Военно-политическая обстановка в Ираке (ноябрь – декабрь 2007 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в ноябре-декабре 2007 года оставалась сложной. И хотя положение дел в сфере безопасности в стране продолжало изменяться в лучшую сторону, однако этот процесс шел медленно, противоречиво, и пока нет достаточных оснований говорить о его необратимости. Не происходило конкретных подвижек в деле достижения в Ираке национального примирения и согласия, что способствует сохранению реальной угрозы стабильности в стране, поддерживает потенциал для новых масштабных вспышек насилия на почве межконфессиональной и межнациональной розни, а также обострения противоречий между различными иракскими регионами и др. Внешнеполитическая обстановка вокруг Ирака в последние месяцы 2007 года во многом была связана с силовыми действиями Турции против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) на иракском севере, а также акцентировалась на отношениях с США и соседними странами.

Британские эксперты считают, что нынешняя сложная ситуация в Ираке в значительной степени является результатом «плохого планирования международной коалицией послевоенного развития этой страны и нехватки у нее ресурсов», как людских, так и финансовых.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке в ноябре-декабре 2007 года постепенно улучшалось. В частности, число иракцев, погибших от различного рода насильственных действий, сократилось с 887 человек в октябре 2007 года до 718 в ноябре и примерно 600 человек в декабре. Тем не менее, в ряде районов страны обстановка все еще остается нестабильной, а террористы из местного филиала «Аль-Каиды» и боевики различных антиправительственных группировок сохраняют способность к активным действиям, в т. ч. к совершению терактов и вооруженным нападениям. Кроме того, американское командование считает, что целый ряд вооруженных группировок лишь временно прекратили свою деятельность в ожидании ухода из Ирака ВС США, после чего они намерены ее возобновить («вновь выйти на улицы»).

В целом, по заявлениям высокопоставленных представителей командования ВС США в Ираке, насилие в этой стране за последние несколько месяцев «снизилось до уровня, который наблюдался после вторжения западной коалиции в 2003 году». Как считают сами американцы, столь заметного улучшения положения дел в сфере безопасности удалось достичь благодаря таким факторам как переброска в Ирак в начале 2007 года дополнительных сил ВС США численностью ок. 30 тыс. человек и широкое привлечение к борьбе с террористами суннитских вооруженных формирований (всего до 70 тыс. чел.), в т. ч. тех, которые ранее сражались против американских войск. При этом командование ВС США считает, что «участники вооруженных формирований суннитов в Ираке должны иметь возможность стать законными членами общества», включая получение права на трудоустройство. В противном случае «все завоевания последних месяцев могут быть утрачены». Однако правящее в стране шиитское большинство с явной настороженностью, если не прямой враждебностью относится к суннитским боевым отрядам, видя в них не столько союзников в борьбе с «Аль-Каидой», сколько потенциальную враждебную вооруженную силу в возможной в будущем схватке за власть с суннитами.

Большое значение для улучшения ситуации в сфере безопасности имело также фактическое прекращение в августе 2007 года вооруженных акций боевиками влиятельной шиитской радикальной группировки «Армия Махди». В настоящее время эта группировка удерживает под своим контролем целый ряд районов Ирака.

В ноябре-декабре 2007 г. в центре, на севере и западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Балад, Хувейджа, Туз-Хурмату, Эт-Тармия, Рамади, Рияд, Эль-Халис, Таль-Афар, Балад-Руз, Рашидия, Эш-Шаркат и в ряде других мест.

Под давлением коалиционных сил боевики «Аль-Каиды» и других экстремистских группировок продолжали отводить свои формирования в северные районы Ирака, главным образом в провинцию Найнава (г. Мосул), ситуация в которой заметно ухудшилась, а уровень насилия возрос.

