Восточное Средиземноморье: старт газовой гонке дан

4 января египетская газета «Аль-Шурук» процитировала представителя египетского холдинга природного газа (EGAS), чье имя, правда, не было опубликовано, что в первой половине 2020 года его компания намерена объявить «глобальную заявку на разведку газа в западной части Восточного Средиземноморья», в экономической зоне Египта.

Сообщение тут же повторило Reuters, заодно напомнившее ретроспективу газовой эпопеи в этом районе, когда открытие месторождения «Зохр» в котором содержатся запасы в 30 трлн куб. футов газа, ставшее возможным благодаря итальянскому концерну Eni в 2015 году, резко возбудило аппетит правительства Египта к новым разведочным аукционам. Тем более, что на прилегающих участках предварительные результаты разведки ископаемых показали: газ и нефть есть далеко за пределами «Зохра».

Газета добавила, что EGAS «в настоящее время работает над определением областей, которые будут предложены в ходе конкурсных торгов, и получением разрешений и согласований на будущие концессионные договора».

В течение последних нескольких лет Египет разграничил свои морские границы с некоторыми странами, чтобы вести разведку нефти и газа без конфликтов.

Следует отметить, что EGAS немного опередили. 30 декабря ExxonMobil заявила, что концерн приобрел около 1,7 млн ​​акров территории под морскую разведку в Египте, тем самым укрепив свой разведочный портфель в восточной части Средиземного моря.

Операции планируется начать в 2020 году в районе, который включает в себя 1,2 млн акров морского участка Северная Маракия, расположенного в пяти милях от северного побережья Египта, и еще, около 543 000 акров в морском районе северо-восточнее дельты Нила.

ExxonMobil одним из первых начал разведку газа в Египте, заключив контракты на один из крупнейших тендеров встране еще в феврале прошлого года.

Получив первые результаты от геологических исследований и начав добычу на «Зохре», власти Египта решили не тянуть с подведением основы под получаемые количества газа и первой задачей стало насыщение местного рынка. Инвестиции все равно придут не сразу, а внутренний потребитель насчитывает кроме миллионов жителей и крупные предприятия.

Регулирующий орган египетского газового рынка в этом году снизил плату за использование национальной газовой сети в стране на 24%, таким образом достигнув цены в 29 центов США за миллион британских тепловых единиц в год. Орган регулирования деятельности рынка газа заявил на своем веб-сайте, что эти единые сборы будут применяться на государственном уровне. В 2017 году парламент утвердил закон о создании регулятора рынка газа, который, как надеется правительство, обеспечит большее участие частного сектора в быстро растущем рынке газа. В феврале 2018 года власти Египта издали исполнительные положения закона, разрешающего частному сектору импортировать и продавать природный газ. По данным Reuters, в августе 2018 года Египет установил плату за использование национальной газовой сети страны в размере 38 центов США за миллион британских тепловых единиц. И, наконец, она была снижена до нынешних значений, сделав газ доступным для всех слоёв населения, как сельской глубинки, так и городов.

Что касается притока средств в отрасль, министр нефти Египта Тарек аль-Мулла заявил, что на первом этапе реализации двенадцати концессий, итоги которых были объявлены в феврале, Египет ожидает инвестиций в размере не менее 750-800 млн долларов.

Тем временем, Греция, Кипр и Израиль 2 января подписали соглашение о прокладке 1900 км подводного трубопровода для транспортировки природного газа из Восточного Средиземноморья в Европу.

Несмотря на несогласие Турции с этим проектом, три страны стремятся принять окончательное решение о деталях финансирования и начале работ в 2022 году, с тем, чтобы завершить строительство к 2025 году.

В прошлом году европейские правительства договорились с Израилем об осуществлении проекта, известного как EastMed, трубопроводного проекта стоимостью от 6 до 7 млрд долларов, который, как ожидается, первоначально будет ежегодно транспортировать 10 млрд куб. м газа из Израиля  через территориальные воды Кипра. И далее, от греческого острова Крит до материковой Греции и в европейскую газопроводную сеть через Италию.

Министры энергетики Греции, Израиля и Кипра подписали окончательное соглашение по трубопроводу на церемонии в Афинах.

Премьер-министр Греции, Кириакос Мицотакис, президент Кипра, Никос Анастасиадес и премьер-министр Израил,я Биньямин Нетаньяху заявили, что соглашение не направлено против какой-либо страны.

«Это (соглашение) … поддерживает общую цель мира, безопасности и стабильности в восточной части Средиземноморья», — сказала Анастасиадес. С 2009 года в бассейне Леванта в восточной части Средиземного моря было открыто несколько огромных газовых месторождений.

Но в регионе отсутствует значительная инфраструктура для добычи нефти и газа, а политические отношения между странами, включая Кипр, Грецию, Египет, Израиль, Ливан и Сирию, напряжены сразу на нескольких уровнях.

Подписание проекта трубопровода произошло несколько недель спустя после того, как Турция и Ливия подписали соглашение об установлении границ смежных экономических зон, против чего выступили Греция, Кипр, Египет и Израиль.

Аналитики говорят, что эта соглашение между Анкарой и правительством ПНС в Триполи может стать барьером для предлагаемого трубопровода, который должен будет пройти через запланированную турецко-ливийскую экономическую зону.

Впрочем, «если Турция заинтересована, дверь открыта», — заявил Reuters министр энергетики Израиля, Юваль Штайниц.

«Мы готовы обсудить какое-то сотрудничество … энергетическое сотрудничество … с турками», — добавил он. «Мы не против турок, но надо отдавать себе отчет в том, что мы очень поддерживаем проект газопровода EastMed».

Проект газопровода принадлежит IGI Poseidon, совместному предприятию между греческой газовой компанией DEPA и итальянской энергетической компанией Edison.

DEPA подписала 4 января письмо о намерениях с Energian, производителем газа, ориентированным на регион Восточного Средиземноморья, касательно закупки 2 млрд куб. м газа в год на  газовом месторождении у Израиля с поставкой через запланированный трубопровод.

Таким образом, все почти все ключевые игроки Средиземноморской газовой гонки вступили в игру: Египет наращивает потенциал добычи и присматривается к строительству собственной ветки от «Зохра» к Кипру, потенциально присоединяясь к EastMed. Турция, главный оппонент проекта ведет собственные изыскания на шельфе у Северного Кипра и готовится строить собственную трубу через ливийскую экономическую зону.  Пикантности ситуации добавляет то, что реализацией всех этих строек на деле может заниматься только одна компания: итальянская Eni-Agip-Saipem, признанный лидер в этой области, хорошо знакомый со Средиземноморским бассейном. Ну и совсем занятным обстоятельством является то, что на египетском шельфе действуют ExxonMobil, Chevron, British Petroleum и, как это ни странно, «Роснефть», которым противостоят турецкие компании вместе с Qatar Gas и TotalfinaElf. При этом катарцы являются акционерами «Роснефти», а французы участвуют в северных газовых проектах в РФ. Ну и добавляет интриги скорое появление одного-двух газопроводов в Европе, напрямую составляющих конкуренцию «Газпрому». Последний, судя по всему, всецело занятый тяжбами с Украиной и завязший в своих южных и северных «Потоках» совершенно упустил появление еще одного мощного игрока на газовом рынке Европы. Тем временем, западнее, к Испании и не в такой отдаленной перспективе, протянется еще один газопровод – из Нигерии, о проекте которого мы уже сообщали ранее на сайте Института Ближнего Востока.

62.83MB | MySQL:102 | 0,651sec