Ситуация в Ливии: ноябрь 2007 года

Главное событие ноября в Ливии «создал» Айман аз-Завахири — второе лицо в «Аль-Каиде». 3 ноября в аудиообращении к своим сторонникам он объявил о присоединении к «Аль-Каиде» Воюющей исламской группы — ливийской (ВИГ-Л). Таким образом, ВИГ-Л стала второй исламистской группой из стран Магриба, присоединившейся к «Аль-Каиде». Ранее к организации Усамы бен Ладена присоединилась действовавшая преимущественно в Алжире Салафистская группа проповеди и джихада (СГПД), которая тут же взяла себе новое название — «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКМ). Трансформация СГПД в АКМ тут же отразилась на особенностях деятельности исламистов в Алжире. Они чаще стали отдавать предпочтение нападениям на символы государства (армию, полицию), а также использованию террористов-смертников. Можно ожидать, что аналогичные изменения в способах деятельности последуют и в части, касающейся ВИГ-Л в ее новом качестве. Тем более что Аз-Завахири одновременно призвал мусульман Магриба нанести удары по американским, французским и испанским интересам в Северной Африке, а также низвергнуть «рабов Запада» — руководителей Алжира, Ливии, Марокко и Туниса. Запись обращения Аз-Завахири, распространенная через исламистские сайты в Интернете, была дополнена клятвой одного из руководителей ВИГ-Л Абу Лейта аль-Либи (судя по всему, это боевой псевдоним).

Считается, что ВИГ-Л возникла в начале 90-х годов ХХ столетия в Афганистане. В нее вошли ливийцы, ранее воевавшие против прежнего кабульского режима и оставшиеся в Афганистане. «Официально» об образовании ВИГ-Л было объявлено в 1995 г. Своей целью ВИГ-Л объявила свержение режима Каддафи и создание в Ливии исламского государства. Здесь уместно вспомнить, что одно время главным отличием ВИГ-Л от других исламистских группировок в регионе было то, что ее руководство являлось интернациональным. В число высшего руководящего совета организации входили алжирец Абдалла Анас, египтянин Мухаммед ибн Гали и ливиец Абу Муфтах Трабелси.

А. Анас (его настоящее имя — Буджмаа Бунуа) родился в июле 1958 г. в провинции Сиди-Бель-Аббес (Алжир). До 1984 г. работал учителем в деревне Бен-Бадис. В том же году совершил хадж в Мекку, где впервые встретился с палестинским проповедником ваххабитского толка Абдаллой Аззамом. Последний поручил Анасу руководство бюро по рекрутированию добровольцев для джихада в Афганистане. В 1986 г. Анас стал первым «афганским арабом», сумевшим проникнуть в зону, находившуюся под контролем советских войск. В 1988 г. в Пешаваре он женился на одной из дочерей Аззама — Сумайе. Именно в тот период он познакомился с командиром «Лиуа аль-Либи» (Ливийской бригады) А.М. Трабелси.

Стоит напомнить, что в Афганистане, как правило, «афганские арабы» не образовывали национальных формирований. Исключение было сделано только для ливийцев с учетом их многочисленности — свыше 1 тыс. человек, из них и была сформирована Ливийская бригада.

Трабелси родился в 1958 г. в Бенгази. Высшее образование получил в каирском университете «Айн-Шамс», который всегда был оплотом «Братьев-мусульман». Считался блестящим оратором. Его идеологические воззрения сформировались под влиянием трудов С. Кутба и Абдессаляма Фараджа. В 1988 г. он начал с того, что создал ливийский филиал египетской «Аль-Гамаа аль-Исламия».

После вывода советских войск из Афганистана Трабелси обосновался в Саудовской Аравии, где занялся организацией джихада в своей собственной стране. Судя по всему, об этой деятельности не мог не знать официальный Эр-Рияд. Возможно, поэтому позднее из Триполи и Эр-Рияда посыпались взаимные обвинения в причастности к подготовке покушений на первых лиц Ливии и Саудовской Аравии соответственно. Что касается саудовского периода Трабелси, то там он также организовал отправку нескольких сотен ливийских «афганцев» в боснийский «Легион моджахедов», а также позднее — в Алжир и Чечню.

Начиная с 1994 г. Трабелси координировал первые вооруженные вылазки исламистов в Ливии. Исполнителей акций он вербовал главным образом из египетских и палестинских рабочих, что послужило поводом для Каддафи прибегнуть к их массовой высылке.

В течение 90-х годов ХХ столетия пути Анаса, Трабелси и Ибн Гали неоднократно пересекались в Пешаваре, Хартуме и Лондоне. Первоначально существенную поддержку им оказывали западные спецслужбы, которые видели в них силу, способную устранить Каддафи.