В последние месяцы 2007 года американские войска совместно с иракской армией и полицией проводили войсковые и антитеррористические операции с целью разгрома террористических и экстремистских группировок. Так, в ноябре три бригадные группы ВС США при содействии частей из состава трех дивизий ВС Ирака осуществили против боевиков «Аль-Каиды» крупную операцию «Железная сила» в четырех северных провинциях: Дияла (г. Баакуба), Салах-эд-Дин (Тикрит), Найнава и Киркук.

Для более успешного противодействия экстремистам американцы намерены применить на иракском севере опыт провинции Анбар и привлечь на свою сторону местные курдские и суннитские вооруженные отряды.

Отметим, что при проведении боевых операций против незаконных вооруженных формирований командование ВС США в Ираке все более интенсивно использует подразделения спецназа. Последние же в своих действиях зачастую используют методы, которые официально считаются «неудобными» для обычных армейских подразделений. В частности, речь идет о регулярном чрезмерном использовании силы и убийствах невинных людей, на что регулярно поступают жалобы от иракцев.

Происходит общее улучшение обстановки в Багдаде и окрестностях города. Здесь значительно снизился уровень межконфессионального противостояния (сунниты – шииты). И все же ситуация в столице еще далека от стабильной. Регулярно в Багдаде продолжают совершаться теракты и различного рода вооруженные нападения, хотя их число в настоящее время также существенно сократилось (на 60 проц, по сравнению с июнем 2007 г.). И все же многие районы города остаются под контролем незаконных вооруженных формирований. В первую очередь, это относится к шиитскому району Садр Сити, который находится во власти «Армии Махди», подчиненной радикальному шиитскому политику М. ас-Садру. Здесь очень редко можно увидеть американских военных, а действующие в Садр Сити иракские силовики во многом подконтрольны шиитским исламистам. На сегодняшний день для решения задач по обеспечению безопасности в Багдаде задействованы свыше 90 тыс. американских и иракских военнослужащих, а также иракских полицейских.

Американским и иракским правительственным войскам, несмотря на прилагаемые значительные усилия, не удалось кардинально изменить в свою пользу обстановку в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада. Здесь по-прежнему активно действуют сторонники «Аль-Каиды» и различные суннитские и шиитские вооруженные антиправительственные группировки.

В значительной степени стабилизировалась ситуация в западной провинции Анбар (г. Рамади), хотя здесь американским войскам и их союзникам из числа местных суннитов пока еще не удалось полностью ликвидировать вооруженные формирования сторонников «Аль-Каиды». Кроме войск США в этом регионе действуют 21 тыс. иракских военных и полицейских, не считая «неформальных» суннитских отрядов. Руководство провинции полагает, что для окончательной нормализации обстановки численность местных сил безопасности следует увеличить еще на 9 тыс. человек. А вожди суннитских племен Анбара требуют от американцев и правительства сумму в 2 млрд долл. на восстановление инфраструктуры провинции, прежде всего дорог и системы связи.

На высоком уровне оставалась в ноябре-декабре интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Сальман-Пак, Эль-Искандерия, Эль-Юсифия и Эль-Латифия.

Очень сложной сохраняется обстановка в южных районах Ирака. Здесь различные шиитские группировки продолжают бороться за установление контроля над отдельными провинциями, особенно теми, где имеются месторождения нефти, а также инфраструктура по ее переработке и транспортировке. В ноябре-декабре на юге страны теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эд-Дивания, Хилла, Эс-Сувейра, Кербела, Амара, Эз-Зубайр, Эль-Мусайиб, Эль-Кифль, Эш-Шатра, Умм-Каср и в некоторых других местах.

Наибольшей сложностью и напряженностью характеризуется обстановка в крупнейшем городе иракского юга — Басре и прилегающих к нему районах. Власть правительственных сил здесь остается минимальной, и регион контролируется различными шиитскими военно-политическими группировками, прежде всего отрядами «Армии Махди». В Басре также повсеместно и активно действуют организованные криминальные группировки, а уровень преступности в городе достиг «беспрецедентно высокого уровня». Правительство Ирака и его местные представители фактически признают собственное бессилие в деле восстановления безопасности в Басре. Иракское военное командование при этом настаивает на усилении гарнизона, как минимум, двумя армейскими бригадами. Британское же командование, еще в октябре вывело свои подразделения из города, сосредоточив их в районе местного аэропорта, и не пытается влиять на развитие ситуации в Басре. 16 декабря англичане официально передали иракским властям полномочия по вопросам обеспечения безопасности в провинции Басра.

