Международная конференция в Анаполисе по мирному ближневосточному урегулированию. Некоторые итоги для Египта.

27 ноября в американском городе Анаполисе (штат Мэриленд) состоялась международная конференция по мирному ближневосточному урегулированию. С инициативой о ее созыве в середине июля с.г. выступил президент США Джордж Буш. Призыв американского президента провести многосторонний саммит по разрешению арабо-израильского конфликта получил широкую поддержку в лице представителей «квартета» международных посредников мирного ближневосточного урегулирования (РФ, ЕС и ООН) и стран – членов Лиги арабских государств. Однако на протяжении более четырех месяцев, предшествовавших конференции, различные политические деятели высказывали сомнения по поводу своевременности проведения подобной встречи, а также выступали с резкой критикой качества ее подготовки. В этой связи показательным следует считать тот факт, что еще за день до открытия конференции в Анаполисе между палестинской и израильской делегациями не было достигнуто согласия по поводу содержания совместной декларации.

Египет как член ЛАГ и крупный региональный посредник в ближневосточном урегулировании поддержал мирную американскую инициативу. Вместе с тем высшие официальные лица АРЕ в своих выступлениях открыто демонстрировали скептическое отношение по поводу уровня организации саммита и его возможных результатов. Еще в начале ноября министр иностранных дел Египта Ахмед Абуль Гейт заявлял, что, если встреча в Анаполисе не преследует цели окончательного разрешения арабо-израильского конфликта и создания палестинского государства, то «Египет и другие арабские страны сочтут нужным оставить за собой право отказаться от участия в конференции» [1]. Сомнения по поводу целесообразности проведения конференции высказывались египетскими и арабскими политическими деятелями вплоть до встречи министров иностранных дел двенадцати арабских государств – членов ЛАГ в Каире 15 ноября. В ходе этой встречи было выработано политическое решение о принятии арабскими странами участия в предстоящей конференции.

Поддержка Египтом международной конференции в Анаполисе была чрезвычайно важна для Израиля, поскольку рассматривалась им в качестве ключевого фактора для привлечения других арабских стран к участию в форуме. Косвенно об этом сказал израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт на встрече с египетским президентом Мухаммадом Хосни Мубараком, проходившей в Шарм аш-Шейхе накануне открытия конференции. В ходе двустороннего саммита Э. Ольмерт назвал М.Х. Мубарака «одним из самых важных лидеров на международной арене» и поблагодарил его за участие и «деятельность по предоставлению гарантий того, что предстоящая конференция будет широко поддержана влиятельными политическими силами в регионе и в мире» [2].

На протяжении последних недель, предшествовавших саммиту в Анаполисе, Египет прилагал максимум политических усилий для получения заверений израильской стороны в том, что в ходе предстоящих палестино-израильских переговоров будут затронуты все важнейшие вопросы, включая проблемы Иерусалима, беженцев, границ и поселений. Каир также настаивал на необходимости разработки в Анаполисе четких временных рамок мирных переговоров и создании специального механизма для их проведения.

По итогам международного саммита в Анаполисе можно констатировать, что ожидания Египта, связанные с ходом конференции, в целом оправдались. В совместной декларации по завершении форума премьер-министр Израиля Э. Ольмерт и глава Палестинской национальной администрации М. Аббас заявили о своем намерении возобновить «регулярные энергичные переговоры и предпринять все усилия для заключения к концу 2008 года соглашения» [3], предусматривающего создание палестинского государства. С этой целью будет создана специальная комиссия, возглавляемая главами делегаций, первое заседание которой состоится 12 декабря в Иерусалиме. Предполагается также, что следующий раунд мирных переговоров пройдет в Москве.

Скрепив достигнутые договоренности рукопожатием, Э. Ольмерт и М. Аббас выразили готовность проявить политическую волю и сесть за стол переговоров, однако способность и возможности двух лидеров привести Израиль и ПНА к заключению реального соглашения представляются ограниченными. Политические решения премьер-министра Э. Ольмерта подвергаются серьезной критике со стороны правых партий и некоторых представителей правящей коалиции. В частности, лидер парламентской оппозиции Биньямин Нетаниягу выразил категорическое несогласие с уступками, оказанными Э. Ольмертом правительству М. Аббаса еще до открытия мирного форума в Анаполисе (освобождение палестинских заключенных и разрешение полицейским формированиям ФАТХа приобрести новое оружие), и обвинил главу израильского кабинета министров в «политической слепоте» и слабости [4]. В свою очередь, влияние М. Аббаса на развитие политических событий в ПНА ограничено территорией Западного берега р. Иордан, однако и здесь его позиции недостаточно сильны. Несмотря на то что накануне конференции М. Аббас издал указ, запрещающий любые акции протеста, в то время как в Анаполисе главы делегаций выступали с приветственными речами, в Хевроне, Рамалле и ряде других городов на Западном берегу прошли демонстрации против участия руководства автономии в международной конференции.