Теперь у ливийских спецслужб есть все основания опасаться активизации деятельности ВИГ-Л. Тем более что, согласно американским данным, Ливия и Саудовская Аравия «поставили» максимальное число джихадистов в Ирак по сравнению с другими арабскими странами. Исламисты этих двух национальностей составляют в настоящее время до 60% общего числа боевиков в Ираке. Эти данные были получены после того, как американские войска в сентябре с.г. разгромили тренировочный лагерь исламистов в районе ирако-сирийской границы. Из захваченных там данных следует, что с августа 2006 г. через лагерь прошли около 700 боевиков, в том числе 305 саудовцев и 137 ливийцев. Повоевав в Ираке, многие из боевиков возвращаются в страны их происхождения для продолжения джихада.

2 ноября Комитет ООН по правам человека осудил Ливию «за систематическое использование пыток и бесчеловечное обращение с заключенными», использовав в качестве доказательств свидетельства шести болгарских медработников, подвергавшихся пыткам после того, как они были арестованы по обвинению в предумышленном заражении большой группы детей СПИДом в больнице Бенгази. Как заявил на пресс-конференции в Женеве представитель комитета Абдельфаттах Амор, «пытки как таковые широко применяются в Ливии». По его мнению, именно с их помощью были выбиты признательные показания от болгарских медработников, позднее дважды приговоренных к смерти. Он выразил сожаление, что перед освобождением медработники были вынуждены подписать обязательства, освобождающие ливийские власти от какой-либо ответственности за совершенные над ними пытки и бесчеловечное обращение. Как отметил Амор, «очевидно, что ливийское государство не хочет сотрудничать с Комитетом ООН по правам человека». Он сообщил, что Комитет выдвинул к Триполи ряд требований, и в частности, «немедленно прекратить практику физического наказания», «пересмотреть законодательство с целью обеспечить равноправие между мужчинами и женщинами», в том числе в вопросах развода и наследования имущества, закрыть «центры социальной реабилитации» женщин, которые не преследуются в судебном порядке.

8 ноября болгарские медработники представили свои свидетельские показания о перенесенных ими страданиях в ливийских застенках перед комиссией французских парламентариев, занимающейся расследованием обстоятельств освобождения болгар. Они сообщили парламентариям, что ничего не знают об условиях их освобождения, равно как о договоренностях, достигнутых в этой связи между Францией и Ливией.

В ноябре ливийские власти своими руками сотворили очередной международный скандал, напомнив, что, согласно закону от 2005 г., все иностранцы, желающие въехать в Джамахирию, должны иметь заграничные паспорта со всеми надлежащими записями на национальном и арабском языках. Понятно, что учесть подобное требование в одночасье невозможно, поэтому, несмотря на наличие въездных виз, во въезде в Ливию было отказано тысячам иностранных туристов и бизнесменов. Так, 13 ноября не смогли сойти на берег 2700 пассажиров и членов экипажа итальянского круизного лайнера «Мюзика», зашедшего в порт Триполи. Днем ранее по той же причине из Ливии были выдворены несколько сотен европейцев. По логике некоего «официального ливийского источника», которого процитировало агентство АФП, «въезд иностранцев с паспортами на иностранных языках мешает работе чиновников на пограничных пунктах и в аэропортах, поскольку они их не знают. Это — нормальная мера. Запад вынуждает нас переводить наши паспорта на английский, и мы делаем то же самое». Ливийское внешнеполитическое ведомство со своей стороны утверждало, что якобы заранее предупредило иностранные авиакомпании о намерении Джамахирии обеспечить выполнение закона 2005 г. Это заявление тут же дезавуировал МИД Франции. Он сообщил, что проводит консультации с европейскими партнерами с тем, чтобы «добиться разъяснений» от Триполи.

Главную криминально-экономическую новость ноября создала компания «Сименс», опубликовавшая в СМИ список правительственных чиновников из Ливии, Нигерии и России, получивших от нее взятки за подписание контрактов. Кроме имен в списке фигурируют суммы, полученные каждым из коррумпированных чиновников. Самыми «берущими» в списке оказались нигерийцы и россияне, самыми «скромными» — двое функционеров ливийской госкомпании почт и телекоммуникаций, получившие шестью траншами сумму в 300 тысяч евро.

Автором другой экономической новости месяца стал министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль. 19 ноября он объявил в Алжире, что очередной саммит ОПЕК состоится в 2012 г. в Ливии. По его словам, один из выносимых на саммит вопросов касается выбора новой валюты для взаиморасчетов. В настоящее время участники картеля совершают сделки в долларах. По ряду причин некоторые из членов ОПЕК выступают за переход на расчеты в евро и даже в японских иенах. Три предыдущих саммита ОПЕК прошли в Алжире (1975), Каракасе (2000) и Эр-Рияде (2007).

52.25MB | MySQL:103 | 0,490sec