О планах Турции в Ливии и роли турецкой ЧВК SADAT в их реализации

Турецкие военнослужащие, направленные в Ливию, будут обучать в этой африканской стране бойцов для защиты правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа. Об этом сообщил во вторник 6 января пресс-секретарь возглавляемой президентом Р.Т.Эрдоганом Партии справедливости и развития Омер Челик. «Мы продолжим нашу работу по достижению режима прекращения огня и обеспечения стабильности [в Ливии] как дипломатическим путем, так и на месте. Вооруженные силы Турции будут обучать группировки, которые будут защищать легитимное правительство и действовать в соответствии с законами», — сказал Челик.  Накануне президент Турции объявил о начале отправки в Ливию турецких военнослужащих. По его словам, они не будут участвовать непосредственно в боевых действиях. В их задачи входят «координационные действия и обеспечение безопасности легитимного правительства». Президент Турции Эрдоган объявил в воскресенье 5 января о начале отправки турецких военнослужащих в Ливию. «В задачи наших военных входят координационные действия. <…> Турецкие военные начали постепенно направляться, чтобы обеспечить безопасность легитимного правительства [в Ливии]», — сказал турецкий лидер в эфире телеканала «Си-эн-эн тюрк». Эрдоган при этом не уточнил, находятся ли уже солдаты ВС Турции в Ливии или еще нет. Кроме того, президент выступил с утверждением, что сейчас в Ливии находятся 2,5 тыс. бойцов российской частной военной компании «Вагнер» и 6 тыс. бойцов из Судана. «Почему мы не должны отправляться туда, когда легитимное правительство просит нас об этом?». — добавил Эрдоган.   На прошлой неделе Анкара утвердила законопроект, предусматривающий возможность отправки военнослужащих в Ливию. Как пояснила ранее газета «Созджу», не исключено, что на первом этапе речь пойдет о военных специалистах для обучения бойцов ливийского правительства национального согласия (ПНС). Также, по утверждению издания, Анкара рассмотрит возможность поставки оружия, разработанного турецкими конструкторами. Президент Турции не раз заявлял о готовности направить военных, если ПНС попросит его о помощи.
В настоящее время в Ливии параллельно существуют два органа исполнительной власти: международно признанное правительство национального согласия Фаиза Сараджа в Триполи и временный кабинет Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, действующий на востоке страны совместно с парламентом и поддерживаемый Ливийской национальной армией фельдмаршала Халифы Хафтара. 12 декабря Хафтар объявил о начале решающего наступления на Триполи. В этой связи надо отметить несколько моментов.

  1. Решение Анкары в принципе ставит «крест» на попытках ЛНА и его зарубежных спонсоров в лице прежде всего АРЕ и ОАЭ силовым путем решить вопрос двоевластия и захватить Триполи с последующей блокадой Мисураты. Цена вопроса здесь — установления контроля над штаб-квартирой и управляющей инфраструктурой Ливийской национальной компании (НОК-Запад) и Центробанком страны. Это дает той или иной противоборствующей стороне возможность пользоваться этими финансовыми ресурсами и значит иметь лояльность многих сегментов ливийской внутренней политики. В этой связи отметим, что направление даже символического турецкого военного контингента фиксирует в принципе нынешний статус-кво и означает приложение фактического двоевластия. Отсюда раздражённость Запада, и в том числе США, которые полагали, что ЛНА сумеет взять столицу и тем самым установить новые правила игры. Соединенные Штаты призывают все страны прекратить разжигание конфликта в Ливии. Это подчеркнула в понедельник 6 января в беседе с корр. ТАСС официальный представитель Госдепартамента США, комментируя объявление Анкары о начале отправки турецких военнослужащих в Ливию. «Соединенные Штаты решительно осуждают военную эскалацию последних дней, особенно атаку, которая была совершена 4 января на военный колледж в Триполи предположительно силами, связанными с ЛНА (Ливийской национальной армией под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара — прим. ТАСС). Внешние действующие лица должны прекратить разжигать конфликт. Все страны должны воздержаться от обострения гражданского конфликта [в Ливии] и поддержать возвращение к политическому процессу, посредником в котором выступает ООН», — заявила сотрудник американского внешнеполитического ведомства. По ее словам, обострение ситуации в Ливии с точки зрения вашингтонской администрации свидетельствует лишь об опасности иностранного вмешательства в дела этой североафриканской страны. «Ухудшение ситуации в области безопасности подчеркивает опасность иностранного вмешательства в Ливии, является одной из причин жертв среди мирного населения и наносит ущерб гражданской инфраструктуре во вред всем ливийцам», — сказала американский дипломат. В связи с этим представитель Госдепартамента заверила, что американская сторона готова поддержать все усилия ливийцев, призванные увенчаться прекращением насилия и возобновлением политического диалога. «США сохраняют готовность поддержать все усилия ливийцев, направленные на прекращение насилия, ограничение вмешательства иностранных сил и восстановление политического диалога, содействие которому оказывает ООН и который является единственным путем к прочному миру и процветанию [североафриканской страны]», — отметила дипломат. При этом тот факт, что в Госдепартаменте США «в упор» не видят многолетнего присутствия в Ливии иных иностранных сил, например, французского и египетского спецназа, а также многочисленных структур ОАЭ, в принципе четко дает нам представление о том, на чьей стороне играют США. И не только они, но и Россия, которая целенаправленно, несмотря на все свои публичные заявления о равноудаленности в рамках внутриливийского конфликта, безусловно поддерживает того же Хафтара.
    2. Анкара, как полагают эксперты, основными точками своего уже легитимного входа в Ливию, будет полагать тренинг местных сил и координационную работу. Добавим к этому — усиление на порядки противовоздушной обороны и воздушной поддержки, поскольку без этого достичь паритета в противостоянии с Хафтаром никак не получится. Что же касается тренинга, то не совсем понятно кого и где турки планируют готовить. Члены различных боевых группировок воюют в Ливии уже девять лет, там новое поколение рождается фактически с автоматом. Да и готовить резерв в условиях продолжающихся боевых действий — дело хлопотное. В этой связи все-таки рискнем предположить, что речь идет о присутствии протурецких групп именно на передовой, что фактически лишает Хафтара и его спонсоров основного инструмента в рамках ведения ими войны в Ливии — элементарного подкупа противника. Опять же рискнем предположить, что кадровые военные Турции будут в основном заняты в рамках организации ПВО, действий ВВС и штабной работы, а вот реально черновую работу по скреплению и боевому слаживанию обороняющих Триполи сил возьмут на себя боевики из турецкой ЧВК SADAT, которая собственно уже присутствует в Ливии, и не только там. И в этой связи заявления Эрдогана о присутствии в Ливии представителей российских и эмиратских ЧВК не случайны.
    В этой ситуации есть видимо смысл напомнить, что это за структура. Среди многочисленных военизированных организаций Эрдогана ЧВК SADAT является наиболее заметной и влиятельной. SADAT (International Defense Consulting, по-турецки Uluslararası Savunma DanıĢmanlığı) официально называет себя «частной оборонной и консалтинговой компанией». Ее устав и формулировка миссии размыты и расплывчаты:
    — «SADAT  является первой и единственной компанией в Турции, которая на международном уровне предоставляет консультационные услуги и услуги по военной подготовке в международном секторе обороны и внутренней безопасности».
    — «SADAT стремится к установлению сотрудничества между исламскими странами в области военной и оборонной промышленности, чтобы помочь исламскому миру занять достойное место среди сверхглобальных держав в качестве самодостаточной военной державы, предоставляя им услуги в области организации вооруженных сил, консультирования по вопросам обороны, военной подготовки и вооружения».

