Аналитики Конгресса США оценивают ситуацию после убийства иранского генерала Касема Сулеймани

Соединенные Штаты не стали отвечать на удар Ирана по американским базам в Ираке, так как осознали последствия этого шага. Об этом в воскресенье 19 января заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи на пресс-конференции, посвященной региональной безопасности после гибели командующего спецподразделением «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана) Касема Сулеймани.  «Они поняли, что не могут дать ответ, поскольку последствия будут еще более серьезными», — сказал дипломат. Он также подчеркнул особое значение иранской атаки по американским военным базам. «15 мощных ракет по самой важной базе США в Иране — это очень серьезное событие», — отметил Арагчи.  По его словам, «убийство Сулеймани разделило историю Ближнего Востока на до и после». «Это было стратегической ошибкой США», — добавил дипломат. Риторика замминистра иностранных дел ИРИ в принципе является классической для Востока: там любое поражение умеют обернуть в победу, что собственно не меняет сути происходящего: вся история с убийством К.Сулеймани продемонстрировала практически безоговорочное поражение Тегерана и с военной, и с репутационной точек зрения. В этой связи интересно, как оценивают сложившуюся ситуацию официальные аналитики Конгресса США. Такой доклад был оперативно подготовлен Исследовательской службой Конгресса (CRS).

 Кто такой Касем Сулеймани и почему американские военные убили его?

Еасем Сулеймани считался одной из самых влиятельных и влиятельных фигур в Иране, которая по своему влиянию уступает только верховному лидеру Али Хаменеи, с которым он имел прямой коммуникационный канал. Как глава подразделения «Аль-Кудс»  КСИР Сулеймани был движущей силой внешней политики Ирана по созданию оплотов иранского влияния за рубежом, включая кампанию сохранения  правительства Башара Асада у власти в Сирии. Некоторые аналитики утверждают, что его смерть, скорее всего, окажет драматическое влияние на возможности Ирана осуществлять такие операции. При этом американские эксперты  охарактеризовали Сулеймани  как «военный центр тяжести региональных гегемонистских усилий Ирана» и «оперативный и организационный гений, которому, вероятно, нет равных в высших эшелонах власти». Другая точка зрения, которая нам представляется более верной, заключается в том, что   Сулеймани, несомненно, был важной фигурой, но  «он был только агентом правительственной политики, которая предшествовала ему и будет продолжаться без него».

Американские официальные лица объяснили сроки и причины ликвидации Сулеймани несколькими причинами. Представители администрации утверждают, что Сулеймани представлял собой прямую угрозу, и что он участвовал в планировании «неминуемого» нападения, которое поставило бы под угрозу жизни американцев. Некоторые члены Конгресса оспорили это утверждение, публично оспаривая доказательства, представленные администрацией в засекреченной обстановке. Президент Трамп сказал в интервью 10 января, что он считает, что Сулеймани был вовлечен в планирование «крупномасштабных нападений» на «четыре посольства США», в то время как министр обороны США Эспер сказал 12 января, что  он «не видел конкретных разведданных, указывающих на такую угрозу». Администрация также утверждала, что ликвидация  Сулеймани была попыткой сдержать будущую иранскую агрессию. Таким образом, это убийство может быть прежде всего попыткой Вашингтона изменить иранскую политику в рамках принятая Тегераном дальнейших решений.  Госсекретарь Майк Помпео подчеркнул, что Соединенные Штаты не стремятся к дальнейшему развитию эскалации.

Как отреагировал Иран?

