Некоторые итоги XII съезда Фронта ПОЛИСАРИО

Заявление Фронта ПОЛИСАРИО о возможном возобновлении в 2009 г. боевых действий против Марокко стало главным итогом XII съезда этой сепаратистской организации, обосновавшейся близ алжирского города Тиндуф. Как заявил «министр обороны» Фронта Мохаммед Ламин Бухали, сепаратисты могут возобновить в 2009 г. боевые действия против Марокко в сахарских провинциях, если до этого срока не будет найдено дипломатическое решение западносахарской проблемы. Это воинственное заявление прозвучало в ходе работы ХП съезда Фронта, открывшегося 14 декабря в Тифарити (550 км к северо-востоку от Эль-Аюна) и продолжавшегося в течение пяти дней. По данным сепаратистов, в работе съезда приняли участие более 1700 делегатов и примерно 250 приглашенных из других стран.

Подобное заявление ожидалось. Как заявил накануне открытия мероприятия в Тифарити представитель по печати съезда Мохаммед Хеддад, его участники должны были сделать выбор — продолжать усилия по урегулированию западносахарской проблемы дипломатическим путем или вновь прибегнуть к оружию. «Мы всегда предпочитали мирный путь, и мы всегда готовы обсуждать его, если на это будет добрая воля марокканцев. Сегодня мы полагаем маловероятным, что Марокко согласится с положениями международного права. Требование вновь взяться за оружие исходит от всего сахарского народа, а не только от военных», — утверждал он.

Уже в ходе работы съезда генсек Фронта ПОЛИСАРИО Мохаммед Абдельазиз также вовсю поиграл словами относительно возможности возобновления боевых действий. «Мы ведем справедливую освободительную войну, которая будет продолжаться вплоть до реализации наших благородных целей вне зависимости от того, сколько потребуется на нее времени и какими бы не были маневры колонизаторов», — заявил он на церемонии открытия съезда. Он же вновь апеллировал к ООН, ее Совету Безопасности и Европейскому союзу, призвав их «выполнить обязательства по урегулированию конфликта на основе справедливости и международной законности». По его версии, «сахарско-марокканский конфликт не может быть решен вне рамок ООН и ее резолюций, призывавших к деколонизации Западной Сахары, а также реализации права сахарского народа на самоопределение».

В Западной Сахаре с 1991 г. действует режим прекращения огня. Контроль за его соблюдением осуществляет развернутая в регионе Миссия ООН по подготовке референдума в Западной Сахаре (МИНУРСО), в составе которой, в частности, Россия представлена тремя десятками военных наблюдателей. Штаб-квартира миссии находится в административном центре сахарских провинций городе Эль-Аюн. Наблюдатели ООН несут службу на восьми постах, разбросанных по пустыне, откуда они совершают поездки на патрулирование местности. Им есть что и кого контролировать.

Как отмечалось в последнем по времени докладе генсека ООН по западносахарской проблеме, с 1 апреля по 30 сентября наблюдатели зафиксировали 11 нарушений со стороны марокканских военных и 12 со стороны формирований Фронта ПОЛИСАРИО. А первых в регионе немало. По неофициальным данным, Рабат держит в сахарских провинциях примерно 100 тысяч военнослужащих — половину своей армии. Кроме того, по данным марокканского еженедельника «Телькель», королевские вооруженные силы приготовились к любым неожиданностям — 10 тысяч военнослужащих подготовлены при помощи иностранных инструкторов для партизанских действий в случае необходимости.

Рабат выступает за предоставление сахарским провинциям самой широкой автономии (со своим правительством, парламентом и судом) в рамках Марокко и называет его «единственным путем» решения западносахарской проблемы, в то время как Фронт ПОЛИСАРИО при поддержке Алжира добивается проведения под эгидой ООН референдума, в ходе которого сахарцы должны сделать выбор между независимостью, автономией или полным вхождением в состав Марокко.

Бесперспективность и нереалистичность позиции сепаратистов были продемонстрированы в конце 90-х годов прошлого столетия, когда стороны, формально согласившись на проведение референдума, не захотели достичь общих подходов к вопросу о составе избирательного корпуса.

В июне 2007 г. ООН посадила стороны конфликта за стол прямых переговоров. Второй раунд переговоров прошел в августе. Оба раунда не привели к каким-либо результатам. Их третий раунд, как ожидается, пройдет с 7 по 9 января 2008 г. в одном из пригородов Нью-Йорка. Как и в двух предыдущих раундах, на предстоящей встрече роль посредника между сторонами сыграет специальный представитель генсека ООН по западносахарскому урегулированию Петер ван Вальсум.

