О возможных последствиях убийства иранского генерала Касема Сулеймани. Часть 2

С этими выводами в основном согласен Абдель Реза Фараджи Рад, бывший посол ИРИ в Норвегии, профессор истории и теории международных отношений и специалист в области геополитики. На вопрос корреспондента портала «Иранская дипломатия» он ответил, что этому есть две причины (1). Во-первых, в течение 2018-2019 годов США наращивали давление на Иран, но не смогли достичь своих целей, тогда они перешли к террористическим методам, осуществив убийство генерала Сулеймани. Во-вторых, президент США Дональд Трамп в последнее время сталкивался в последнее время с сильным противодействием со стороны оппозиционеров от Демократической партии, включая попытку импичмента. Для того, чтобы отвлечь внимание американской публики и политического класса, американский президент и отдал указание об осуществлении антииранских действий. Однако эффект от этих агрессивных действий будет обратным. Они могут привести к прекращению американского военного присутствия в Западной Азии.

Иранский политолог обращает внимание на тот факт, что президент Дональд Трамп отдал приказ об этой «террористической» акции без согласования с Конгрессом США. В этой связи с резкой критикой действий Трампа выступили председатель Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, бывший вице-президент США, один из лидеров Демократической партии США Джо Байден и кандидат в президенты от Демпартии на выборах 2016 года, левый демократ Берни Сандерс. Нэнси Пелоси, в частности, отметила, что Трамп отдал приказ о применении силы за рубежом без согласования с Конгрессом США.

Однако самым неприятным и опасным для нынешней администрации США последствием ликвидации генерала Касема Сулеймани является не противодействие со стороны внутриполитических противников Трампа, а возможная реакция со стороны нынешнего руководства Исламской Республики Иран (ИРИ). Во-первых, последние агрессивные действия США усиливают позиции силовиков и консервативных кругов в иранской политической элите и ведут к постепенному отказу Тегерана от своих обязательств в рамках Соглашения по всеобъемлющему плану действий (СВПД) по решению иранской ядерной проблемы. 5 января МИД ИРИ объявило о том, что Иран не считает себя связанным обязательствами СВПД, «включая количество центрифуг, возможности по обогащению урана и процентный уровень этого обогащения». При этом было заявлено  о намерении довести обогащение уран до 20%, хотя международные эксперты очень сомневаются в том, что этот план будет осуществлен. В то же время Мохаммад Джавад Зариф заявил о том, что иранское правительство продолжит допуск инспекционных комиссий МАГАТЭ на ядерные объекты страны. Обеспокоенные подписанты СВПД уже сейчас начали предпринимать определенные действия для того, чтобы убедить иранцев отказаться от выполнения этих угроз. 8 января министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф был приглашен в Брюссель на встречу с министрами иностранных дел Франции, Германии и Великобритании.

Иранское руководство крайне разгневано гибелью Касема Сулеймани. Верховный лидер ИРИ, великий аятолла Али Хаменеи объявил о том, что «организаторов убийства шахида Касема Сулеймани ждет суровая месть». В свою очередь заместитель командующего КСИР генерал Али Фадави отметил: «Американцы должны ожидать сурового возмездия, и это возмездие придет не только со стороны Ирана. Великий фронт сопротивления охватывает большую географическую территорию, и готовы отомстить. Это возмездие будет гарантированным». Он добавил: «Нам говорят: если вы стремитесь к отмщению, делайте это в пропорциональной манере. Но они не могут ничего решать за нас. Это случится в наиболее удобное время и в наиболее приличествующей манере. Вскоре вы увидите, что для американцев не останется места в регионе». О решительности иранского руководства говорит тот факт, что Тегеран отказывается от переговоров с возможными соперниками по поводу достижения возможных договоренностей с США. По сообщению газеты «Рай аль-йаум», 5 января с подобным посланием к иранскому руководству в Тегеран прибыл министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани, который, по слухам, привез послание от президента США. Еще одно послание было передано верховному лидеру ИРИ через посольство Швейцарии в Тегеране, представляющее здесь интересы США. Однако Али Хаменеи отказался даже прочесть эти послания.

Во-вторых, иранцы могут воспользоваться терактом, организованным США для того, чтобы покончить с американским военным присутствием в Иране.  Еще в мае 2018 года иракский аналитик Ибрахим Мараши отмечал, что в случае нарастания американского давления на Иран, используя иранскую ядерную проблему (ИЯП), Тегеран может дать асимметричный ответ американцам в Ираке. 5 января иракский парламент принял решение прекратить действия договора с США от 2014 года, когда американцы обязались оказывать  Ираку помощь в борьбе против «Исламского государства». Данное решение вызвало определенное беспокойство, если не испуг среди американских военных кругов. Командующий американскими войсками в Ираке, бригадный генерал Уильям Сили уведомил Министерство обороны Ирака о том, что «командование начинает перегруппировку американских соединений для их последующего вывода в безопасной и эффективной манере». Правда затем высокопоставленные американские военные поспешили опровергнуть слова У.Сили. Министр обороны США Марк Эспер и Председатель Комитета начальников штабов генерал Марк Мили заявили о том, что речь их коллеги была неправильно понята и представляет собой «черновик».