Лидеры Ирана, включая верховного лидера Али Хаменеи и президента Хасана Роухани, дали клятву отомстить за убийство Сулеймани. Хаменеи объявил трехдневный общенациональный  траур, причем большие толпы людей, исчисляемые в некоторых случаях сотнями тысяч, посещали траурные  процессии в течение нескольких дней по всему Ирану. Один аналитик утверждает, что из-за личной популярности Сулеймани по всему шиитскому миру его гибель приведет к  усилению сторонников жесткой линии в преддверии выборов в законодательные органы Ирана, намеченных на февраль 2020 г. Рано утром 8 января 2020 года (иракское местное время), в своей первой акции после смерти Сулеймани, Иран запустил  несколько баллистических ракет, нацеленных по меньшей мере на две иракские военные базы, где находятся американские войска. При этом  остается открытым вопрос  о том, намеревался ли Иран реально поразить американских военных  в результате нападения: иранский генерал заявил, что Иран «не намеревался убивать», в то время как начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли и госсекретарь Помпео заявили, что Иран имел такое намерение. Некоторые аналитики утверждают, что Иран стремился продемонстрировать свою способность убивать американцев, но при этом избегая реальных потерь среди них в настоящее время. Дальнейший иранский ответ может принять несколько форм. Возможные иранские ответные меры могут включать в себя мобилизацию ополченцев, которых он поддерживает, для нападения на американские войска, развернутые в Ираке, Сирии и / или Афганистане; нанесение ударов по объектам нефтедобычи или танкерам, военным объектам США или по другим целям в Персидском заливе; активация прокси и оперативников для выполнения «более асимметричных или нетрадиционные операций» через Европу, Южную Америку или в других местах; кибератаки. Конфронтация также может усилить перспективу дополнительных иранских шагов в нарушение СВПД и, возможно, нанесение «смертельного удара» по соглашению и международным отношениям. Иранские варианты могут быть ограничены усилением внутренних потрясений после 8 января, когда был сбит украинский гражданский авиалайнер. Сразу после того, как Тегеран взял на себя ответственность за случившееся, демонстранты собрались в Тегеране и в других местах и стали требовать подотчетности по вопросу расследования этого инцидента и осуждения правительства. В этой связи отметим, что инцидент с украинским самолетом  никоим образом не связан с количеством и качеством иранской реакции на убийство Сулеймани. Эта реакция с самого начала была четко лимитирована чисто символическими моментами, что свидетельствует только о том, что никаких явных военных или тайных операций против американских целей иранцы проводить сейчас не будут. Убийство Сулеймани послало четкий сигнал Тегерану о том, что Вашингтон готов на очень серьезные шаги в случае таких сценариев и этот сигнал был услышан. Вообще на Востоке уважают только силу, и этот момент надо всегда иметь ввиду при планировании своей внешней политики в этом регионе.

Рассматривают ли Соединенные Штаты новые санкции в отношении Ирана?

В мае 2018 года президент Д.Трамп подписал президентский меморандум по национальной безопасности, который предусматривал выход США из СВПД [Совместном всеобъемлющем плане действий] и «принятие дополнительных мер по противодействию пагубному влиянию Ирана и отказу ему во всех путях к созданию ядерного оружия.» Это означало возобновление односторонних экономических санкций США, которые затрагивают американский бизнес и включают вторичные санкции, нацеленные на торговлю, происходящую из других стран, которые участвуют в торговле с Ираном и инвестициях в него. 10 января 2020 года президент, как и обещал, сразу после убийства Сулеймани, объявил о новых санкциях по свертыванию международной торговли, сделок и финансирования в строительной отрасли, горнодобывающей промышленности, обрабатывающей  и текстильной промышленности. Казначейство в тот же день объявило, что восемь «высокопоставленных чиновников иранского режима, которые  отвечают за дестабилизирующие цели режима» были подвергнуты санкциям,  в том  17 иранских компаний-производителей металлов, горнодобывающих компаний и три их партнера в Китае и на Сейшельских островах, что означает, что облегченная торговля иранской металлической продукцией теперь также подпадает под экономические ограничения. Санкционный орган объявил о введении санкций 10 января,  в отношении тех, кто был вовлечен в торговлю в металлургическом и горнодобывающем секторах Ирана, которые могут использоваться для санкционирования  физических и юридических лиц—в том числе финансовые учреждения — в третьих странах (вторичные санкции), которые действуют в или участвуют в этих секторах, оказывают материальную помощь, спонсируют или предоставляют «финансовые, материальные или технологические услуги» в поддержку  «любого субъекта, на который распространяются санкции за его участие в строительстве, горнодобывающей промышленности, производстве и текстильной промышленности Ирана». Иностранным финансовым институтам, в частности, может быть отказано в средствах для работы в Соединенных Штатах. При этом пока  в рамках этого нового санкционного списка еще не было сделано никаких назначений среди иностранных компаний.

Изменил ли этот удар подход Ирана к СВПД?