В Иракском Курдистане в ноябре-декабре обстановка в целом сохранялась стабильной, за исключением приграничных с Турцией районов, где турецкие войска наносили воздушнее удары по объектам КРП и проводили рейдовые операции против сепаратистов.

Правительство Ирака признает наличие крупных сил КРП на севере страны и ту опасность, которую представляет для Турции деятельность курдских сепаратистов, но в то же время категорически выступает против турецкого вторжения на иракскую территорию. Однако сами багдадские власти не имеют реальных возможностей для противодействия боевикам КРП. Руководство иракской курдской автономии во главе с президентом М. Барзани, формально отмежевываясь от поддержки КРП, но одновременно в жесткой форме осуждает турецкие силовые действия на севере Ирака. В знак протеста против американской поддержки силовых действий Турции М. Барзани отказался встречаться с госсекретарем США К. Райс, посетившей Ирак в декабре 2007 года.

Соединенные Штаты выступают против проведения крупномасштабной турецкой военной операции на севере Ирака, но на деле фактически оказывают Анкаре различного рода содействие в проведении ограниченных боевых акций против сепаратистов. В частности, речь идет о предоставлении турецким военным разведданных о боевиках Курдской рабочей партии. США также не препятствуют действиям ВВС Турции в воздушном пространстве на севере Иракского Курдистана.

С начала ноября турецкая армия стала предпринимать активные силовые акции против объектов и боевиков КРП на иракской территории. Боевые самолеты ВВС Турции регулярно наносят ракетно-бомбовые удары по позициям сепаратистов, а подразделения спецназа (до 300 чел.) проводят рейдовые операции на иракской территории на глубину до нескольких десятков километров. Регулярные огневые удары по объектам КРП наносит турецкая артиллерия. Наиболее активно турецкие военные действуют в горном районе Кандиль, а также в районах Зап, Авашни, Хакрук. Турецкие СМИ сообщают о разрушении одного из главных командных пунктов сепаратистов и уничтожении большого числа боевиков.

Американское командование заявляет, что в ходе проведенных в последние месяцы боевых операций террористы иракского филиала «Аль-Каиды» понесли значительные потери в людях, серьезный ущерб нанесен также инфраструктуре группировки. Отмечается сокращение на 25-30 проц числа иностранных наемников, которые проникают в Ирак из-за рубежа. Во многом это стало результатом усилий, прилагаемых сирийскими властями, что признают и высокопоставленные представители командования иракской группировки ВС США. О постепенной нормализации обстановки в районе иракско-сирийской границы свидетельствует и факт открытия пограничного КПП в районе иракского города Аль-Каим, который был закрыт на протяжении более чем трех лет. Тем не менее, американцы признают, что через границы Ирака с соседними государствами «все еще попадает слишком большое число наемников». Оценочно, число иностранных боевиков и иракцев, воюющих в составе местного филиала «Аль-Каиды», составляет от 1,3 до 3,5 тыс. человек. Из числа иностранцев большинство (41 проц) составляют подданные Саудовской Аравии. Значительное число наемников прибыло из Ливии, Йемена, Алжира, Сирии, Марокко, Турции, Туниса, Египта, Франции. Численность боевиков «чисто» иракских вооруженных группировок оценивается примерно в 25 тыс. человек.

И все же, несмотря на понесенные потери, боевики «Аль-Каиды» по-прежнему представляют серьезную угрозу для безопасности в Ираке. Это вынужден был признать командующий группировкой ВС США в этой стране генерал Д. Петрэус, который предостерег от «эйфории от достигнутых успехов» и подчеркнул, что «Аль-Каида» остается «очень опасным противником, способным совершать нападения, противником, с которым необходимо продолжать бороться».

