Израильские эксперты о перспективах выборов на палестинских территориях. Часть 2

Все палестинские организации и фракции, кроме «Палестинского исламского джихада», договорились о выборах в Палестинский законодательный совет (ПЗС), но вопрос об участии в голосовании палестинских жителей Восточного Иерусалима остается предметом спора между контролирующим Западный берег р. Иордан «Движением за национальное освобождение Палестины» (ФАТХом) и правящим в секторе Газа «Исламским движением сопротивления» (ХАМАСом). Хотя в подконтрольной ФАТХу Палестинской национальной администрации (ПНА) во главе с Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) заявили, что принятие официального президентского указа, в котором будут объявлены выборы при согласии правительства Израиля на голосование палестинцев Восточного Иерусалима, ХАМАС не рассматривает одобрение Израиля как условие для официального объявления выборов. Позиция Газы заключается в том, что обе стороны должны вести совместную борьбу, чтобы заставить Израиль позволить жителям Восточного Иерусалима проголосовать.

По мнению Йоханана Тцорефа, Коби Михаэля и Гилада Шера, экспертов Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS), лидеры обоих правящих палестинских движений предпочли бы выборы отложить, но своими заявлениями они загнали себя в угол и сейчас пытаются возложить ответственность за их отсрочку или срыв на других. Начавший эту историю М.Аббас и возглавляемое им движение ФАТХ заплатят высокую цену, если выборы будут сорваны по их вине[i].

В INSS отмечают, что в прошлом жители Восточного Иерусалима участвовали в парламентских и президентских выборах в ПНА, и сегодня у них есть такое право по соглашениям Осло, подписанным Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП). Поэтому эксперты советуют израильскому руководству не выступать против проведения голосования, а сослаться на прописанные в этих соглашениях условия для участия в выборах: отказ от терроризма и насилия и соблюдение обязательств, предусмотренных в соглашениях.

В INSS полагают, что ни ХАМАС, ни ФАТХ не заинтересованы в проведении выборов, но внутреннее и внешнее давление заставило их внести этот вопрос в повестку дня. М.Аббас, который выдвинул эту идею, стремился нейтрализовать давление со стороны ведущих европейских держав, недовольных отсутствием выборов в ПНА на протяжении 14 лет его пребывания в должности. Встречаясь с М.Аббасом в августе 2019 года, канцлер Германии Ангела Меркель заметила ему, что за время своего пребывания у власти она сама прошла пять избирательных кампаний, в то время как он отложил выборы и утратил легитимность.

Отмечается, что сегодняшняя Европа является главным источником экономической и политической поддержки ПНА на международной арене, особенно после серии критических заявлений и санкций администрации Дональда Трампа в отношении палестинцев. Одновременно наблюдается постоянное снижение важности палестинского вопроса среди лидеров арабского мира. Эти внешние факторы усугубляются давлением внутри палестинских территорий, которое проявляется в протестах молодежи и полном недоверии к руководству ПНА, ФАТХу и самому М.Аббасу. В целом, жители автономии крайне критично и скептически настроены по отношению к М.Аббасу и ПНА.

Что касается ХАМАСа, то, движение уже давно сталкивается с трудностями, связанными с управлением сектором Газа. По мнению израильских экспертов, руководство организации пришло к выводу, что невозможно одновременно вести вооруженное сопротивление Израилю и управлять гражданским населением анклава. Когда в 2017 году М.Аббас усилил санкции в отношении сектора Газа, ХАМАС даже согласился передать ПНА гражданское управление анклавом, хотя и настаивал на сохранении контроля над военным крылом организации. Раунды боевых действий между ХАМАСом и Израилем за последнее десятилетие нанесли серьезный ущерб движению, разрушили инфраструктуру Сектора и привели к разочарованию и ярости среди населения Газы по отношению к организации и ее руководству. Разрушения и пренебрежение нуждами жителей ощущается повсюду, основные потребности не обеспечиваются, а доход и покупательная способность населения постоянно падают. ХАМАС, полагают в INSS, воспринимается многими в Секторе как тупик и причина страданий, которые намного серьезнее, чем было во времена правления ФАТХа (до 2007 года). Таким образом, в последние годы ХАМАС пытался найти невоенные средства противостояния Израилю, чтобы хотя бы не утратить имидж группы сопротивления оккупации. В Газе растет недовольство руководством ХАМАСа, особенно командой в составе Яхьи Синвара, Рухи Муштахи и Тауфика Абу Наима, которые были освобождены из израильских тюрем в 2011 году в рамках сделки Гилада Шалита и избраны на руководящие должности в Газе в 2017 году.