После заявления администрации Трампа в мае 2018 года о том, что Соединенные Штаты не будут продолжать участвовать в СВПД, Иран пригрозил выйти за пределы соглашения по ядерной деятельности. В июле 2019 года Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) было подтверждено, что некоторые виды ядерной деятельности Ирана превышают эти пределы;  прежде всего превышение установленных СВПД лимитов на иранские запасы тяжелой воды. Иранское правительство объявило 5 января 2020 года «пятый и последний шаг в сокращении» обязательств Тегерана по СВПД. Из заявления следует, что Иран «отменит окончательные операционные ограничения в соответствии с СВПД,  на ограничение на количество центрифуг», но не приводит никаких дополнительных подробностей. Тегеран заявил, что правительство будет и впредь сотрудничать с МАГАТЭ и соблюдать  меры по международному контролю условий выполнения  СВПД.  Все эти заявления никак не пересекаются вербально  со  смертью Сулеймани и является выполнением программы, которая  была описана в речи президента Ирана Хасана Роухани  от 5 ноября 2019 года. Имеется ввиду та речь Роухани, в которой он сказал: «в ближайшие два месяца у нас еще есть шанс на успех в переговорах».

 Какие группы поддерживает Иран в регионе? 

Поддержка Ираном вооруженных группировок в регионе является ключевым инструментом его политики. Операции Ирана в поддержку своих союзников (обозначенных ниже) осуществляют силы «Аль-Кудс» КСИР, который ранее возглавлял Сулеймани. Лидеры КСИР обычно публично признают операции в поддержку региональных союзников, хотя они часто характеризуют такую поддержку Ирана как гуманитарную помощь, или защиту шиитского меньшинства населения, или религиозных объектов. Иран поставляет оружие своим союзникам в том числе специализированное: противотанковые системы,  артиллерию, минометы, баллистические ракеты малой дальности и крылатые ракеты. Оценки долларовой стоимости материальной поддержки, которую Иран оказывает своим союзникам и доверенным лицам, сильно различаются и ее трудно подтвердить. Информация из официальных правительственных источников США предоставляет широкие долларовые цифры без разбивки или четкой информации о том, как были получены эти  цифры. Например, отчет Госдепартамента за сентябрь 2018 года  утверждает, что Иран потратил более 16 млрд долларов с 2012 года «на поддержку режима Асада и  других партнеров и доверенных лиц [Ирана] в Сирии, Ираке и Йемене». Однако в этом докладе, как представляется, приводится только внешняя оценка, которая не соответствует действительности. Госдепартамент описал «Хизбаллу», как базирующуюся в Ливане  иностранную террористическую организацию, которая играет важную роль в ливанской политике, как «иранская основная террористическая прокси-группа»; «Иран предоставляет «Хизбалле» значительное финансирование, подготовку и снабжение оружием». В июне 2018 года заместитель министра финансов по вопросам терроризма и финансовой разведки США Сигал сообщил, что  Иран ежегодно предоставлял «Хизбалле» оружия на более 700 млн долларов.  С тех пор как в 2011 году в Сирии вспыхнуло насилие, Иран оказывает техническую помощь, обучение и финансовую поддержку как сирийского правительства, так и прорежимных шиитских формирований, действующих в стране. Минфин США ввел санкции против иранского Министерства финансов, Министерства разведки и безопасности, КСИР  и Национальной полиции  в соответствии с Приказом 13572 (апрель 2011 г.) за оказание помощи сирийскому правительству в его насильственном подавлении протестов.  Иран также содействовал переброске боевиков шиитского ополчения из Ирака, Афганистана и других стран в Сирию, чтобы поддержать правительство Асада. Иран непосредственно поддержал деятельность этого ополчения снабжением бронетехникой, артиллерией и беспилотниками. Иран также предоставил Сирии миллиарды долларов в рамках кредита на покупку нефти, продовольствия и импортных товаров. В середине 2019 года  США ввели санкции в отношении иранских морских судов и посредников по транспортировке иранской нефти в рамках ее поставки в Сирию.

