

По мнению афганского правительства, эффективность донорской помощи реально не превышает 15-20%, что в значительной степени объясняется коррумпированностью чиновников международного сообщества, распределяющих финансовые ресурсы, руководителей НПО, а также владельцев иностранных и местных коммерческих организаций, участвующих в реализации конкретных экономических проектов.

За счет поступившей в ИРА за пять лет через государственный трастовый фонд по реконструкции Афганистана донорской помощи были реализованы экономические восстановительные проекты на сумму, превышающую 2 млрд долл. США.

По информации Афганского инвестиционного агентства (АИА), в наполнение зарегистрированных в истекшем году инвестиционных контрактов на сумму 1,4 млрд долл. США реальное финансирование осуществлено только на 0,8 млрд долл.

Примерно 36,5% частных инвестиций вкладывается в сферу производства товарной продукции, 35,3% — в строительство, 22,4% — в сектор услуг и 5,8% — в сельское хозяйство. В итоге на сферу промышленности приходится лишь 18% ВВП страны, тогда как на сельское хозяйство – 50% (в нем занято 75% населения Афганистана).

Доля иностранных частных инвестиций в афганскую экономику пока не превышает 30% суммарного объема частных инвестиций, что связано с нестабильностью внутриполитической обстановки в ИРА, бюрократическими проволочками и коррумпированностью чиновников, высокими тарифами и пошлинами. Наряду с этим в Афганистане до сих пор слаба нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, отсутствует надлежащий механизм гарантирования сохранности частных капиталов.

Примерно 66% расходов на государственные нужды ИРА, определенных операционным бюджетом 2006/2007 ф.г. в объеме 832 млн долл. США, Минфину ИРА удалось покрыть за счет внутреннего налогового сбора, который оценивается в 550 млн долл. США (320 млн долл. США в предшествующем году).

На реализацию программы по восстановлению и развитию афганской экономики, традиционно финансируемую международным сообществом (бюджет развития), вместо намечавшихся 1,37 млрд долл. США реально поступило около 800 млн долл. США (58,4%).

На долю экономических проектов и обеспечение безопасности в стране в бюджете развития ИРА приходится более 80,5%, в том числе: объекты инфраструктуры и дороги — 46,5%, сельское хозяйство — 25,2%, программы поддержки развития частного предпринимательства — 3,6%, безопасность — 5,2%. Наряду с этим доноры практически ежегодно урезают заявки большинства афганских министерств на финансирование проектов отраслевого развития. Так, например, потребность Минфина ИРА в истекшем году была сокращена до 36 млн долл. США (с 44,5 млн), Минторговли — до 35,3 млн долл. США (с 144,3 млн), Минразвития деревень — до 55,8 млн долл. США (с 95,8 млн), Минсельхоза — до 28 млн долл. США (с 136,6 млн), Минградостроительства — до 49,4 млн долл. США (с 96 млн), Минобщественных работ — до 218,3 млн долл. США (с 270,7 млн) и Минэнергетики до 220,7 млн долл. США (с 280,4 млн).

Национальный бюджет ИРА на текущий финансовый год, принятый в апреле 2007 г., оценивается в 2,55 млрд долл. США (130,6 млрд афгани), что на 13,6% превышает уровень 2006/2007 ф.г. (2,2 млрд долл. США). При этом бюджет развития увеличен на 8% — до 1,48 млрд долл. США (77 млрд афгани) по сравнению с предшествующим годом. На долю экономических проектов приходится 68,2% (1,01 млрд долл. США).

Впервые афганскому правительству удалось добиться согласия международного сообщества на предоставление в 2007/2008 ф.г. Минфину ИРА права самостоятельно распоряжаться донорскими средствами в объеме 360 млн долл. США для финансирования экономических проектов. Это обстоятельство может быть учтено отечественными организациями, проявляющими интерес к сотрудничеству с афганцами по проектам, ориентированным на восстановление и развитие экономики страны.

Афганский операционный бюджет 2007/2008 ф.г., предназначенный для финансирования государственных текущих расходов, определен в объеме 1,07 млрд долл. США (53,6 млрд афгани), что на 28,8% превышает уровень 2006/2007 ф.г. В 2007/2008 ф.г. Минфин ИРА намерен увеличить объем налогового сбора на 30% — до 715,5 млн долл. США. Однако даже в этом случае доля наполнения афганцами операционного бюджета за счет внутренних ресурсов, как и в истекшем году, не превысит 67%.

Объем внешнеторгового оборота в истекшем финансовом году оценивается Минторгом ИРА в 3,81 млрд долл. США (в 2005/2006 ф.г. — 2,85 млрд долл. США). В связи со снижением объема импорта на 3,2% — до 2,39 млрд долл. США и возросшим в 3,7 раза до 1,42 млрд долл. США экспорте размер внешнеторгового дефицита за год сократился с 2,1 млрд до 0,97 млрд долл. США.

Поскольку афганская таможенная служба продолжает находиться в процессе реформирования, более полной информации о географии и товарной номенклатуре внешнеторгового оборота ИРА до настоящего времени не имеется.