Решение о выводе американских войск было принято большинством голосов, но в отсутствие курдских и части суннитских депутатов. Лидер парламентского блока «Саирун» Муктада ас-Садр заявил о безоговорочной поддержке резолюции иракского парламента, а также о возрождении распущенной в свое время «Армии Махди», осуществлявшей антиамериканское сопротивление в Ираке. В 2004-2006 годах «Армия Махди» была вооруженной группировкой, наиболее опасной для американцев в Ираке. Ее антиамериканская активность пошла на убыль в 2006 году, когда Вашингтон выдал Муктаде ас-Садру «голову» Саддама Хусейна, виновного в гибели его отца. Одновременно М.ас-Садр призвал к созданию антиамериканской коалиции для изгнания оккупантов с территории Ближнего Востока. Необходимо отметить, что еще недавно Муктада ас-Садр пытался использовать в своих целях массовые народные протесты в Ираке для того, чтобы поколебать позиции правительства этой страны. Таким образом, иранцам удалось сместить гнев иракцев с коррумпированного правительства и государственных институтов на США и их политику в регионе.

В-третьих, в свете нового раунда ирано-американского противостояния правящие круги ИРИ выдвинули стратегию по избавлению региона Ближнего Востока от американского военного присутствия. На это недвусмысленно указал в своем выступлении по телеканалу «Аль-Манар», прозвучавшем 5 января, генеральный секретарь движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла. Лидер этой ливанской партии подчеркнул, что убийство Касема Сулеймани является вызовом не только для Ирана, но и для всей «оси сопротивления» (Иран, Ирак, Сирия, хоуситы Йемена, движения «Хизбалла» и ХАМАС). При этом он подчеркнул, что Иран не будет просить  у своих друзей помощи в совершении возмездия. Это, по его мнению, является добровольным делом и долгом иранских союзников.

Лидер движения «Хизбалла» подчеркнул, что в своей стратегии возмездия сопротивление не буде прибегать к методам индивидуального террора. Генсек «Хизбаллы» задался вопросом: «Найдем ли мы достойную фигуру, убийство которой компенсировало бы нам гибель шахида Касема Сулеймани? Нет, ни сам президент Трамп, ни его госсекретарь, ни председатель Комитета начальников штабов не стоят и ботинок генерала Сулеймани. Поэтому убийства отдельных личностей отпадают». Далее Хасан Насралла добавил: «Достойной ценой, достойным выкупом за это злодейское преступление будет конец американского военного присутствия на Ближнем Востоке». Далее лидер «Хизбаллы» обозначил цели для иранских прокси-групп в регионе: «Американские военные базы, американские военные корабли, солдаты и офицеры армии США (2). Поскольку военные США убили наших мучеников, они и должны заплатить цену». При этом ливанский политик заявил, что американский народ не является врагом мусульман и категорически высказался против убийств мирных американцев, присутствующих в регионе: коммерсантов, журналистов, служащих компаний, врачей и инженеров. «Я говорю Вам: атаки на мирных американцев, гражданских лиц нам абсолютно не нужны. Более того, они будут на руку администрации Трампа, которая обвинит нас в терроризме», — подчеркнул Насралла. Лидер «Хизбаллы» отметил, что если американская администрация столкнется с неприемлемыми потерями, войска будут выведены, сославшись на взрывы в казармах Бейрута в 1983 году, в ходе которых погибли 240 американских военнослужащих.

В этом ключе надо рассматривать и иранский военный ответ на американские действия (убийство генерала Сулеймани). В ночь на 8 января иранские вооруженные силы нанесли ракетные удары (согласно сообщению канала «Аль-Джазира» речь шла о 22 ракетах)  по военной базе «Айн эль-Асад» в провинции Анбар и американскому военному объекту около аэропорта Эрбиль в Иракском Курдистане. Пресс-служба Белого дома заявила о том, что все атаки были отбиты и жертв среди американских военнослужащих не было. В то же время, по сообщению иранских источников, 15 ракет достигли цели, и 80 «американских террористов» (то есть военнослужащих армии США) были уничтожены.

По итогам рассмотрения первых действий ИРИ как ответной реакции на гибель генерала Сулеймани можно сделать ряд выводов.  Во-первых, американская военная операция по убийству Сулеймани не была хорошо спланирована и рассчитана (в смысле расчетов возможных последствий). В итоге американское военное присутствие в регионе было поставлено под угрозу.

Во-вторых, теракт, совершенный американцами, практически отрезал, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, пути к началу прямых переговоров между Ираном и США и возможному примирению позиций сторон. Между тем, часть иранского руководства уже проявляла желание к проведению таких переговоров, учитывая масштабное давление на экономику Ирана.

В-третьих, можно спрогнозировать направление следующего иранского удара по военным объектам США или их союзников. Вряд ли иранцы силами «Хизбаллы» планируют нанести удар по Израилю, учитывая серьезный политический и экономический кризис в Ливане и неготовность иранских союзников к таким действиям. Одновременно маловероятна дальнейшая эскалация напряженности в регионе Персидского залива. Она может привести к разрушительным последствиям для экономики ИРИ и аравийских монархий. Неслучайно ОАЭ в последнее время предпринимают усилия по сглаживанию противоречий с Ираном. Определенные шаги в этом направлении  осуществляет и Эр-Рияд. Таким образом, дальнейшие атаки иранцев и их прокси-групп по американским военным возможностям можно прогнозировать в районе Афганистана.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1988601
  2. https://resistancenews.org/2020/01/06/nasrallahs-full-speech-soleimanis-assassination-will-put-an-end-to-us-presence-in-the-middle-east-us-troops-will-go-home-in-coffins/
52.23MB | MySQL:103 | 0,631sec