Ситуация в Марокко: декабрь 2007 года

Несколько декабрьских новостей касались сугубо военной или близкой к ней тематики. 14 декабря несколько сотен марокканцев вышли на манифестацию на средиземноморском побережье королевства напротив испанского острова Перехиль. В 2002 г. этот клочок земли в Гибралтарском проливе в нескольких десятках метров от марокканского берега оказался в центре бескровного, но, тем не менее, вооруженного конфликта между двумя королевствами. Участники манифестации (она не могла проводиться без ведома, а скорее всего — прямого указания Рабата) осудили «испанскую оккупацию городов Сеута и Мелилья — испанских анклавов на севере Марокко — а также острова Лейла (марокканское название Перехиля)». В тот же день аналогичная манифестация была организована марокканскими «неправительственными» организациями близ пограничного перехода между марокканским Фнидеком и испанской Сеутой.

Подобное нагнетание ситуации вокруг испанских территорий в Северной Африке только добавит аргументов тем аналитикам в испанских спецслужбах, которые уже давно твердят о возможности повторения марокканцами «Зеленого марша» — невооруженного похода 300 тысяч марокканцев в Западную Сахару в 1975 г., на сей раз — в направлении испанских анклавов.

Стоит напомнить, что оба анклава включены в единое оборонное пространство НАТО. Сюда же «ложится» еще одно напоминание: многие страны до сих пор используют «бородатый» прием актуализации внешних проблем тогда, когда сталкиваются с острыми внутренними проблемами.

20 декабря Пентагон информировал американский конгресс о намерении продать Марокко 24 истребителя F-16, а также соответствующее оборудование и снаряжение. Сумма сделки — 2,4 млрд долларов. Как известно, конкурентом американского истребителя был французский «Рафаль», однако Рабат выбрал — и это во многом был политический выбор — F-16.

Ранее правительство Марокко обратилось к США с запросом о приобретении 24 истребителей F-16C/D «блок-50/52», оборудованных усовершенствованными двигателями F100-PW-229 или F110-GE-129 и бортовыми РЛС AN/APG-68(V)9; пяти запасных двигателей F100-PW-229 или F110-GE-129; четырех запасных РЛС AN/APG-68(V)9; 30 автоматов сброса отражателей и постановки помех AN/ALE-47 CMDS; 30 приемников системы предупреждения о РЛ облучении; 60 пусковых установок LAU-129/A; 30 пусковых установок LAU-117; шести нашлемных систем целеуказания JHMCS; четырех одноканальных радиостанций наземной и воздушной связи SINCGARS AN/ARC-238; 24 пар конформных топливных баков; четырех терминалов многофункциональной системы распределения информации «Линк-16»; четырех систем глобальной навигации и определения местоположения GPS и комбинированных GPS/инерциальных систем навигации; 12 контейнерных систем целеуказания AN/AAQ-33 «Снайпер» или AN/AAQ-28(V) «Лайтенинг»; пяти подвесных контейнерных тактических разведывательных систем TARS или бортовых контейнеров оптоэлектронной разведки DB-110 «Гудрич»; четырех комплектов усовершенствованной аппаратуры опознавания «свой–чужой» AN/APX-113; 28 бортовых комплексов радиоэлектронной борьбы.

Контракт включает оказание услуг по техническому обеспечению самолетов и руководство их поддержкой, а также обучение персонала заказчика на территории Марокко в течение 15 лет.

В тот же день, 20 декабря, Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности МО США (DSCA) уведомило конгресс о планируемой продаже Марокко учебно-боевых самолетов T-6B «Тексан», а также связанных с контрактом услуг и оборудования в рамках программы «Иностранные военные продажи». Полная стоимость соглашения в случае реализации всех опционов может составить 200 млн долларов.

Однодвигательный турбовинтовой T-6A «Тексан-2» создан на основе УТС PC-9 швейцарской фирмы «Пилатус» для совместной программы ВВС и ВМС США по начальному обучению пилотов (программа JPATS). Самолеты производятся компанией «Хоукер бичкрафт» (ранее «Рейтеон эйркрафт»).

T-6B является модернизированной версией T-6A, которая может использоваться в качестве учебного и легкого ударного самолета. T-6B оборудован шестью подкрыльевыми точками подвески и способен нести на каждом крыле 680 кг вооружения и топливные баки.

Выполнение контракта потребует оказания услуг по техническому обеспечению самолетов и руководства их поддержкой, а также обучения персонала заказчика на территории Марокко в течение 15 лет.

Конгресс США имеет 30 дней на то, чтобы блокировать предложенные продажи, в противном случае соглашения вступят в силу.

10 декабря в итальянском городке Каглиари министры обороны стран группы «пять плюс пять» (пять стран Южной Европы и пять стран Магриба) приняли решение о создании совместного военного училища, в котором будут готовиться кадры для армий стран — участниц этой группы. По предварительным данным, училище будет работать во Франции, конкретное место Париж должен предложить во второй половине 2008 г. По инициативе Ливии будет также создан центр по переподготовке кадров для саперных подразделений. В Тунисе предполагается разместить совместный центр военного стратегического анализа. В настоящее время вооруженные силы стран группы «пять плюс пять» взаимодействуют в трех областях: контроля судоходства, гражданской обороны и воздушной безопасности.