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота и снизилась. Темнее менее, ежедневно в различных городах Ирака продолжают находить тела убитых представителей обеих общин. Отмечается, что в акциях силового давления на суннитов во многих случаях участвуют правительственные силы безопасности, укомплектованные преимущественно шиитами. В целом, по оценке местных и американских экспертов, межконфессиональное противостояние шиитов с суннитами представляет «большую угрозу для улучшающейся ситуации с безопасностью»

Острое соперничество характерно и для различных шиитских политических сил. Прежде всего, это относится к двум крупнейшим шиитским группировкам – «Армии Махди» и Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ). Сообщается, что руководство ВИСИ прилагает значительные усилия по укреплению своих военизированных формирований («Бригад Бадра») с целью их лучшей подготовки к возможному силовому противостоянию с отрядами сторонников М. ас-Садра. Европейские эксперты полагают, что итог противостояния ВИСИ с «Армией Махди» может в значительной степени определить будущее Ирака. При этом США полностью находятся на стороне ВИСИ, но «Армия Махди» обладает «более широкой массовой базой».

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, шиитские и суннитские боевики совершают нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные войска.

Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, особенно профессора и преподаватели ВУЗов (с апреля 2003 г. в Ираке целенаправленно убито свыше 280 ученых), врачи, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели, иракские и зарубежные журналисты, женщины и дети. Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. Одним из наиболее часто применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей или около различных объектов.

Боевики, повстанцы и террористы совершают нападения на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, представительства и здания СМИ. Так, регулярным нападениям подвергаются, в частности, офисы курдских политических партий на севере страны (за пределами курдской автономии), а также вожди суннитских племен, сотрудничающих с американцами.

Не прекращаются действия повстанцев и боевиков на автодорогах страны, хотя в последнее время их число сократилось. В числе важных целей диверсий и терактов остаются объекты нефтяной отрасли. Нападениям боевиков подвергаются линии электропередач и связи.

В последнее врем число иракцев, возвращающихся на родину, стало превышать число тех, кто покидает страну. Так, по данным на середину декабря, ежедневно Сирию покидало ок. 1500 иракских граждан, в то время как из Ирака уезжало до 500 человек. Однако это явление нельзя связывать только с состоянием дел в сфере безопасности. Ведь очень много иракцев вынуждено покидать Сирию и другие страны по причинам бедственного финансового положения и отсутствия юридических оснований для пребывания за рубежом. Всего же за последние месяцы на прежние места жительства вернулось до 50 тыс. иракцев, в т. ч. 40 тыс. человек возвратились на родину из-за границы.

По состоянию на 1 января 2008 г. списочная численность личного состава силовых структур Ирака составляла 359,7 тыс. человек, в т. ч. вооруженных сил – 165,5 тыс. человек и формирований МВД – 194,2 тыс. человек.

К наиболее серьезным недостаткам иракских силовых структур по-прежнему относятся: недостаточная развитость управленческих структур, слабость командных и штабных кадров, постоянное отсутствие на службе до трети личного состава, несбалансированность численности личного состава (особенно в МВД) по религиозной и национальной принадлежности, масштабная коррупция (особенно в МВД), наличие среди личного состава армии и полиции большого числа лиц, сочувствующих боевикам различных вооруженных группировок или даже прямо помогающих им.