Иракские ополченцы

Иран поддерживает ряд вооруженных группировок в Ираке, в том числе обозначенные США как террористические организации. Например, «Катаиб Хизбалла», «Асаиб Ахль аль-Хак»  и « Харакат аль-Нуджаба». Связанные с Ираном группировки в Ираке непосредственно атаковали американские войска с 2003 по 2011 год. Официальные лица США обвиняют связанные с Ираном иракские группировки в серии косвенных огневых атак на объекты США  в Ираке. С 2018 года 115-й и 116-й созывы конгрессов США рассмотрели предложения, предписывающие администрации США ввести санкции в отношении некоторых  иракских групп и принял законодательство, содержащее требования к отчетности, ориентированные на иранскую поддержку негосударственных субъектов в Ираке и других странах. 3 января 2020 года Госдепартамент объявил «Асаиб Ахль аль-Хак» иностранной террористической организацией и два лидера группы Каис Хаззали и его брат Лейт были обозначены как  «глобальные террористы» в соответствии с Е. О. 13224, и с поправками, внесенными Е. О. 13886.  Некоторые иракские ополченцы поклялись отомстить Соединенным Штатам и заявили о своей приверженности изгнанию американских войск из Ирака, но некоторые другие призвали к взвешенному подходу и дезавуировали возможность проведения  потенциальных нападений на невоенные цели как средство выполнение своих заявленных задач. Например, «Катаиб Хизбалла» опубликовала заявление после иранского ракетного удара по Ираку о том, что «эмоции должны быть отложены в сторону» в рамках реализации проекта изгнания войск Соединенных Штатов. 8 января Каис Хазали заявил, что иракский ответ на убийство Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса  «будет не меньше, чем размер иранского ответа».  Позже Хазали отрицал свою ответственность за ракетный удар, нанесенный 8 января по посольству США, настаивая на выводе американских войск. Иран иногда непосредственно вмешивался в Ирак военным путем, в том числе нанося авиаудары или путем запуска ракет  в отношении целей  «Исламского государства» (ИГ. запрещено в России) на границе с Ираном в 2014 году, или  против иранских курдских группировок, расположенных на территории  Северного Ирака в 2018 году.

Йеменские хоуситы

Иранские лидеры исторически не определяли Йемен в качестве основного иранского интереса безопасности, но они оказали некоторую материальную поддержку шиитским повстанцам-хоуситам, которые воюют с Саудовской Аравией и США (очень интересный вывод о том, что хоуситы воюют с США; есть подозрения в том, что американские аналитики не вполне четко понимают суть вопроса — авт.). В ответ на кампанию бомбардировок ВВС КСА, хоуситы обстреливали  баллистическими ракетами  объекты внутри Саудовской Аравии,  в связи с чем  несколько раз Саудовская Аравия при поддержке США обвиняла Иран в поставках  этих ракет. Все более изощренный характер иранской поддержки хоуситов может предполагать, что Иран воспринимает хоуситов как потенциального посредника для проецирования своего влияния на юго-западное побережье Аравийского полуострова. С другой стороны, специальный представитель по Ирану и старший советник госсекретаря Брайан Хук заявил 5 декабря 2019 года, что Иран продолжает участвовать в конфликте на фоне зарождающегося процесса деэскалации Саудовской Аравии и хоуситов с сентября 2019 года: «Иран пытается продлить гражданскую войну в Йемене». В декабре 2019 года правительство США предложило до 15 млн долларов за информацию, касающаяся базирующегося в Йемене лидера КСИР Абдуллы Резы Шахлаи. 3 января 2020 года в день убийства Сулеймани был нанесен удар или совершен рейд в Йемене с целью ликвидации Шахлаи. Неназванные официальные лица США, как сообщается, подтвердили проведение этой операции, которая была неудачной, 10 января, что заставило некоторых аналитиков и некоторых членов Конгресса усомниться в истинности утверждения  администрации о том, что ликвидация  Сулеймани была оправдана «непосредственной угрозой».  В дополнение к указанным выше организациям, правительство США утверждает, что Иран оказывает поддержку другим региональным группам, в том числе палестинским группировкам ХАМАС и «Исламский джихад», бахрейнская группа «Бригады Аштара» и афганские талибы.

Как отреагировали иракцы и как это повлияло на иракскую политику и формирование правительства?

Иракские официальные лица осудили  29 декабря авиаудары США по объектам шиитских милиций, как нарушение иракского законодательства и суверенитета. Как отмечается, наряду с Сулеймани, американский авиаудар, поразивший его конвой, также убил основателя  «Аль-Хашед аш-Шааби» Джамаля Джафара аль-Ибрагими (обычно именуемый Абу Махди аль-Мухандис), который был одним из ключевых иракских лидеров, связанных с Ираном, который работал с Сулеймани в рамках развития и поддержки  связи Ирана с вооруженными группировками в Ираке в течение последних 20 лет. Ожидается, что его смерть потребует пересмотра отношений между Ираком и Ираном. Очень сильно в этом сомневаемся.  Операция США вызвала  шок в Ираке, а и.о. премьер-министра Адель Абдель Махди  выступил с заявлениями, квалифицирующий этот удар  как нарушение иракского законодательства и суверенитета. Он созвал и затем выступил на специальной сессии иракского парламента 5 января, рекомендуя, чтобы парламент проголосовал за то, чтобы  его правительство обратилось ко всем иностранным военным силам с просьбой покинуть страну. При этом большинство курдских и суннитских членов парламента, как сообщается, бойкотировало сессию. Принятый законопроект  предусматривает:

— отозвать  просьбу Багдада к международной анти-ИГ коалиции о военной поддержке;

— вывести все иностранные войска из Ирака и прекратить использование иракской территории, и воздушного пространства иностранными военными;

— выразить протест против авиаударов США как нарушение суверенитета Ирака в ООН и в Совете Безопасности ООН;

— расследовать американские удары и доложить в парламент итоги  в течение семи дней.