Одновременно массовые митинги прошли и в секторе Газы, где около 100 тысяч палестинцев собрались на площади перед зданием Палестинского законодательного собрания, протестуя против конференции в Анаполисе и выражая поддержку движению ХАМАС, не приглашенному для участия в саммите. С резкой критикой в адрес главы ПНА М. Аббаса выступил глава правительства ХАМАСа Исмаил Хания, который заявил, что «участники конференции не имеют права принимать решения за палестинский народ», и заверил, что «мы [движение ХАМАСю — Авт.] проявим твердость в отношении любой политики, преследующей целью сломить волю нашего народа и лишить его способности к сопротивлению» [5].

Ситуация в секторе Газы на сегодняшний день остается одним из самых сложных вопросов в контексте палестино-израильских отношений и, как следствие, мирных переговоров. Сегодня диалог между движением ХАМАС и Израилем практически невозможен по причине радикальной позиции, которую занимают руководители ХАМАСа. К тому же любые действия Израиля, подразумевающие поддержку М. Аббаса в Газе (например, силовое вмешательство), лишь усилят конфронтацию между двумя палестинскими анклавами – Западным берегом и сектором Газы. Поэтому более реалистичным представляется диалог между ХАМАСом и ФАТХом. Инициирование подобного диалога открывает большие политические возможности перед Египтом, что позволит ему оставаться ключевой региональной державой в деле мирного урегулирования. Египет поддерживает официальные и неофициальные контакты с обеими сторонами и имеет опыт посреднической деятельности при разрешении внутрипалестинских противоречий. В интересах Египта способствовать достижению компромисса между двумя палестинскими группировками, поскольку изоляция ХАМАСа и его невключение в мирный процесс могут привести к непредсказуемым последствиям на палестинских территориях в целом и в непосредственной близости от египетской границы, в частности (следует напомнить, что ХАМАС пришел к власти легитимным путем в ходе парламентских выборов в ПНА в январе 2006 г. и сегодня, вследствие военного захвата власти в середине июня 2007 г., полностью контролирует половину палестинских территорий с населением более 1,5 млн человек). В этой связи не стоит забывать и о египетском общественном мнении, в своем большинстве симпатизирующем движению ХАМАС.

Можно предположить, что активизация Египтом посреднической деятельности в урегулировании межпалестинского конфликта будет проходить на фоне включения Сирии в мирный процесс. Участие Дамаска в конференции в Анаполисе стало важным международным и региональным событием, способным повлечь за собой изменение политической ситуации на Ближнем Востоке, как то: оказание САР влияния на ХАМАС с целью уменьшения его радикализации и включения в палестино-израильские переговоры.

Итак, несмотря на масштабы конференции, прошедшей в Анаполисе — во встрече принимали участие делегации от 49 стран и международных организаций, включая ООН, Лигу арабских государств, организацию «Исламская конференция», Международный валютный фонд и Всемирный банк, – по сути, она оказалась лишь «переговорами о начале переговоров» [6]. И в ходе этих переговоров за Египтом по-прежнему будет сохраняться роль важного регионального посредника. В своей внешнеполитической деятельности в контексте мирного ближневосточного урегулирования АРЕ будет придерживаться выбранного курса, отстаивая единую арабскую позицию. Учитывая крайне негативные последствия углубления территориального и политического раскола в ПНА, можно предположить, что Египет, располагающий для этого благоприятными возможностями, активизирует усилия по возобновлению внутрипалестинского диалога.

1. The Jerusalem Post, 12.11.07.

2. The Jerusalem Post, 20.11.07.

3. The Jerusalem Post, 27.11.07.

4. http://newsru.co.il, 25.11.07.

5. BBC, 28.11.07.

6. www.aljazeera.net, 27.11.07.

62.85MB | MySQL:102 | 0,564sec