Будут ли в Израиле четвертые досрочные выборы?

Вот уже год еврейское государство пребывает в состоянии постоянной предвыборной кампании. Уместно напомнить, что в ноябре 2018 года возглавляемая тогдашним министром обороны Авигдором Либерманом партий «Наш дом – Израиль» (НДИ) вышла из состава право-религиозной коалиции. В качестве причины такого шага он назвал несогласие с недостаточно жесткой по его мнению, политикой в отношении контролирующих сектор Газа боевиков ХАМАСа. При этом он потребовал проведения досрочных выборов в Кнессете. Однако, несмотря на выход из состава коалиции НДИ, правительство, возглавлявшееся тогда, как и сейчас лидером крупнейшей правой израильской партии Ликуд Биньямином Нетаньяху, не пало. Оно осталось у власти, опираясь на минимально возможную в условиях Израиля коалицию из 61 депутата (всего в Кнессете – 120 депутатов).

Биньямин Нетаньяху выждал, пока слегка не забылась причина, по которой партия НДИ вышла из коалиции. Лишь после этого он дал добро на проведение досрочных выборов, которые состоялись 9 апреля 2019 года. Результаты этих выборов показали, что без НДИ, право-религиозная коалиция не может быть создана. А с НДИ договориться не удалось из-за острых разногласий между нею и ультраортодоксальными религиозными партиями поводу закона о призыве на армейскую службу учащихся ультраортодоксальных иешив и целому ряду других вопросов, связанных с отношениями религии и государства. Левоцентристский лагерь, который возглавил только что созданный центристский блок «Бело-голубые», также не смог создать правящей коалиции. НДИ – правая партия, и она не пошла на союз с левоцентристским лагерем, в состав которого, помимо центристов, входят и левые радикалы.

В результате сложилась патовая ситуация, в которой, за неимением иного выхода, было решено распустить Кнессет и провести еще одни досрочные выборы в Кнессет. Ничего подобного не было за всю более, чем 70-летнюю историю Государства Израиль. Новые досрочные выборы состоялись 17 сентября 2019 года. Биньямин Нетаньяху поставил для себя задачей, чтобы партии право-религиозного лагеря без НДИ, получили бы, хотя бы 61 мандат. Однако эта задача достигнута не была. Патовая ситуация сохранилась.

Авигдор Либерман со своей стороны открыто поставил перед собой задачу добиться создания правительства национального единства в составе Ликуда, «Бело-голубых», желательно НДИ, возможно, религиозно-сионистских партий, но без ультраортодоксальных партий. Однако из-за личных амбиций лидеров Ликуда и «Бело-голубых» они не смогли договориться между собой. Правительство национального единства не было создано, несмотря на упомянутую патовую ситуацию.

В таких условиях было принято решения о проведении третьих подряд внеочередных выборов в Кнессет. Они назначены на 2 марта 2020 года. При этом нет никакой гарантии, что в результате этих выборов ситуация принципиально изменится. Скорее наоборот. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что патовая ситуация, при которой ни право-религиозный лагерь без НДИ, ни левоцентристский лагерь не смогут набрать 61 мандата, сохранится.

В качестве примера можно привести опубликованные в пятницу ежедневной израильской газетой «Исраэль гайом» результаты опроса общественного мнения, проведенного по ее заказу тель-авивским институтом «Маагар мохот» под руководством профессора Ицхака Каца. Во-первых, речь идет об одном из самых авторитетных израильских исследовательских учреждений такого рода. Во-вторых, что еще более существенно, опрос был проведен за считанные дни до закрытия предвыборных списков, после чего их объединения в электоральные блоки станут невозможны. Опросом была охвачена представительная выборка из 508 совершеннолетних израильских граждан.

Его результаты показали, что, если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, то крупнейшей фракцией в нем остался бы блок «Бело-голубые», возглавляемый депутатом Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем. Он получил бы 35 мандатов (33 мандата в Кнессете нынешнего созыва). Крупнейшая правая израильская партия Ликуд во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху получила бы 30 мандатов (32 мандата в Кнессете нынешнего созыва).

Остальные депутатские мандаты распределились бы следующим образом:

Возглавляемый депутатом Кнессета Айманом Удой антисионистский блок Объединенный арабский список (ОАС), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, — 15 мандатов (13 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). Важно учитывать, что антисионистские партии никогда не входят в правящую коалицию, хотя и рассматриваются в качестве союзников левого лагеря. Легитимность любой правящей коалиции, опирающейся на поддержку ОАС автоматически будет сомнительной в глаза большинства израильских избирателей. Поэтому возможности «Бело-голубых» опереться на ОАС при формировании правящей коалиции крайне ограничены. Тем более, что внутри этого блока есть депутаты, которые выступают против такой возможности самым решительным образом, вплоть до раскола фракции.