Вооруженные силы Ирака состоят из сухопутных войск (157,5 тыс. чел.), специальных оперативных сил (1,6 тыс. чел.), механизированной военной полицейской бригады (1,5 тыс. чел.), 11 батальонов охраны стратегической инфраструктуры (2,9 тыс. чел.), ВВС (0,9 тыс. чел.) и ВМС (1,1 тыс. чел.). На ближайший период численность сухопутных войск предполагается увеличить на 13,5 тыс. человек, ВВС – на 2,5 тыс. человек и ВМС – на 1,1 тыс. человек. Военный бюджет Ирака на 2008 год определен в 1,487 млрд долл., в т. ч. на техническое оснащение войск – 917 млн долл., а на их обучение – 116 млн долл. Подготовкой личного состава иракских ВС занимаются ок. 4 тыс. американских военных, большая часть из которых работает непосредственно в батальонах (по 10 чел. в батальоне). В подготовке иракской армии также участвуют специалисты из Великобритании, Иордании. Египта и Германии. Иракские военнослужащие проходят обучение на территории Италии и Норвегии.

МВД Ирака структурно состоит из полиции — 135 тыс. человек, частей Национальной полиции (аналог внутренних войск) – 26,3 тыс. человек, антитеррористических и специальных подразделений – 0,9 тыс. человек и сил пограничной охраны – 32 тыс. человек. Бюджет национального МВД на 2008 год определен в 1,206 млрд долл., из которых 362 млн долл. выделены на техническое оснащение сил и структур министерства. Обучением иракских полицейских и пограничников занимаются 2 тыс. специалистов из США, а также большая группа специалистов из целого ряда других стран. Сотрудники иракского МВД проходят обучение на территории Иордании и ОАЭ.

Руководство Ирака регулярно обращается к США с просьбами об ускорении подготовки национальных силовых структур с тем, чтобы они как можно скорее могли бы «адекватно» выполнять возложенные на них задачи. А пока, несмотря на известные позитивные подвижки, иракские армия и полиция все еще далеки от готовности в полной мере самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране. Некоторые представители иракского руководства даже заявляют, что при нынешних темпах обучения и оснащения вооруженных сил и МВД стране потребуется поддержка со стороны многонациональных сил «еще в течение 10 лет».

18 декабря 2007 года Совет Безопасности ООН по инициативе Соединенных Штатов единогласно принял резолюцию о продлении еще на один год мандата многонациональных сил в Ираке. С просьбой об этом к Совету обратился глава иракского правительства Н. аль-Малики.

По состоянию на 1 января 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 160 тыс. человек.

Потери личного состава ВС США в Ираке в ноябре 2007 года составили убитыми 41 человек, а в декабре – 23 человека. Ранеными американские войска потеряли в ноябре и декабре примерно по 200 человек. Таким образом, общие потери ВС США со времени начала иракской компании в марте 2003 года по 1 января 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4153 человека и ранеными ок. 28850 человек. Кроме того, четыре американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке составили в ноябре 2007 года убитыми 3 человека (Великобритания, Польша) и ранеными 2 человека (Великобритания). В декабре потери МНС составили погибшими 2 человека (Великобритания, Грузия).

В Вашингтоне считают, что американские войска должны оставаться в Ираке достаточно долго с тем, чтобы силы «Аль-Каиды» «не смогли вновь создать там себе прибежище». Руководство США в этой связи продолжает негативно относиться к разработке временного графика вывода войск из Ирака. Также считается, что «слишком быстрые темпы вывода войск могут привести к ухудшению ситуации» в Ираке, особенно в Багдаде, т. к. иракцы пока не способны самостоятельно контролировать районы, из которых уйдут части ВС США. Вместе с тем, в случае дальнейших позитивных изменений обстановки в Ираке предполагается сокращение численности американской группировки к июлю 2008 года примерно до 130-135 тыс. человек, а к концу 2008 года — до 100 тыс. человек.

В самом же Ираке большинство населения негативно относится к американскому военному присутствию в стране. Причем иракцы считают уход иностранных войск «ключом к общенациональному примирению».

18 декабря Сенат Конгресса США одобрил выделение затребованной администрацией дополнительной суммы в 70 млрд долл. на ведение военных операций в Ираке и Афганистане в 2008 году.

Пентагон в декабре заказал дополнительно 3126 новых бронированных патрульных машин для войск в Ираке и Афганистане. Общая сумма заказа составляет 2,7 млрд долл. Как считается, новые машины позволяют более надежно защищать военнослужащих от воздействия самодельных взрывных устройств, широко применяемых боевиками.