Напомним, что ЧВК SADAT (Yakuplu Mahallesi Hürriyet Bulvari n155, Beylikdüzü, Istanbul) была основана в 2012 году генералом войск спецназначения Аднаном Танрверди. Он и ряд его сослуживцев в конце 1990-х были уволены из турецкой армии с формулировкой «за излишнюю религиозность». Если называть вещи своими именами, то за приверженность идеям исламистов, которые позже и сгруппировались в правящей ныне Партии развития и справедливости (ПСР). Позже все уволенные и образовали компанию SADAT. Предполагается, что это было сделано при личной поддержке Р.Т.Эрдогана, которого с А.Танрверди связывают прекрасные личные отношения. Позднее на эту структуру, помимо охранных функций, Р.Т.Эрдоганом возлагались и выполнение важных внешнеполитических поручений. В частности, именно сотрудники ЧВК SADAT тренировали и обучали сирийских бойцов Сирийской свободной армии (ССА) на бывших тренировочных базах турецкой армии. Они же, а не турецкие военные, как это утверждали журналисты турецкой газеты «Хюррийет», отвечали за логистику материально-технического снабжения сирийской вооруженной оппозиции с территории Турции. Сотрудники SADAT присутствовали в рядах исламистов в Сирии в качестве советников, а до этого участвовали в закупках оружия в интересах сирийских повстанцев на Балканах, и прежде всего в Боснии. Лично А.Танрверди связывает с Боснией хорошие контакты. В 1996 году он в составе малочисленного контингента турецкой армии был направлен в эту страну для того, чтобы оценить возможность кооперации в деле строительства новой армии Боснии. В период этой миссии А.Танреверди стал хорошим знакомым президента Боснии А.Изетбеговича, который склонялся к тому, чтобы боснийские вооруженные силы тренировали именно турецкие военные. Этому помешали американцы, которые в обмен на свою поддержку Боснии буквально навязали Изетбеговичу в качестве главного архитектора новых вооруженных сил республики тесно связанную с руководством Пентагона частную компанию Military Professional Resources Inc. Но президент Боснии сумел все-таки настоять на том, чтобы эта компания наняла несколько турецких военных для выполнения этой миссии. Одним из таких офицеров и был А.Танрверди. По роду своей деятельности он курировал организацию охраны арсеналов вооружения и утилизацию бывших складов вооружения югославской армии, то есть знал наличие и ТТХ имеющегося там вооружения. Это было использовано потом для снабжения сирийских повстанцев через саудовские возможности и деньги. Оружие при этом приобреталось в основном в Албании, Боснии, Болгарии и на Украине при активной поддержке SADAT. При секретной поддержке  президента Турции Р.Т.Эрдогана тогда филиал SADAT получила «прописку» в КСА. В королевстве ЧВК SADAT действовала в тесной кооперации и под прикрытием местной фирмы Al Aquid Trading (среди официальных партнеров по бизнесу американская Lockheed Martin и британская BAE Systems). Последняя была основана и принадлежит бывшему руководителю разведки ВВС КСА полковнику Гази Джиза аль-Харби. Некоторые эксперты полагают, что указанная структура использовалась руководством саудовских армии и спецслужб для выполнения деликатных поручений, прежде всего в сфере покупки и передачи нужным адресатам вооружения и боеприпасов. Другой вопрос, что в связи с обострением отношений между Эр-Риядом и Анкарой сегодня все эти совместные операции заморожены, а филиал ЧВК SADAT из Эр-Рияда удален.
По некоторым данным, SADAT участвовала позднее в операциях по снабжению оружием бойцов ХАМАСа. Сам А.Танрверди поддерживает очень тесные контакты с руководством бюро ХАМАС в Турции. Танрверди, который является набожным мусульманином, часто пишет статьи в турецкой прессе, призывая к созданию палестинской армии. Что же касается Ливии, то эта страна хорошо знакома ЧВК SADAT . Еще в 2014 году Р.Т.Эрдоган лично поручил SADAT возглавить программу подготовки и тренинга ливийских вооруженных сил. Тогда речь шла, прежде всего, о тренировке и экипировке отрядов исламистов, которые подчинялись бывшему Всеобщему национальному конгрессу (ВНК), который заседал в Триполи и отказывался тогда признавать правительство Ф.Сараджа. Известно о том, что сотрудники SADAT тренировали мисратовские бригады. По тем же данным, именно эта ЧВК курировала переправку на турецких кораблях вооружения и боеприпасов боевикам «Вилайет Синай» в Египте. При этом контракт на дальнейший тренинг ливийской армии правительством Турции был отозван в 2016 году, что свидетельствовало об изменении политики Анкары в Ливии на тот период времени. И вот спустя три года все возвращается на свои: но на этот раз ЧВК SADAT будет тренировать войска, лояльные Сараджу. Но если быть точнее, то опять же все тех же мисуратовцев, которые составляют костяк обороны Триполи. Администрация Эрдогана предпочитает держать SADAT подальше от любых юридических или административных расследований. Таким образом, SADAT — это неконтролируемая, неаудированная военизированная компания, действующая без какого-либо госрегулирования, используемая лично Эрдоганом для выполнения своих тайных планов в стране и за ее пределами.