6 января Адель Абдель Махди встретился с послом США в Ираке Мэтью Теллером и проинформировал его о решении парламента, попросив, чтобы Соединенные Штаты начали работать с Ираком в рамках выполнения этого законопроекта.  В своем заявлении канцелярия и.о. премьер-министра подтвердила, что Ирак желает избежать войны и  втягивания в конфликт между Ираном и США. На фоне последующих сообщений о том, что некоторые американские вооруженные силы в Багдаде переориентируются для применения силы в рамках  защиты американских объектов,  министр обороны Эспер заявил, что «решение покинуть Ирак еще не принято, и точка». 9 января Адель Абдель Махди попросил госсекретаря Майкла Помпео «направить дипломатов в Ирак для подготовки механизма выполнения постановления парламента о выводе иностранных войск из Ирака». 10 января Госдепартамент опубликовал заявление, в котором говорилось, что  «в настоящее время целью любых переговоров будет посвящена обсуждению того, как лучше всего подтвердить приверженность нашим общим стратегическим целям и партнерству, а не для обсуждения вывода войск. Наша миссия, очень ясна: мы дислоцируемся в Ираке, чтобы выполнить учебную миссию и помочь иракским силам безопасности добьются успеха и продолжат кампанию против ИГ». Отставка премьер-министра Адель Абдель Махди в декабре 2019 года ознаменовала начало того, что может быть охарактеризовано  «как начало  длительного политического переходного периода в Ираке, который вновь открывает окно для обсуждения нескольких спорных вопросов.  Основные политические решения, стоящие сейчас перед иракскими лидерами, касаются (1) идентификации и утверждение временного премьер-министра и кабинета министров, (2) осуществление принятой реформы избирательной системы и (3) предлагаемое проведение парламентских и провинциальных выборов. В этой связи Вашингтон лине будет вести никаких внятных переговоров до реализации этих задач».

США-Иран-Ирак

Лидеры регионального правительства Иракского Курдистана одобрили продолжение внешней политики по военной поддержки Ирака, но их позиция не будет учитываться,   если Багдад примет решение  о выводе войск иностранных партнеров. 7 января лидер Демократической партии Курдистана  и бывший президент курдской автономии Масуд Барзани заявил: «Мы не можем быть вовлечены ни в какие прокси-войны». Адель Абдель Махди 11 января отправился в Эрбиль для консультаций с М.Барзани, что вызвало предположения о том, что он, возможно, ищет поддержки для переизбрания на пост премьер-министра.

Какова дипломатическая основа военного присутствия США в Ираке?

В 2014 году иракское правительство направило два запроса в Совет Безопасности ООН с просьбой оказания ему  международной подготовки, консультации и военной помощи в борьбе с возникающими угрозами «Исламского государства». Эти  письма обеспечили дипломатическую основу для присутствия большинства американских и других международных вооруженных сил в Ираке с 2014 года. Дополнительные двусторонние соглашения между правительством Ирака и странами устанавливают условия для дальнейшего развертывания иностранных сил в Ираке, а также присутствия войск США, участвующих в операции «Неотъемлемая решимость». Соответствующее обучение и консультативная поддержка регулируются обменом дипломатическими нотами  в 2014 году, которые содержат пункт об отмене такой просьбы иракского правительства через год. Исполнительная власть Ирака (премьер-министр) может ходатайствовать об изменении или отзыве запросов на международную  помощь, представляемой Организацией Объединенных Наций или предоставляемой  другими правительствами по ее усмотрению.  Конституция Ирака не требует, чтобы исполнительная власть Ирака добивалась для этого одобрения законодателей.

Рассматривают ли Соединенные Штаты возможность введения санкций в отношении Ирака?