Министерство обороны США проводит расследование возможной продажи американскими военнослужащими оружия иракским боевикам. Причем речь идет о многих десятках тысяч единиц стрелкового оружия, главным образом автоматах Калашникова и пистолетах, которые предназначались для передачи иракским силам безопасности, но в итоге оказались на «черном рынке».

В последние месяцы отмечается повышенная активность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке. Отметим, что более интенсивное использование самолетов и вертолетов позволяет уменьшить участие в боевых действиях против сил противника наземных сил и, соответственно, ведет к сокращению потерь в среди их личного состава. Подразделения американских ВВС, авиации ВМС и морской пехоты США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F/А-18, А-10, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации) в ноябре-декабре 2007 года продолжали оказывать постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, наносили удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Ежедневно в ноябре авиация союзников совершала от 69 до 96 боевых вылетов (без учета вертолетов), а в декабре — от 51 до 98 боевых вылетов.

В ноябре-декабре наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородах), Баакуба, Самарра, Басра, Балад, Сальман-Пак, Байджи, Эль-Кут, Эль-Искандерия, Хувейджа, Эль-Кут, Мосул, Киркук, Амара, Эль-Юсифия, Эль-Мукдадия, Эд-Диванийя, Умм-Каср, Тикрит, Эш-Шатра и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-12, GBU-31, GBU-38 и GBU-51, ракеты «воздух-земля» «Мейверик», другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами. Кроме того, бомбардировщики В-1В и самолеты других типов неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе осуществляли американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (26) составляла на 1 января 2008 года 11755 человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (5,5 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2,0 тыс. чел.). В то же время воинские контингенты 16 стран насчитывают менее 100 человек, а еще 5 стран – менее 10 человек.

Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Болгария решила продлить пребывание своего военного подразделения в Ираке (155 чел.) до марта 2009 года и увеличить его на 20 человек.

Великобритания весной 2008 года сократит численность своих войск в Ираке до 2,5 тыс. человек. Основными задачами британских военных являются: обучение местных военных и полицейских, несение пограничной службы на границе с Ираном, обеспечение безопасности на дорогах.

Австралия выведет свои войска из Ирака (1,5 тыс. чел., в т. ч. 550 чел. в боевых подразделениях) в июне 2008 года.

Польский военный контингент (900 чел.) будет выведен из Ирака до конца 2008 года.

Парламент Южной Кореи в декабре принял решение о сокращении вдвое численности национального военного контингента в Ираке. Сейчас он насчитывает 1200 человек.

Сербия в декабре подписала с Ираком соглашение о продаже оружия на сумму в 230 млн долл. По информации СМИ, в основном это будут противотанковые управляемые ракеты и стрелковое оружие.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в ноябре-декабре 2007 года продолжало постепенно улучшаться, однако происходившие позитивные подвижки, по мнению экспертов, еще не являются достаточно устойчивыми, что не исключает возможных рецидивов ухудшения ситуации как в отдельных регионах, так и в стране в целом.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в ноябре-декабре 2007 года характеризовалась отсутствием прогресса в политическом процесс по достижению национального примирения и согласия. Между основными политическими силами страны сохраняются глубокие разногласия по ключевым проблемам государственного и политического устройства Ирака, контроля над природными ресурсами, распределению доходов от их добычи и экспорта и др. Следует подчеркнуть, что достижение компромиссов, позволивших бы сдвинуть с мертвой точки политические процессы, в ближайшее время весьма маловероятно. Так, министр нефти Ирака Х. Шахристани считает, что для урегулирования всех вопросов, связанных с принятием закона о нефти, могут потребоваться месяцы.

Вместе с тем, ведущие партии и объединения пытаются не обострять имеющиеся противоречия, не вести дело к дальнейшему расшатыванию ситуации в стране и усилению внутриполитической нестабильности. Однако подобное положение не может сохраняться в течение неопределенно долгого времени, т. к. нерешенные проблемы жизненно важны для Ирака и требуют своего решения.