При этом гораздо меньше известно о ее роли во внутритурецких делах. Одной из главных миссий ЧВК SADAT была ее роль в ликвидации последствий путча 15 июля 2016 года. Существенные доказательства указывают на то, что, как и другие проэрдагановские военизированные организации, включая мафиозные банды, они были ответственны за факты линчевания сдавшихся мятежников (прежде всего кадетов и курсантов) и убийства оппозиционных гражданских лиц. Именно 15 июля 2016 года стало кульминацией в деятельности SADAT с точки зрения убеждения Эрдогана и далее использовать этот важнейший инструмент в будущем для формирования политики, сокрушения политических противников и даже разжигания гражданских беспорядков, в случае необходимости. После событий 15 июля 2016 года председатель правления ЧВК SADAT Аднан Танверди был назначен главным консультантом Эрдогана. Это позволило ему резко повлиять на политику в Турции, в том числе с точки зрения формирования нового облика турецкой армии. Видение Танверди роли военных хорошо отражено в новой политике набора и реструктуризации Вооруженных сил Турции на основе принципов фактически салафистско-джихадистской идеологии. В принципе одной из основных задач Эрдогана является реформирование турецкой армии, при которой он пользуется советами того же Танверди. Ему до сих пор не хватает лояльности этого важного компонента, особенно среди нового поколения генералов и среднего офицерского состава. После путча в июле 2016 года Эрдоган инициировал массовую чистку в государственных учреждениях и в армии. В результате было уволено более 150 000 государственных чиновников различных уровней и арестовано 50 000 человек. Армия была на острие этой чистки: было уволено почти две трети генералов, 90% штабных офицеров, тысячи офицеров, унтер–офицеров и других сотрудников без должной процедуры или расследования. До настоящего времени было уволено около 10 000 военных чиновников, около 200 генералов и адмиралов и 16 500 военных курсантов. Хотя численность уволенного персонала может показаться относительно небольшой долей от почти 600 000 Вооруженных сил Турции, на самом деле военные потеряли своих наиболее квалифицированных и подготовленных руководителей и персонал. Были потеряны десятилетия опыта и знаний. В связи с этим отметим, что Танверди в своем заявлении еще в 2010 году заявил: турецкие военные должны, должны и будут меняться». Именно по его рекомендации было принято решение о том, чтобы заместители премьер-министра, министры иностранных дел, внутренних дел и юстиции были членами Высшего военного совета, который принимает решения для назначения высших военных кадров. Он также высказался за то, чтобы Генеральный штаб ВС Турции был понижен до консультативного уровня, сухопутная, воздушная и морская службы должны быть непосредственно подчинены министру обороны, а жандармерия должна быть отделена от Вооруженных сил Турции. Все его рекомендации вступили в силу с принятием законов «О чрезвычайном положении» с 15 июля 2016 года. Эрдоган изменил состав Высшего военного совета и систему командования Вооруженными силами Турции, назначив служебные подразделения при Министерстве обороны и выделив жандармерию при Министре внутренних дел. Эрдоган также нацелился на ядро Вооруженных сил, закрыв все военные вузы и изменив структуру военных учебных заведений, академий и военных колледжей. Таким образом, он резко изменил структуру Вооруженных сил Турции, сделав их организацию практически неэффективной. Сейчас идет процесс создания новой турецкой армии из лоялистов Эрдогана за счет подрыва боевого потенциала второй по величине армии в НАТО. На первые роли выдвигаются те из них, кто имел радикальные убеждения и не имел в этой связи возможности кадрового продвижения до 15 июля 2016 года. Они теперь могут занять критические важные позиции и занять высокие посты в Вооруженных силах Турции. Таким образом, сотрудники SADAT заполняют кадровый вакуум, вызванный продолжающейся массовой чисткой. При этом Танрверди утверждает, что с новыми «компетентными офицерами» ВС Турции будут еще сильнее. Положение Танрверди в качестве главного советника Эрдогана дает ему возможность влиять на кадровую политику второй по величине армии НАТО. В соответствии с законом-декретом от 31 октября 2016 года, отставные офицеры и сержанты, которые сегодня являются сотрудниками ЧВК SADAT, получают функцию по набору военнослужащих и курсантов в Вооруженные силы Турции. Это критическое изменение фактически переносит значительную часть военной кадровой политику на эту ЧВК. Например, SADAT после 15 июля 2016 года получила совместно с правящей партией ПСР фактически монополию для набора офицеров для командования Сил специальных Операций, которым командует генерал-лейтенант Зекай Аксакаллы.