Во время съезда уже упоминавшийся Хеддад поставил под сомнение искренность намерения Марокко участвовать в третьем раунде переговоров. «Я сомневаюсь, что Марокко примет участие в третьем раунде переговоров, поскольку оно не хочет мира», — утверждал он, одновременно поторопившись возложить на Рабат ответственность за «подрыв усилий ООН по установлению мира в Западной Сахаре». Это заявление представителя сепаратистов было тут же опровергнуто из Марокко, которое «имеет обязательства перед ООН и выполнит их в согласии с международной организацией».

Со своей стороны, Рабат назвал сам факт проведения съезда Фронта ПОЛИСАРИО на ничейной территории в 70 км к востоку от так называемой марокканской стены — фортификационного сооружения, возведенного вдоль границ сахарских провинций для отражения атак сепаратистов, — «серьезным нарушением соглашения о прекращении огня от 1991 г.». В послании на имя генерального секретаря ООН подчеркивалось, что, согласно упомянутому соглашению, МИНУРСО должна следить за тем, чтобы эта ничейная территория была «свободной от какого-либо военного присутствия, а также от гражданских объектов».

Тем не менее призыв Рабата к ООН помешать проведению съезда в «буферной» — по марокканской терминологии — зоне остался без каких-либо последствий. Это дало основание главе МИДа Марокко Тайебу Фасси-Фихри обвинить МИНУРСО в «пассивности». Он не без основания выразил опасение, что подобное бездействие «может быть истолковано Фронтом ПОЛИСАРИО и Алжиром как поощрение их действий». «Королевство оставляет за собой право предпринять все необходимые меры», — предупредил он генерального секретаря ООН Пан Ги Муна накануне открытия съезда. Впрочем, у Рабата хватило благоразумия не предпринимать силовых действий.

Фронт ПОЛИСАРИО называет земли между марокканской стеной протяженностью 2 тыс. км и алжирской границей «освобожденными территориями». По логике сепаратистов, ООН определила ширину буферной зоны в 3 км, поэтому то, что находится к востоку от нее, и получило указанное выше название. Со времени создания Фронта в 1973 г. прошедший съезд — второй, организованный в Тифарити. Первое аналогичное мероприятие состоялось в 2003 г. Все прочие съезды проводились в лагерях сахарских беженцев близ Тиндуфа, где базируется Фронт ПОЛИСАРИО.

В организационном плане на съезде должен избираться генеральный секретарь Фронта. Им вновь стал Мохаммед Абдельазиз. Делегаты съезда обновили также Национальный секретариат из 41 человека.

С учетом диаметрально противоположных позиций сторон по возможным путям урегулирования конфликта подобная ситуация, когда на границах Марокко бряцают оружием, отчасти объективно выгодна Рабату в краткосрочной перспективе. Она позволяет ему в соответствующем свете представить миру сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО. Однако в долгосрочной перспективе негативных моментов будет больше для Марокко, которому придется сосредоточить не очень большие ресурсы и резервы на надежном парировании военной угрозы. В то же время Алжир, досыта наевшийся за последние годы нефтедолларами, без особого труда будет в случае необходимости поддерживать Фронт ПОЛИСАРИО и раскручивать новый виток гонки вооружений в регионе, и без того нашпигованном оружием.

Похоже, что неурегулированность западносахарской проблемы в первую очередь устраивает Алжир, поскольку без его влияния Фронт ПОЛИСАРИО мог бы согласиться на предложенную Марокко автономию в качестве первого шага, а только затем либо потребовать независимости, либо признать, что, благодаря особому вниманию к вопросам социально-экономического развития сахарских провинций со стороны Рабата, сахарцам нет смысла отказываться от определенного привилегированного статуса. Кроме того, в Алжире, похоже, прекрасно понимают, что ему и Фронту ПОЛИСАРИО необходимо выиграть время, поскольку неизбежное предоставление Косову независимости повлечет за собой очередной «парад суверенитетов» в мире.

Поэтому в Рабате, похоже, поторопились с достаточно притянутым заявлением о том, что «эта угроза (возобновления боевых действий) ничего не изменит в ходе событий, поскольку мировое сообщество уже выбрало позицию в поддержку марокканского проекта широкой автономии сахарских провинций». В процессе западносахарского урегулирования явно рано ставить точку. Здесь скорее подходит многоточие.

А пока 30 декабря М. Абдельазиз объявил о формировании нового «правительства» так называемой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), «президентом» которой он является по совместительству. Слово «новое», правда, к нему применимо условно — большинство «министров» перекочевали в него из старого. Его вновь возглавил Абделькадер Талеб Омар. Одно из нововведений — в нем вместо 19 «министерских» постов теперь 24. Еще одно нововведение довольно многозначительно — впервые создано «министерство по заселению и обустройству освобожденных территорий», которое возглавил Салек Бабих.

52.26MB | MySQL:103 | 0,632sec