Иракское правительство продолжает функционировать в неполном составе. 7 ноября премьер-министр Н. аль-Малики официально принял отставку шести министров, представлявших крупнейший суннитский блок — Исламский фронт спасения. Как известно, министры-сунниты фактически покинули кабинет министров еще 1 августа 2007 года, обвинив аль-Малики в проведении односторонней прошиитской политике, игнорирующей интересы суннитской общины.

Многие политические наблюдатели считают, что на данном этапе Н. аль-Малики занят не столько вопросами достижения национального согласия в стране, сколько проблемами консолидации шиитских политических сил.

Слабость нынешнего иракского правительства проявляется и в том, что его реальная власть, мягко говоря, не очень заметна за пределами Багдада, а в ряде районов страны она и вовсе не ощущается.

В целом же отсутствие прогресса в решении насущных политических и экономических проблем страны способствует сохранению в Ираке внутриполитической напряженности и в дальнейшем может привести к усилению противоборства между различными политическими силами и, соответственно, к росту насилия и кровопролития.

Улучшение положения дел в вопросах обеспечения безопасности позитивно отражается на состоянии экономики Ирака. Происходит снижение уровня инфляции (по официальным данным, с 66 до 20 проц) и безработицы (с 70 до 20 проц). В ноябре-декабре 2007 года отмечался массовый спрос на государственные облигации Ирака, особенно национального министерства финансов (выпущены на сумму 2,7 млрд долл.). Эксперты связывают это с хорошими показателями в нефтяной отрасли и надеждами на укрепление в перспективе политической стабильности в стране. Ирак также досрочно погасил свои долговые обязательства перед МВФ на сумму 470,5 млн долл. В декабре МВФ утвердил новую программу кредитной поддержки Ирака в размере 744 млн долл., которая рассчитана до марта 2009 года.

На сегодняшний день наибольшие успехи достигнуты в головной отрасли иракской экономики – нефтяной. В декабре 2007 года объем добычи нефти в стране впервые превысил довоенный уровень (2003 г.). Сейчас в стране ежесуточно добывается 2,3 млн баррелей нефти.

Ирак и Иран в ноябре подписали соглашение о постройке двух трубопроводов: одного – для транспортировки сырой нефти из Ирака в Иран, и второго – для транспортировки нефтепродуктов из Ирана в Ирак.

С Сирией достигнута окончательная договоренность о введении в эксплуатацию нефтепровода Киркук – Баниас (сирийский порт на Средиземном море), по которому планируется перекачивать до 300 тыс. баррелей нефти в сутки.

Иракское правительство «по совету американских юристов» аннулировало контракт с российской компанией ЛУКОЙЛ на разработку нефтяного месторождения «Западная Курна-2», заключенный еще при режиме С. Хусейна. Месторождение будет выставлено на конкурс в 2008 году. Запасы «Западной Курны-2» оцениваются в 11 млрд баррелей нефти.

Укрепляет свою экономическую самостоятельность курдская автономия, правительство которой уже подписало большое число соглашений с иностранными компаниями на разведку и добычу углеводородов на территории Иракского Курдистана. В Багдаде же все эти документы объявили «нелегальными» и незаконными.

В начале декабря после завершения реконструкции возобновил работу международный аэропорт в Мосуле.

Вместе с тем, условия повседневной жизни большинства иракцев остаются очень тяжелыми. Продолжаются регулярные отключения подачи электричества и воды, сохраняются перебои в снабжении населения топливом. Так, лишь 18 проц жителей Багдада имеют возможность регулярно приобретать топливо для приготовления пищи. Неудовлетворительно работают столичные системы водоснабжения и канализации, требующие капитального ремонта и модернизации. Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других городах Ирака. По данным ООН, только 20 проц семей за пределами Багдада имеют доступ к нормальной питьевой воде, а очистные сооружения в стране работают лишь на 17 проц своей мощности. Власти намерены решить эти проблемы в течение ближайших двух лет, что, однако, представляется маловероятным. А пока в Ираке, в т. ч. в Багдаде так и не удается полностью погасить очаги заболевания холерой.