Президент Трамп пригрозил ввести санкции в отношении Ирака, если Багдад заставит американские войска уйти на недружественных условиях. В зависимости от формы, которую могут принять такие санкции, они могут вызвать взаимную враждебность со стороны Ирака и могут осложнить экономические связи Ирака с его соседями и партнерами США в Европе и Азии. И одновременно подтолкнуть Багдада в орбиту влияния  Ирана, России и Китая с которыми он уже установил тесные связи. С 2018 года Ирак получил временное исключение  из  санкций США в отношении Ирана, в свете сохраняющейся его зависимости  от закупки природного газа и электроэнергии в Иране. Администрация Трампа последовательно давала временные разрешения на продолжение этих операций, одновременно призывая Ирак диверсифицировать свои энергетические отношения с соседями и стать более энергонезависимым.  Последнее по времени освобождение  от таких санкций в отношении Ирака истекает в феврале 2020 года. Некоторые сообщения в прессе свидетельствуют о том, что чиновники администрации США начали подготовку к введению санкций. 19 мая 2019 года администрация Трампа возобновила национальное чрезвычайное положение в отношении Программы стабилизации Ирака, объявленного в исполнительном указе 13303 (2003) с изменениями, внесенными последующими административными указами. Санкции могут основываться на объявленном в 2003 году чрезвычайном положении в стране. Президент мог бы объявить, что последние события представляют собой новый, отдельный пункт  введения чрезвычайного положения в соответствии с полномочиями, указанными в национальном законе «О чрезвычайном положении и международном чрезвычайном положении» и «Закона об экономических полномочия» (NEA и IEEPA, соответственно). Санкции в рамках IEEPA нацелены на  активы и сделки с обозначенными лицами; в то время как такое обозначение не может принести значительных выгод или экономических потерь, он может послать значительный и целенаправленно унизительный сигнал к международному сообществу о каком-либо физическом или юридическом лице. Национальный закон о чрезвычайных ситуациях (U. S. C. 1622), обеспечивает законодательный механизм для Конгресса, чтобы прекратить чрезвычайное положение в стране с принятием совместного постановления о несогласии. Однако, за исключением объявления чрезвычайного положения в стране, президент обладает широкими полномочиями по ограничению иностранной помощи (в соответствии с «Законом об иностранной помощи» 1961 года (22 U. S. C. 2151 et seq.), и соответствующих разрешений и ассигнований, продажи и аренды оборонных изделий и услуг (в частности, раздел 3 Закона «О контроле за экспортом оружия»; 22 U. S. C. 2753), а также предоставления гражданства США иракским гражданам  (Закон «Об иммиграции и гражданстве»; в частности, 8 U. S. C. 1189).

Как удар и реакция Ирака могут повлиять на военное присутствие США в Ираке?

Более 5000 военнослужащих США и сотни их международных коллег остаются в стране по приглашению иракского правительства, при условии заключения двусторонних соглашений между исполнительными органами. После смерти Сулеймани Канада и Германия объявили о подготовке вывода своих войск из Ирака. 5 января было объявлено, что американские учения и операции по борьбе с ИГ временно прекращаются в рамках паузы, чтобы дать возможность американским силам сосредоточиться на мерах защиты. Американские официальные лица сообщили, что до октября 2019 года группировка «Исламское государство» в Ираке «продолжала действовать, укреплять и расширять свою командно-контрольную структуру в Ираке, но не нарастить ее возможности в районах, где присутствовала коалиция». Боевики ИГ «продолжили перегруппировку в пустынных и горных районах, где практически нет присутствия местной безопасности», но  «они были неспособны к проведению крупномасштабных атак». «Иракские силы безопасности (ISF), Контртеррористическая служба (CTS) и Силы народной мобилизации (PMF) продолжают проводить мероприятия по разминированию, борьбу с терроризмом и проведение миссий против боевиков  ИГ в северной, центральной и южной частях страны.  Некоторые из этих операций проводятся без поддержки США и коалиции, в то время как другие  поддерживаются американскими и коалиционными силами. В своем последнем по времени  докладе «О государственном надзоре» американская военная аналитическая служба Пентагона   CJTF-OIR описала иракские силы безопасности «как испытывающие постоянный дефицит личного состава для удержания и постоянного патрулирования отдаленной местности». Согласно CJTF-OIR, которая подчиняется генеральному инспектору Министерства обороны США, иракская Контртеррористическая служба (CTS) «резко улучшила способность интегрировать, синхронизировать, направлять и оптимизировать борьбу с терроризмом» и «некоторые бригады CTS способны проводить самостоятельные  односторонние операции». По данным США,  подразделения ISF способны проводить операции по обеспечению безопасности в населенных пунктах и вокруг них, но многим не хватает воли и способности «найти» цели или эффективно использовать разведданные без помощи партнеров по коалиции. По данным на ноябрь 2019 г. CJTF-OIR указало, что «большинство команд внутри ISF не в состоянии  проводить операции по зачистке от боевиков ИГ в горной и пустынной местности без прикрытия авиации коалиции, разведки, наблюдения и координация». Вместо этого команды ISF полагаются на коалицию для мониторинга «точек интереса» и сбора ISF для их атаки. Несмотря на продолжающееся тренинг, CJTF-OIR показало, что «ISF не изменило свой уровень опоры на коалицию за последние 9 месяцев и что иракские командиры продолжают запрашивать средства коалиции вместо того, чтобы использовать свои собственные системы». Эти условия и тенденции свидетельствуют о том, что пока возможности ВВС Ирака остаются ограниченными и в настоящее время боевики ИГ  и другие вооруженные группы могут использовать сохраняющиеся слабые места в системе безопасности. Это особенно  касается отдаленных районов Ирака или при обстоятельствах, когда силы безопасности  в основном задействованы по сдерживанию протестов. При таких обстоятельствах угроза ренессанса ИГ может быстро не проявиться, но потенциал такого сценария очевиден. Усилия США и коалиции по подготовке кадров  были переработаны, чтобы сосредоточиться на создании минимально жизнеспособного антитеррористического потенциала иракских вооруженных сил.  Усилия НАТО по подготовке были временно приостановлены, и некоторые страны объявили о планах вывести войска, участвующих в программах подготовки коалиции и НАТО. Если такие тенденции сохранятся, то они могли бы ускорить уже запланированный переход к большей ответственности Ирака за подготовку своих кадров,  международной переоценке потребностей Ирака и условий  долгосрочного партнерства.