Эксперты также отмечают, что идеология Танверди по военному строительству в общем-то во многом копирует систему, реализованную в Иране. То есть, наличие сильной жестко идеологизированной структуры КСИР при наличии внешне нейтральной и более слабой с точки зрения боевого потенциала кадровой армии. Такое сравнение может дать потенциальные траектории участия SADAT в турецкой политике, а также его собственную институциональную эволюцию. Стоит отметить, что КСИР – это полноценная военная  организация, которая развивалась на протяжении почти четырех десятилетий после Иранской революции, тогда как SADAT — это всего лишь молодая организация, которая, похоже, во многом восприняла иранский опыт КСИР. Этот временной разрыв между ними следует учитывать на протяжении всего последующего анализа. Начнем с того, что иранская революция (она же Исламская революция или революция 1979 года) была свержением поддерживаемой Западом династии Пехлеви и заменой ее Исламской Республикой под руководством великого аятоллы Рухоллы Хомейни. Во время революции КСИР был создан в качестве зонтичной организации, объединившей ряд прохомейнийских группировок и военизированных формирований. Объединяя эти различные группы под знаменем Хомейни, КСИР выступал в качестве центрального органа, которому было поручено искоренить диссидентские течения в революционном движении. КСИР был главным образом построен как противовес регулярной армии, чтобы защитить революцию от возможного военного переворота. Закрепленный в иранском законодательстве, КСИР определяется как «учреждение, которым командует верховный лидер, цель которого состоит в защите Исламской революции Ирана и ее достижений, стремясь при этом распространять верховенство Божьего закона». Сегодня КСИР превратился в глубоко укоренившийся и многоплановый институт, функционирующий как обширный социально-политико-экономический конгломерат, влияние которого преобладает во всех сферах иранской политической жизни и общества. 267 членов иранской политической системы всех рангов — от президента до местных администраторов — являются выходцами из КСИР. Представители КСИР управляют огромным аппаратом ресурсов в области СМИ, образования, экономики и безопасности. В области безопасности, в частности, КСИР состоит из двух основных оперативных органов: «Силы Аль-Кудс» и ополчения «Басидж». «Силы аль-Кудс» специализируются на зарубежных миссиях, предоставляя подготовку, финансирование и оружие экстремистским группировкам, таким как «Хизбалла», ХАМАС и иракские ополченцы. «Басидж», что буквально означает «мобилизация», представляет собой военизированную организацию, которой поручено оказывать народную поддержку иранскому режиму путем мобилизации обычных добровольцев против внутренних антирежимных движений посредством уличного насилия и запугивания.