В плачевном состоянии находится национальная система образования, особенно высшая школа.

Таким образом, учитывая сохраняющиеся серьезные разногласия между ведущими иракскими политическими силами по важнейшим вопросам дальнейшего развития страны и отсутствие реальных перспектив их скорого урегулирования, нет достаточных оснований ожидать быстрой нормализации внутриполитической обстановки в Ираке.

Внешнеполитическая деятельность руководства Ирака в ноябре-декабре 2007 года помимо событий, связанных с действиями Турции против боевиков КРП, концентрировалась также на отношениях с Соединенными Штатами и соседними странами.

В ноябре на расширенном заседании глав внешнеполитических ведомств государств-соседей Ирака и ряда других стран было заявлено, что иракская территория не должна использоваться в качестве базы для террористических организаций, в т. ч. действующих против соседей Ирака.

В Вашингтоне не удовлетворены «процессами в Багдаде» и продолжают оказывать постоянное давление на иракское руководство с целью заставить его принимать реальные меры, необходимые для продвижения страны по пути достижения национального примирения. В частности, американские военные считают, что иракское правительство своей бездеятельностью и промахами наносит больший вред стране, чем террористы из «Аль-Каиды». Нынешним властям в Багдаде, как считают американские генералы, «было открыто целое окно, однако неясно, как долго это окно будет открыто».

28 ноября 2007 года Ирак и США подписали «Декларацию о принципах дружбы и сотрудничества» между двумя странами. Документ носит рамочный характер и рассматривается в качестве первого шага на пути установления в перспективе стратегического американо-иракского сотрудничества в различных сферах: политической, экономической, финансовой, технической, культурной и в области обеспечения безопасности. Предполагается не позднее 31 июля 2008 года подписать полномасштабное соглашение об основах дружбы и сотрудничества между Ираком и Соединенными Штатами.

Госдепартамент США отказался от планов принудительного направления дипломатов на работу в Ирак, т. к. удалось заполнить все вакантные места в посольстве и других представительствах добровольцами. В настоящее время в американском посольстве в Багдаде работают 200 дипломатов, а к лету 2008 года их число планируется увеличить до 250 человек.

Тегеран пока не готов к проведению очередного раунда переговоров с Вашингтоном по проблемам Ирака. При этом иранское руководство продолжает настаивать на скорейшем выводе иностранных войск из Ирака, считая, что их пребывание лишь усиливает нестабильность в этой стране.

Со своей стороны, США продолжали обвинять Иран в оказании содействия боевикам шиитских вооруженных формирований путем их финансирования, поставок оружия и содействия в подготовке личного состава. Вместе с тем, посол США в Багдаде Р. Крокер в декабре признал, что Тегеран сыграл свою роль в улучшении ситуации с безопасностью в Ираке. В частности, речь идет о прекращении открытых насильственных действий со стороны «Армии Махди».

В ноябре в столице курдской автономии Эрбиле было открыто Генеральное консульство России.

ООН в декабре 2007 года приняла решение о возобновлении миротворческой миссии в Ираке, прерванной в 2004 году.

Таким образом, в ноябре-декабре 2007 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Позитивные изменения, происходившие в сфере безопасности, пока еще не носят необратимый характер, не подкрепляются параллельными шагами в деле налаживания реального политического процесса по достижению в стране национального примирения и согласия. В итоге раскол среди политической элиты и в обществе не преодолен. Более того, он имеет тенденцию к углублению. Все это потенциально очень опасно, т. к. может вновь привести к обострению обстановки в стране, в т. ч. к новому расширению масштабов вооруженного противостояния между различными иракскими политическими силами.

52.4MB | MySQL:103 | 0,493sec