Эксперты INSS полагают, что предлагая выборы, М.Аббас надеялся, что ХАМАС выступит против этой идеи. Тогда как руководство движения правильно оценило, что глава ПНА не был искренним и стремился скорее возложить ответственность за невозможность их проведения на своего конкурента. Заявление М.Аббаса на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2019 года о том, что он намеревается провести выборы, было вызвано письмом, которое лидеры ХАМАСа накануне направили генеральному секретарю ООН, оспаривая легитимность М.Аббаса как единственного представителя палестинцев. Таким образом, ХАМАС согласился с установленными М.Аббасом условиями выборов, включая их проведение только по пропорциональной избирательной системе и без голосования блоком, на основании чего была избрана половина предыдущих членов ПЗС, и с отделением парламентских выборов от президентских. Все это противоречило прошлым соглашениям между палестинскими организациями.

М.Аббас, однако, поставил вопрос об участии жителей Восточного Иерусалима в качестве основного фактора, который может помешать проведению выборов. Их право голосовать закреплено во Временном палестино-израильском соглашении по Западному берегу р. Иордан и сектору Газа от 1995 года между Израилем и ООП, т.н. «Осло-II», основная цель которого заключалась в расширении палестинского самоуправления на Западном берегу р. Иордан путем создания избранного органа власти палестинской автономии. Данное соглашение все еще действует и содержит положения, по которым жители Восточного Иерусалима имеют право участвовать в голосовании, в нем также прописаны критерии для отбора кандидатов.

В своей речи 1 января 2020 года, транслируемой на митинге ФАТХа в секторе Газа, М.Аббас повторил: «Мы не проведем выборы, если Иерусалим не станет их сердцевиной, а это означает, что каждый житель Иерусалима будет голосовать из самого сердца Восточного Иерусалима». Другими словами, объясняют израильские эксперты, М.Аббас призывает Израиль разрешить голосование в почтовых отделениях – формат предыдущих выборов, который закреплен в соглашении «Осло-II», – при этом сигнализируя о том, что в местах, отличных от почтовых отделений, должны быть созданы избирательные участки, зная, что Израиль откажет в таком требовании. ХАМАС, напротив, рассматривает это требование как предлог и ясно дал понять, что «нет никаких оснований откладывать издание президентского указа о выборах после того, как все фракции согласились их провести». В INSS полагают, что в ХАМАСе видят боязнь М.Аббаса вступить в конфронтацию с Израилем, если израильское руководство не позволит жителям Восточного Иерусалима принять участие в голосовании. Руководство ХАМАСа было бы заинтересовано в организации совместной борьбы, которая повлекла бы за собой массовый протест против Израиля. В Газе предполагают, что таким образом можно будет «зарядить батареи палестинского сопротивления», поднять настроение общественности и лишить Израиль возможности принимать решения в отношении выборов в ПНА.

По мнению экспертов INSS, М.Аббас опасается дестабилизации на Западном берегу р. Иордан. Поэтому он пытается усилить международное давление на Израиль, чтобы жителям Восточного Иерусалима было позволено принять участие в голосовании. Он медлит с изданием указа, т.к. хочет получить от Израиля соответствующие гарантии.

М.Аббас наверняка предпочел, если бы европейские лидеры перестали призывать к выборам в ПНА, а Израиль взял на себя вину за срыв их проведения. М.Аббас вовлекает международное сообщество, в том числе своей речью в ООН, и, таким образом, делает его сопричастным этому вопросу.

Учитывая то, что он загнал себя в угол, израильские эксперты полагают, что у М.Аббаса есть следующие варианты:

  • Отложить дату голосования до мартовских выборов в израильский Кнессет в надежде на то, что будет избрано правительство, которое не будет против участия жителей Восточного Иерусалима в выборах в палестинский парламент; призывать европейские государства оказать давление на Израиль в вопросе участия жителей Восточного Иерусалима в выборах, или, наоборот, призывать Европу прекратить требовать проведение выборов.
  • Провести выборы на окраинах Иерусалима, что повлечет за собой создание избирательных участков в районах, примыкающих к Восточному Иерусалиму или за его пределами. На это, рассчитывает М.Аббас, Израиль, скорее всего, пойдет. Для жителей Восточного Иерусалима будет трудно добраться до избирательных участков, что уменьшит число избирателей и нанесет удар по авторитету М.Аббаса, который требовал провести выборы в сердце Восточного Иерусалима.
  • Провести выборы без участия жителей Восточного Иерусалима, что стало бы проблемой для М.Аббаса и благом для ХАМАСа.
  • Если выборы не состоятся, а раскол между ФАТХом и ХАМАСом сохранится, ожидается, что возникнет потребность в альтернативном механизме управления делами палестинцев. Во время посещения Катара в ноябре 2019 года М.Аббас уже услышал призыв к разделению власти между ФАТХом и ХАМАСом.

