Судан: итоги 2007 года

Главным и важнейшим, на наш взгляд, итогом прошедшего года для Судана является то, что он сумел сохраниться как единое государство (разумеется, принимая в расчет фактическое положение дел на Юге и в Дарфуре, можно сказать, что это единство в большей степени формальное, нежели реальное), невзирая на многочисленные дестабилизирующие факторы. По крайней мере, стране удалось избежать участи Сомали: хартумские власти по-прежнему контролируют значительную часть территории «официального» Судана.

Однако итоги 2007 г. не могут не настораживать. Несмотря на громадные доходы от продажи нефти, социальная инфраструктура Судана продолжает влачить жалкое существование: около 24% суданцев, по оценке ООН, недоедают, а приблизительно 30% не имеют доступа к безопасным источникам воды.

Государство, имеющее немалые финансовые возможности, спокойно смотрит на то, что большинство дарфурцев находятся на полном обеспечении международных гуманитарных организаций. Фактически суданское государство занимается самовыживанием, предоставив большинству населения право самому бороться за свое пропитание. Население этим активно пользуется, кое-где даже создавая повстанческие организации и движения с целью силой оружия выбить из центрального правительства денежные субсидии и высокие должности в госаппарате (для вождей движения).

Безусловно, прошедший — это год Дарфура, разрешение конфликта в котором стало делом чести для Пан Ги Муна и его команды. Надо отдать должное настойчивости генерального секретаря ООН: благодаря его усилиям была принята резолюция № 1769 СБ ООН, предполагающая развертывание смешанной операции Африканского союза/Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД), и ведется активная ее реализация.

Вместе с тем конфликт в Дарфуре все больше и больше начинает повторять перипетии многолетнего противостояния Севера и Юга. Так же как в конце 1970-х — начале 1980-х гг. бойцы Суданской народно-освободительной армии (СНОА) атаковали нефтяные промыслы зарубежных компаний, чтобы подорвать позиции Хартума, так и сейчас боевики Движения за справедливость и равноправие (ДСР) нападают на китайские нефтяные поля.

Эти нападения страшны не столько своим материальным уроном, сколько нагнетанием страха на работников компаний, чьи нефтяные промыслы больше всего атакуются. Кроме того, это прекрасная демонстрация силы повстанческих движений и слабости официальных силовых структур, неспособных обеспечить надежную защиту не то что нефтяных объектов, но и собственных военных баз.

Если учесть, что война между Югом и Севером привела к установлению фактической независимости южан от Хартума, которая в 2011 г. станет формальной и общепризнанной, то становится понятным упорство команды президента аль-Башира в деле сохранения контроля над Дарфуром. Впрочем, им вряд ли стоит опасаться провозглашения суверенитета Дарфура: регион активно идет в сторону стопроцентного протектората ООН.

На это указывает и то, что вектор усилий мирового сообщества фактически сместился с поиска мирного решения многолетнего дарфурского конфликта, хотя это и остается главной целью ООН и остальных участников мирного процесса, в сторону как можно скорейшего размещения в этом проблемном регионе мощного миротворческого контингента, способного силой оружия прекратить кровопролитные столкновения между племенами.

Анализируя деятельность политической элиты Судана, стоит признать, что вновь, как и год назад, «политиком года» стал бессменный (с 1989 г.) глава страны президент Омар Хасан аль-Башир. Он не только увеличил «национальный» рекорд по времени пребывания на высшем посту в государстве (18 с половиной лет, прежний рекорд принадлежал Нимейри – 16 лет), но и сумел с выгодой для себя и своего окружения завершить конфликт с Суданским народно-освободительным движением (СНОД).

Напомним, что 11 октября 2007 г. СНОД приостановил свое участие в правительстве национального доверия в связи с отсутствием прогресса в решении проблемы о демаркации границы между Югом и Севером Судана. Камнем преткновения тогда стал и остается до сих пор вопрос об отсутствии прогресса в деле определения границ нефтеносного района Абьей, который Хартум и Джуба пытаются включить в состав своей территории.

Переговоры между Кииром и аль-Баширом длились более трех месяцев. Как видно сейчас, было три варианта развития ситуации: война, принятие компромиссного решения и восстановление статус-кво (то есть того положения, какое существовало до 11 октября).

Возможность возобновления войны обе стороны конфликта сразу же стали публично отрицать. Этот вариант при относительном военном паритете двух сторон чреват неконтролируемыми политическими и социальными последствиями (в том же самом Хартуме значительную часть населения составляют выходцы с Юга, показавшие свою силу в ходе беспорядков 1-3 августа 2005 г., вызванных гибелью национального лидера южан Джона Гаранга де Мабиора, когда погибли 111 человек).