Сирия

Заявление CJTF-OIR от 5 января о приостановке операций против ИГ в Ираке после смерти Сулеймани, упомянутое выше, не упоминал статус операций США против «Исламского государства» в Сирии, где в настоящее время базируется около 600 американских военных. Наблюдатели утверждают, что отсутствие постоянного антитеррористического давления со стороны США, вероятно, приведет к получению «Исламским государством» оперативного пространство, необходимое для его восстановления в регионе. Американские войска в Сирии время от времени вступают в прямой конфликт с поддерживаемыми Ираном силами ополчения. В 2017 году силы США в Сирии нанесли удары по боевикам проасадовского ополчения, которые проникли в  зону де-конфликта вокруг американского гарнизона в Эт-Танфе. В конце 2019 года американские войска нанесли удар по проиранским боевикам «Катаиб Хизбалла» в Ираке и Восточной Сирии в ответ на нападение группировки на американские войска в Киркуке. Потенциально персонал США в Сирии может быть уязвим для дополнительных атак со стороны Ирана и лояльных ему групп.

Под каким руководством американские военные нанесли удар по Сулеймани?

4 января 2020 года президент Д.Трамп направил уведомление спикеру Палаты представителей и Временному председателю Сената о ликвидации Сулеймани, как того требует раздел 4 (а) конвенции о военных действиях  (P. L. 93-148; 50 U. S. C. § 1543 (a) (1)), которая требует уведомления Сената в течение 48 часов после введения американских войск в конфликт или в ситуацию, которая может привести к конфликту. Это уведомление, в соответствии с законом, также должно содержать конституционные и законодательные полномочия для проведения акции. По сообщению СМИ, цитируя «официальные лица Конгресса», уведомление было полностью засекречено Трампом. Таким образом, доводы администрации не были обнародованы. В своих заявлениях после удара  советник по национальной безопасности Роберт О’Брайен утверждал, что разрешение на применение военной силы против Ирака дает резолюция 2002 года (2002 AUMF; P. L. 107-243), которая  предоставляет президенту полномочия руководить ударом по генералу Сулеймани в Ираке. Конгресс принял закон 2002 года AUMF до вторжения США в Ирак в 2003 году; он уполномочивал президента использовать американские вооруженные силы для выполнения  Резолюции Совета Безопасности ООН, направленной против режима Саддама Хусейна и направленной на «защиту национальной безопасности Соединенных Штатов против сохраняющейся угрозы со стороны Ирака». Военные действия США после 2014 года против «Исламского государства» в Ираке и Сирии была санкционирована в соответствии с AUMF 2002 года, а также после 11 сентября 2001 года в рамках закона «Разрешение на применение военной силы» (2001 AUMF; P. L. 107-40). В марте 2018 года в докладе Конгрессу администрация Трампа утверждала, что AUMF 2002 года «надо рассматривать как  разрешение на применение силы для связанных с этим двойных целей оказания помощи по созданию стабильного, демократического Ирака и в целях устранения исходящих  террористических угроз из Ирака». В этом докладе утверждается, что AUMF 2002 года «не содержит географических ограничений» и что Статут разрешает применение военной силы для защиты Ирака за пределами территории самого Ирака, если это необходимо. В июне 2019 года в письме Госдепартамент пояснил, что в 2002 году орган AUMF разрешил применение военной силы против Ирана «по мере необходимости для защиты задействованных сил США и партнеров в контртеррористических операциях или операциях по созданию стабильного, демократического Ирака». В той мере, в какой администрация рассматривает действия Сулеймани и КСИР, как создающие угрозу стабильности Ирака или угрозу терроризма, а также необходимость защиты американских или партнерских сил, такая трактовка 2002 г. AUMF, по-видимому, санкционирует такие операции, как ликвидация Сулеймани, как внутри, так и за пределами Ирака.

