Усилия Германии по урегулированию ливийского конфликта: итоги Берлинской конференции и перспективы нового раунда переговоров

В начале текущей недели МИД ФРГ сообщил, что планирует проведение новой конференции по ливийскому конфликту. Как ожидается, она будет организована на уровне министров иностранных дел уже в начале февраля. По словам главы федерального внешнеполитического ведомства Х.Мааса, сказанным по итогам Берлинской встречи в конце прошлой недели: «у нас есть ключ для разрешения конфликта в Ливии. Теперь мы должны вставить его в замок и повернуть. Это прелюдия к тому, что мы считаем политическим урегулированием в Ливии».

Несмотря на позитивный тон высказываний, прозвучавших из германской столицы, событие получило весьма критичные оценки в СМИ страны. Главным образом это касалось того, что сама ФРГ продемонстрировала свою слабость, в то время как победителями вышли президенты России В.Путин, Турции Р.Т.Эрдоган и командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Х.Хафтар. Так,  эксперт Stiftung Wissenschaft und Politik В.Лахер, специализирующийся на изучении Ливии и стран зоны Сахеля, отметил в твиттере, что «“Берлинский процесс” оторван от реалий продолжающейся войны». В своем более раннем обзоре, опубликованном SWP еще в конце ноября прошлого года, В.Лахер подчеркивал, что для достижения прогресса необходимо добиваться ослабления Х.Хафтара. Причем делать это нужно через Францию, подрывая связи Парижа с ним. В качестве одного из элементов такого рода стратегии эксперт предлагает публичные дебаты о роли Пятой республики в конфликте, которые заставят французское правительство вести себя более сдержанно[i].

Впрочем, есть ли действенный механизм добиться этого – вопрос спорный. Так, А.Шах, близкий к премьер-министру правительства национального согласия (ПНС) Ф.Сарраджу, написал во вторник в твиттере, что «Франция  блокирует публикацию совместного заявления западных стран, осуждающее закрытие портов и нефтяных месторождений и требующее их открытия. Поэтому государства выступят с индивидуальными заявлениями, выражающими их позицию. Похоже, что сторонники преступного Хафтара все еще придерживаются своих позиций после заявления в Берлине».

Согласно другим оценкам, Германия ослабляет себя и европейскую дипломатию в целом, возлагая слишком большие надежды на ООН. При этом стоит отметить, что делается это во многом осознанно, поскольку Берлин заинтересован в повышении роли в рамках Организации Объединенных Наций, особенно в связи с продолжающимся  членством в Совете Безопасности в роли непостоянного государства-участника. Таким образом, два направления многосторонней активности германской дипломатии вступают в данном случае в конфликт.

Положительные оценки Берлинской конференции связаны с ролью федерального канцлера А.Меркель, которая своим непосредственным участием в событии, по мнению немецких СМИ, вселила веру в то, что достигнутые договоренности будут продолжительными. Вместе с тем и здесь есть некоторые подводные камни. Заключаются они в том, что политическая карьера канцлера постепенно завершается, а потому при отсутствии преемника,  пользующегося таким же авторитетом, непрерывность курса в международных делах обеспечить не удастся.

Впрочем, это пока вопрос долгосрочный. Более актуальной проблемой с точки зрения представителей политических кругов Германии, является рассогласованность МИД во главе с Х.Маасом и Министерства обороны под руководством А.Крамп-Карренбауэр. В частности, по мнению А.Ламбсдорфа (СвДП), наблюдается то, что «политика безопасности Германии не очень хорошо организована», а также отсутствует «хорошо структурированный процесс умиротворения» Ливии. Поводом для таких заявлений послужили публикации, сравнивающие подходы двух министров федерального правительства. Так, Х.Маас в своих высказываниях подчеркивал необходимость политического процесса и важность наблюдательной миссии, в то время как А.Крамп-Карренбауэр еще перед Берлинской конференцией на партийной встрече ХДС в Гамбурге отметила возможность военного вклада Бундесвера.

Таким образом, в преддверии нового раунда переговоров по ливийской проблеме перед Германией стоит много задач, касающихся как ситуации в зоне конфликта, так и будущего дипломатии самой страны и ее влияния в международных организациях. Между тем, несмотря на то, что ряд политиков видят в подходах А.Крамп-Карренбауэр и Х.Мааса свидетельство существующих противоречий, все же исключить из обсуждения один из элементов воздействия, а именно возможность вовлечение Бундесвера все же не представляется возможным, поскольку на Германию как хозяйку Берлинской конференции возлагаются большие надежды по обеспечению выполнения итогов обсуждений.

[i] Lacher W. International Schemes, Libyan Realities // Stiftung Wissenschaft und Politik. German Institute for International Studies. SWP Comment 2019/C. 45, November 2019, 4 Pages. DOI: 10.18449/2019C45. URL: www.swp-berlin.org/en/publication/international-schemes-libyan-realities/

52.2MB | MySQL:103 | 0,531sec