Однако компромисс по провинции Абьей тоже пока невозможен: слишком высока цена этого региона, а режим совместного управления в первую очередь не подойдет южанам, у которых слишком мало компетентных специалистов в этой области, а северянам они уже давно не доверяют.

Поэтому и СНОД и Национальный конгресс Судана (НКС) во главе с аль-Баширом выбрали восстановление статус-кво: южане возвращаются в правительство национального доверия, но поиск решения «проблемы Абьей» продолжается.

При кажущейся ничьей победу в этой схватке следует присудить мастеру политических баталий аль-Баширу. Во-первых, он восстановил легитимность своего правительства. Во-вторых, не ухудшил своих позиций на переговорах по статусу провинции Абьей. В-третьих, в глазах рядовых суданцев, особенно южан, он выглядит победителем, ведь южане три месяца назад ушли из правительства, обвинив НКС в саботаже Всеобъемлющего мирного соглашения (Comprehensive Peace Agreement (CPA)), а сейчас, когда положение с соблюдением CPA принципиально не изменилось, они вернулись в правительство.

Однако тактические победы команды аль-Башира, одержанные в 2007 г., не решили, да и не могли решить стратегических проблем Судана: Дарфура и Юга.

Хартум смирился с тем, что контроль над ситуацией в Дарфуре окончательно и бесповоротно переходит от Африканского союза к ООН. Принимая во внимание сильно запущенный характер «дарфурской болезни», легко можно предположить, что «голубые каски» ООН задержатся там надолго (5-10 лет). К тому же проблему Дарфура осложняет то, что по его западной границе проходит судано-чадская государственная граница, которая давно стала ареной ожесточенных боев между чадской армией и дарфурскими повстанцами. Крайне нестабильная ситуация в Чаде вынудила Евросоюз принять решение отправить на его восточную границу 4000 миротворцев.

Что же касается Юга, то и здесь Хартум давно уже смирился с тем, что в 2011 г. там будет провозглашено независимое государство, и сосредоточил все свои усилия на наиболее выгодном для себя разделе нефтяных ресурсов Судана, которые находятся либо на самом Юге, либо на прилегающих к нему территориях.

Но и здесь не все в порядке: события в Дарфуре наглядно демонстрируют слабость нынешних вооруженных сил Хартума. Разумеется, руководство Судана это прекрасно понимает и всеми средствами пытается повысить уровень боеспособности своей армии. Проблема, однако, заключается в том, что за год–два, даже накачав армию нефтедолларами, нельзя добиться сколько-нибудь значительного повышения боеспособности вооруженных сил, так как эта проблема существует в суданской армии не одно десятилетие. Кроме того, для создания сильной армии потребуется радикальная перестройка и обновление ее структуры, а пока будут идти эти процессы, армия не будет способна воевать в полную силу.

Фактически, корень всех бед суданских вооруженных сил в том, что они до сих пор выполняют не свойственные любой нормальной армии функции, а именно — управляют страной, став основой суданского госаппарата.

Таким образом, Хартум не может грозить Югу своими «военными мускулами», которые и у Юга немаленькие. Все, что остается команде аль-Башира, так это грозить Югу войной, ни в коем случае не начиная ее.

В наступившем году Судану предстоит решить три принципиальные задачи. Во-первых, добиться серьезного прогресса в деле урегулирования дарфурского конфликта. Во-вторых, успешно провести всесуданскую перепись населения, без которой невозможно претворение в жизнь базовых положений CPA. В-третьих, определиться со стратегией развития страны на ближайшие 10-15 лет с учетом отделения Юга и возможного установления международного протектората над Дарфуром.

Скорее всего, Хартум будет активно работать над двумя первыми проблемами, так как они представляют для него сейчас наибольшую угрозу.

Как нам кажется, применительно к Дарфуру тактика Хартума сведется к следующему: кровопролитие остановить, но «аппетиты» повстанческих вождей региона максимально урезать, изобразив их «пособниками международного терроризма», и если получится, то использовать для этой цели ООН и все остальное мировое сообщество.

В отношении переписи аль-Башир и его команда наверняка выберут осторожную тактику, суть которой проста: перепись нужно провести так, чтобы меньше всего разозлить своих нынешних партнеров по правящей коалиции из СНОД.

В случае оглушительного провала на первом, втором или на обоих направлениях не исключен и «корректирующий» государственный переворот, осуществленный силами суданской армии, в ходе которого аль-Башир и его советники будут отстранены от власти. Правда, надо учесть, что на это суданские генералы пойдут лишь в самом крайнем случае, ведь устранение от власти действующего президента будет выглядеть как нарушение договоренностей между Югом и Севером, заключенных в рамках CPA. Последствия разрушения властной конструкции, созданной на основе CPA, сравнимы с 10-балльным землетрясением, которое полностью перекроит политический ландшафт Республики Судан, если не похоронит ее вовсе.

62.91MB | MySQL:102 | 0,628sec