Далее следует ашкеназский ультраортодоксально-религиозный блок «Еврейство Торы» во главе с министром здравоохранения Яаковом Лицманом получил бы 8 мандатов (7 мандатов в Кнессете нынешнего созыва. Выступающая в качестве его постоянного союзника сефардская ультраортодоксально-религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери – 7 мандатов (9 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

7 мандатов получает и возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партия НДИ (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Технический блок религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» во главе с министром просвещения Рафаэлем (Рафи) Перецом и не имеющей представительства в Кнессете радикально-правой партии «Оцма йегудит» во главе с адвокатом Итамаром Бен-Гвиром – 5 мандатов. В Кнессете нынешнего созыва у «Еврейского дома» – 2 мандата.

По 5 мандатов получили возглавляемая депутатом Кнессета Амиром Перецом левая партия Авода (6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) и радикально-левая партия «Демократический лагерь» (бывшая МЕРЕЦ, 6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) во главе с депутатом Кнессета Ницаном Горовицем.

Партия «Новые правые» (НП) во главе с министром обороны Нафтали Беннетом – 4 мандата (3 мандата в Кнессете нынешнего созыва). Учитывая, что электоральный барьер в Израиле составляет сейчас 3,25% от всех подданных голосов, это минимально возможное число мандатов. Практически это означает, что НП колеблется на грани электорального барьера и нет никакой гарантии, что в итоге они его преодолеют.

Согласно данным опроса, возглавляемая министром транспорта Бецалелем Смотричем религиозно-сионистская партия «Ихуд леуми» (2 мандата в Кнессете нынешнего созыва) не преодолеет электорального барьера. За нее намерен отдать свои голоса только 1% израильтян. Это ощутимая потеря для правого лагеря. С другой стороны, не преодолеет электорального барьера и возглавляемая депутатом Кнессета Став Шафир радикально-левая «Зеленая партия» которая на предыдущих выборах входила в состав блока «Демократический лагерь». Однако теперь, когда Став Шафир решила испытать свои силы в одиночку, выяснилось, что ее поддерживают лишь 0,2% избирателей.

На этом фоне сама собой напрашивается идея о необходимости объединения всех религиозно-сионистских партий, включая радикально-правую «Оцма егудит» и НП, за которую голосует немало нерелигиозных, в единый технический блок. Не случайно в рамках того же опроса исследователи института «Маагар мохот» выяснили, как повлияет на результаты выборов объединение всех мелких партий, которые правее Ликуда, — НП, «Еврейского дома», «Ихуд леуми» и «Оцма йегудит» — в единый блок. Как выяснилось, такой блок получил бы 11 мандатов, а Ликуд в таком случае – 29.

В случае же, если в технический блок объединятся только «Еврейский дом», «Ихуд леуми» и «Оцма йегудит» (в рамках такого блока они участвовали в майских выборах прошлого года), а НП будут участвовать в выборах самостоятельно, то блок получит 8 мандатов, а НП – 5.

Что касается левых партий, то в случае объединения партий Авода и «Демократических лагерь» в единый блок, такой блок получил бы 11 мандатов. В воскресенье депутат Кнессета Амир Перец, который в принципе выступает против объединения с левыми радикалами, обещает дать свой окончательный ответ по данному поводу. Если же будет реализовано объединение Аводы и «Демократического лагеря» с блоком «Бело-голубые» – а именно на этом настаивает председатель партии Авода, то такой блок получил бы, согласно данным опроса, 39 мандатов. Это несомненный успех, однако проблема состоит в том, что и это не изменило бы практически соотношения сил между противоборствующими политическими лагерями.

Итак, данный опрос показал, что назначенный на март выборы принципиально ничего не изменят в расстановке сил в Кнессете. Поэтому, если не произойдет ничего принципиального, то четвертые досрочные выборы подряд станут реальностью. Можно с уверенностью утверждать, что речь идет о глубочайшем системном кризисе израильской демократии.

Следует помнить, что речь идет не только о выборах, как таковых, но и о том, что страна целый год находится под управлением так называемого «переходного правительства», полномочия которого урезаны. В частности, такое правительство не может принимать государственного бюджета. Ущерб, наносимый от этого национальной экономике, совершенно очевиден. Выхода из создавшейся патовой ситуации не видно, и израильтянам остается только утешать себя рассуждениями в стиле: «Никогда не было, чтобы никак не было. Как-нибудь обязательно будет».

 

62.84MB | MySQL:102 | 0,528sec