По мнению экспертов INSS, в любом случае М.Аббасу придется обсудить варианты действий с различными палестинскими фракциями и организациями, чтобы разделить с ними ответственность за происходящее и тем самым избавить себя от критики как человека, который не сдержал свое слово. Вероятно, его поддержат две партии в составе ООП – Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) и Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП). Однако, с точки зрения ПНА, отсутствие выборов или переговоров по межфракционному примирению с ХАМАСом может способствовать сепаратистским тенденциям, заключению соглашения между ХАМАСом и Израилем и грозит тем, что «сделка века» может быть реализована через черный ход, а именно, сектор Газа.

Израиль, со своей стороны, решил не отвечать на просьбу М.Аббаса разрешить жителям Восточного Иерусалима принять участие в выборах в ПЗС, т.к. президентский указ все равно пока не издан. Однако эксперты INSS настаивают на том, что Израиль не должен допустить, чтобы его называли стороной, которая сорвала проведение парламентских выборов на палестинских территориях. По их мнению, на данном этапе есть шансы, что они так и не состоятся. Слабость ФАТХа; неготовность движения к выборам; многочисленные расколы в его рядах; и чувство превосходства, которое его члены испытывают по отношению к ХАМАСу. В их глазах исламистское движение провалилось в управлении сектором Газа. Все это свидетельствует о том, что в ФАТХе не усвоили уроки выборов в ПЗС 2006 года, что может сыграть на руку ХАМАСу.

В этих условиях, советуют эксперты, Израилю не мешало бы поговорить с представителями ПНА по имеющимся каналам связи, чтобы понять, как можно избежать негативных последствий выборов, и проинформировать европейские державы о сопряженном с выборами риске существованию ПНА (которая предотвращает насилие на подконтрольной территории) и ее будущему после М.Аббаса.

Кроме того, полагают эксперты, параллельно переговорам с ПНА и европейскими представителями с целью отложить выборы, Израилю было бы неплохо выдвинуть условия для разрешения голосования в Восточном Иерусалиме. Необходимо предварительно добиться от ХАМАСа и всех фракций, участвующих в выборах, заявления о том, что они принимают изложенные в соглашении Осло условия относительно отказа от терроризма и насилия. Аналогичным образом, Израилю следовало бы обусловить участие в этих выборах любой партии или фракции. Для этого необходимо вспомнить о трех условиях Ближневосточного «квартета» (Россия, США, ЕС и ООН) для ведения диалога с ХАМАСом. Они были выдвинуты после победы движения на выборах в 2006 году и заключались в требовании признать Израиль, отказаться от терроризма и уважать соглашения, подписанные ООП и Израилем.

ХАМАС и другие организации, за исключением ФАТХа, вероятно, отклонят это требование. Но в этом случае ответственность не будет лежать на Израиле. Всем станет ясно, что выборы в ПНА должны проводиться только в соответствии с соглашением Осло, и что никакие косвенные законные действия не легитимируют движения и организации, практикующие терроризм. Тогда, по мнению экспертов, всем без исключения будет показано, что Израиль придерживается рамок соглашений. Это также послужило бы укреплению курса М.Аббаса – который поддерживает политическую борьбу и координацию действий с Израилем в области безопасности – в качестве предпочтительного пути к независимости Палестины. Это также подорвало бы стремление ХАМАСа использовать выборы в качестве платформы для усиления своего политического влияния и заявления о себе как о законной альтернативной силе внутри палестинской политической системы. Поэтому в интересах Израиля соблюдать, с одной стороны, условия, определенные международным сообществом для ХАМАСа, и с другой – договоренности, закрепленные в мирных соглашениях Осло.

[i] East Jerusalem and the Palestinian Legislative Council Elections // INSS. 15.01.2020 — https://www.inss.org.il/publication/east-jerusalem-and-the-palestinian-legislative-council-elections/?offset=2&posts=2290

52.31MB | MySQL:103 | 0,397sec