Как члены Конгресса отреагировали законодательно или иным образом?

Реакция членов Конгресса на удар беспилотника была разделена между одобрением и критикой.  Некоторые члены Сената, включая спикера Нэнси Пелоси, осудили нежелание президента информировать и консультироваться с Конгрессом до начала операции, а также запросили  подтверждение полномочий на проведение таких военных действий. В ответ на удар сенаторы Тим Кейн и Ричард Дурбин внесли совместную резолюцию по «руководству вывода Вооруженных сил Соединенных Штатов из военных действий против Исламской Республики Иран, которые не были санкционированы Конгрессом». В резолюции говорится, что ни в 2002 AUMF, ни в  2001 AUMF не  предоставляют конкретные полномочия президента в использовании военной силы против Ирана, и что Конгресс не предоставил таких конкретных полномочий ни в одном из этих случаев. Резолюция далее устанавливает, что существует «конфликт между Соединенными Штатами и Исламской Республикой Иран», которая в соответствии с разделом 4 (а)(1) является военной державой. Резолюция (P. L. 93-148; 50 U. S. C. § 1543(a)(1)) предусматривает «военные действия, когда они неизбежны и на участие в боевых действиях четко указывают обстоятельства» в которые ВВС США были введены без разрешения. Поэтому резолюция предписывает президенту: отстранить Вооруженные силы США от военных действий с Ираном 2или любую часть его правительства или военных», в течение 30 дней с момента вступления постановления в силу. Резолюция была представлена в соответствии с разделом 1013 закона «О полномочиях Государственного департамента», бюджета на 1984 и 1985 финансовые годы (50 U. S. C. § 1546а), что позволяет ускорить рассмотрение в Сенате совместной резолюции, которая «требует отстранение Вооруженных сил Соединенных Штатов от участия в боевых действиях» без специального разрешения Конгресса. 3 января 2020 года конгрессмен Ро Ханна и сенатор Берни Сандерс заявили о своем намерении ввести законодательство, запрещающее финансирование США применения военной силы против Ирана. Позже сенаторами было внесено еще несколько поправок, суть которых сводилась к тому, что «конституционный долг Конгресса — требовать от президента, чтобы он получал конкретное законодательное разрешение на любые дальнейшие военные действия против Ирана только после того как Конгресс имел бы полную возможность обсудить такое разрешение».

Являются ли резолюции, ограничивающие военные действия против Ирана, обязательными для президента?

Что касается всех этих резолюций и поправок, то они  не являются законодательным актом, отменяющим существующие полномочия, ранее делегированные Конгрессом президенту. Резолюция  о том, что Конституция США предоставляет только Конгрессу, а не президенту, полномочия по введению Вооруженных сил США в военные действия во всех случаях, «за исключением обороны от прямого вооруженного нападения на Соединенные Штаты, их владения или Вооруженные силы США» требуют одобрения  двумя третями членов обеих палат Конгресса, но такие совместные резолюции представляют президенту право вето.  Это  ситуация, которую  Конгресс в принципе стремится избежать, поскольку  это подвергает риску его роль определять возможность участия страны в военных конфликтах.  В сухом остатке остается очень малая вероятность того, что Конгресс сможет в его нынешнем составе принять обязательные для президента резолюции по согласованию с ним возможных локальных военных действий с Ираном.

52.42MB | MySQL:103 | 0,466sec