На состоявшейся в Кабуле 4-5 июня с.г. Международной конференции по развитию частного сектора ИРА было заявлено о курсе руководства страны на развитие торгово-экономического сотрудничества со странами региона, обновление двусторонних и многосторонних соглашений в этой области, унификацию таможенного законодательства и тарифов на транзитные перевозки экспортно-импортных грузов, совершенствование договорной базы в области инвестиционного сотрудничества и избежания двойного налогообложения. Особая значение при этом придается реализации проектов, направленных на развитие местной энергетики, увеличение импорта электроэнергии из соседних стран.

С соседними государствами афганцы намечают динамично развивать приграничную мелкооптовую торговлю. Для этих целей предполагается создание и оборудование специальных торговых площадок, на которые в упрощенном паспортно-визовом и льготном таможенном режимах будет осуществляться доступ коммерсантов и товаров как с территории ИРА, так и с территории соседнего государства.

Наряду с этим афганское правительство намерено продолжать начавшийся в декабре 2005 г. переговорный процесс по присоединению ИРА к ВТО.

В целом, несмотря на получение, начиная с 2002 г., ежегодной финансовой помощи международного сообщества, афганскому правительству пока не удалось добиться существенных результатов в наращивании экономического потенциала страны. Несовершенство налогового законодательства и коррумпированность местных госчиновников, включая налоговую службу, не позволяют эффективно использовать внутренние возможности для пополнения казны. Поэтому зависимость национального бюджета от внешнего финансирования сохраняется.

Реализация государственных программ, ориентированных на развитие отдельных секторов экономики, приватизацию предприятий общественного сектора и активизацию частного предпринимательства, осуществляется крайне медленно и неэффективно. В распределении инвестиций отмечается серьезный перекос в сторону торговли. Те средства, которые были вложены в производственные предприятия, оказались в некоторой степени замороженными. По причине непривлекательности для инвесторов за четыре месяца текущего года только в Кабуле было ликвидировано шесть предприятий.

Попытки правительства ИРА, направленные на улучшение инвестиционного климата и увеличение притока частных инвестиций в реализацию экономических проектов в условиях сохраняющейся внутриполитической и военной напряженности в стране пока не дают должного результата. Однако в ряде районов Афганистана (в Балхе, Герате, Нангархаре, Кабуле), где сохраняется относительно стабильная ситуация для ведения бизнеса, было успешно реализовано 420 мелких и средних проектов по организации производства (переработка сельхозпродукции, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, стройиндустрия).

Одним из важных государственных проектов, нацеленных на активизацию деятельности мелких и средних предпринимателей в Афганистане, является создание промышленных зон в районах, прилегающих к крупным городам. На их территории предполагается сооружение производственных корпусов для размещения предприятий по производству строительных и бытовых товаров, ковров, кожаной и текстильной продукции, а также продовольственных товаров. Такие промзоны должны быть обеспечены подъездными автодорогами, электроэнергией, системами водоснабжения и канализации. Одними из первых такие зоны будут разворачиваться под Джелалабадом и в пригороде Кабула.

Активизируется работа по привлечению российских компаний к реализации афганских экономических проектов. Так, ОАО «ВО «Технопромэкспорт» приступило к реализации проекта по модернизации ГЭС «Наглу» и повышению ее мощности до 105 МВт. Наряду с этим, отечественная компания проявила заинтересованность к новым проектам. Уже начаты консультации с Минэнерго ИРА по перспективам сотрудничества в восстановлении ГЭС «Пули-Хумри-2», а также строительству плотины и двух каналов на р. Кокча с микро-ГЭС.

Обследовав по просьбе Министерства общественных работ ИРА техническое состояние туннеля «Саланг», российская компания ОАО «Зарубежтрансстрой» проводит с афганцами согласование по вопросам разработки технического проекта и последующей реконструкции этого стратегического объекта. Параллельно с этим ОАО «Зарубежтрансстрой» изучает возможности сотрудничества с афганцами в восстановлении старых и сооружении новых автодорог.

Российская компания «Страйкфорс» прошла три отборочных тура на участие в международном тендере на освоение месторождения меди «Айнак».

К участию в реализации проектов, ориентированных на восстановление и развитие оросительных систем в Амударьинском бассейне и провинции Нангархар проявило заинтересованность ОАО «Зарубежводстрой», с которым посольство России в Афганистане рекомендовало Минсельхозу ИРА провести предварительные консультации.

Интерес для российских компаний может представлять развитие инфраструктурных объектов в районе Ширхана провинции Кундуз, где к началу 2008 г. должен открыться новый мост через р. Пяндж, который, наряду с мостом «Дружбы» в г. Хайратон, дополнит «северный транспортный коридор».

В условиях продолжающейся до 2010 г. программы донорского финансирования международным сообществом проектов, нацеленных на восстановление и развитие экономики ИРА, для российских заинтересованных компаний сохраняется возможность участия в их реализации, в том числе в сотрудничестве с местными компаниями. При этом со стороны отечественных участников ВЭД должна проявляться инициатива в определении перспективных проектов, а также готовность к диалогу с местными представителями деловых кругов, способными лоббировать эти проекты в части обеспечения их финансирования международными финансовыми институтами и донорами.

52.48MB | MySQL:102 | 0,469sec