В декабре марокканский еженедельник «Телькель» выступил с детальным анализом ситуации в трех небольших исламистских партиях, «выросших» в тени самой крупной легальной исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) и не без оснований рассчитывавших занять определенное место в политической жизни Марокко в случае ожидавшейся победы ПСР на недавних парламентских выборах. Как известно, ПСР по итогам голосования оказалась лишь второй, что для нее было равноценно поражению.

«Телькель» ведет речь о «Аль-Бадиль аль-Хадари», «Хизб аль-Умма» и Партии возрождения и добродетели (ПВД). Первая выступила на выборах совершенно невнятно, вторая — вообще не принимала в них участия, поскольку она формально не признана, хотя и терпима властями, третья смогла провести в парламент одного депутата — бывшего имама мечети «Аль-Хамра» в Касабланке Абдельбари Земзми. Почему еженедельник озаботился этими партиями? Ответ очевиден. В условиях, когда состоящие в этих партиях исламисты не смогут самовыразиться посредством легальных возможностей политической борьбы, они легко могут найти себя среди радикалов. Пока же выявилась одна особенность, в частности, ПВД — стремление по максимуму привлечь к своей работе улемов и имамов. Как утверждает генеральный секретарь ПВД Мохаммед Халиди, одна из целей его партии — добиться, чтобы 10% мест в палате представителей было автоматически зарезервировано за теми, кого можно назвать «людьми веры». Две другие партии, отмечает еженедельник, по своим программам ближе к левым радикалам, нежели к традиционным исламистским движениям, что может свидетельствовать о потенциально высокой у их активистов готовности перейти к иным формам политической борьбы. Пока очевидно одно: эти три партии никак не намерены взаимодействовать с ПСР.

В декабре еще одна «партийная» новость пришла от Социалистического союза народных сил (ССНС). В преддверии намеченного на март 2008 г. 8-го съезда, на котором социалисты намерены потребовать ответа от руководства партии за провал на выборах (она оказалась только пятой), после которого лидеры ССНС поторопились принять предложение войти в правительство страны, 1-й секретарь партии Мохаммед эль-Язги подал в отставку. Понятно, только со своего партийного поста, сохранив за собой пост госминистра. Этот демарш только усилил позиции внутрипартийной фракции противников участия ССНС в правительстве. Они теперь могут добиться решения об отказе от работы в кабинете министров. Остается только дождаться ответа на вопрос — а нужен ли монарху и премьеру министр, оставшийся без партии?

Через несколько часов после Эль-Язги его примеру последовал другой социалист, отдавший предпочтение портфелю министра. От своего поста заместителя 1-го секретаря ССНС отказался Абдельвахид Ради, занимающий в кабинете Эль-Фасси пост министра юстиции.

Чтобы закрыть «дыру» в верхушке партии, ее Политбюро назначило коллективное руководство, в которое вошли Фатхалла Уалалу, Хабиб эль-Мальки и Дрис Лахгар. Судя по всему, из числа этих трех политиков в дальнейшем может быть выбран преемник Эль-Язги.

По одной из версий происшедшего в ССНС, хотя Эль-Язги ушел, он, тем не менее, намерен вернуться. Для этого ему надо добиться победы на выборах 1-го секретаря по итогам предстоящего съезда и тем самым восстановить законность своего пребывания на первом партийном посту. Однако для этого ему предстоит решить несколько сложных задач. Главная из них — сделать благоприятным для себя доклад внутрипартийной комиссии, созданной для анализа причин провала социалистов на выборах. Кстати, после создания эта комиссия собиралась всего один раз — понятно, что бывший 1-й секретарь совсем не хотел официального признания своих ошибок. Интересная деталь: объявив об отставке с поста 1-го секретаря, Эль-Язги одновременно сообщил, что только «замораживает» свое участие в Политбюро, причем это «замораживание» продлится до съезда.

Уже после отставки Эль-Язги появился в первой редакции доклад внутрипартийной комиссии, который должен еще пройти в начале января процедуру утверждения на Национальном совете партии. Пока что он содержит довольно радикальные выводы. Согласно авторам доклада, партия переживет структурный кризис. Для выхода из него требуется радикальное изменение функций ее руководящих структур и «переориентация» ССНС. В частности, предлагается, чтобы Политбюро, принявшее недавно без консультаций с низовыми ячейками решение об участии в правительственной коалиции, стало исключительно органом исполнения решений Национального совета. Если это предложение будет реализовано, любителям единоличного принятия решений жить станет намного сложнее. Авторы доклада пока не настаивают на выходе ССНС из правительственной коалиции, однако считают, что такой вопрос должен быть поставлен перед делегатами на предстоящем съезде.

52.25MB | MySQL:103 | 0,700sec