Вот примерно такое же разделение функций и создания некой качественно с точки зрения идеологической новой армии на базе старой (но не параллельно, как в Иране) и является основной целью реформы, которую сейчас пытается реализовать Танверди. Об успехе такого эксперимента говорит пока очень рано, рискнем предположить, что конечный успех этой миссии целиком и полностью зависит исключительно от политического долголетия самого Р.Т.Эрдогана. Это обстоятельство плюс турецкая специфика (Турция конституционно светская многопартийная страна в отличие от Ирана) делает, на наш взгляд, реализацию планов Танверди маловероятным делом. Но турецкие военные очень внимательно при этом мониторят траектории военного строительства в Иране. Секретные документы, полученные компанией Nordic Monitor, показали, как турецкие военные внимательно следили за изменением структуры иранской армии и операциями по обеспечению безопасности, проводимыми Корпусом стражей исламской революции (КСИР) до 2016 года. Турецкие военные сблизились с Ираном после неудавшегося государственного переворота в Турции в июле 2016 года. В том числе началось беспрецедентное развитие отношений между военными, в том числе и в рамках постоянных взаимных визитов между турецкими и иранскими военными офицерами.
Обзор правительственных документов от 30 июня 2016 года показывает, что офис турецкого военного атташе в Тегеране внимательно изучил назначение генерала Мохаммада Хосейна Багери начальником Генерального штаба Ирана в то время и собрал информацию о его карьере, роли в Исламской революции и связях с высшим руководством Ирана. Дипломатическая переписка также включает мнение тогдашнего заместителя военного атташе майора Эмера Озгюля о назначении и военный опыт генерала Багери. В документах Озгюль сообщил турецкому Генштабу, что генерал Багери был повышен с прежней должности заместителя начальника штаба по разведке и операциям иранского Генштаба 28 июня 2016 года, сменив генерала Хасана Фирузабади менее чем за три недели до неудавшегося государственного переворота в Турции. Генерал Фирузабади, занимавший пост начальника иранского Генерального штаба с 1989 года, был вынужден покинуть свой пост из-за тесных связей с «реформистским» президентом Хасаном Роухани, говорится в документах. Согласно им, Хаменеи выбрал Багери, фигуру, признанную за его опыт в разведке и его ведущую роль в операциях КСИР против курдских ополченцев в 1996 году, из-за (продолжающихся) столкновений между Демократической партией Иранского Курдистана (КДПИ) и КСИР на северо-западе Ирана. Генерал Багери, занимая свою новую должность, начал заниматься вопросами, которых избегали его предшественники, и стал первым иранским начальником Генерального штаба, посетившим Анкару после революции 1979 года. Это не случайно, и интерес турок к его личности также не случаен. Это становится понятным, исходя из предыдущего послужного списка Багери. В переписке также подчеркивалось, что генерал Багери был младшим братом Хасана Баггира (Голам-Хоссейн Афшорди), который был известен как основатель разведывательных подразделений КСИР и «гений войны». «Старший Багери служил командующим Сухопутными силами КСИР, когда он был убит иракскими войсками 29 января 1983 года в Факке, пограничном районе между Ираком и Ираном. Генерал Багери начал изучать машиностроение в Политехническом университете в 1979 году и был среди студентов, участвовавших в американском кризисе с заложниками, говорится в документах и подчеркивается, что он присоединился к КСИР в 1980 году для участия в «Курдистанском джихаде», объявленном аятоллой Хомейни против курдского восстания, осуществленного КДПИ и Партией Иранского Курдистана (Комала). Кроме того, в документах подчеркивалось, что Багери помог разработать план действий КСИР в Курдистанском регионе Ирана и возглавил операции КСИР против КДПИ и ополченцев Комалы в 1996 году, что заставило курдские группировки в одностороннем порядке прекратить свои операции. В 2008 году Багери, который имеет степень доктора философии в области политической географии и преподает в высшем Университете национальной обороны Ирана, был повышен до генерал-майора, и стал одним из немногих военных командиров Ирана, которые достигли этого звания, не занимая сначала должность командующего какой-либо из крупных военных сил, говорится в документах.
В данном случае для турок важен принцип назначения фактически политического назначенца на высшую военную должность и курдский аспект его прежней деятельности. Но одно очевидно — ЧВК SADAT, официально дистанцированная от государства, уже является оптимальным инструментом для осуществления деликатных операций Анкары за рубежом. Что собственно сейчас в той же Ливии мы и наблюдаем.

62.93MB | MySQL:102 | 0,584sec