Израиль: опросы общественного мнения об иранской ядерной угрозе

В Израиле опубликован очередной опрос общественного мнения, посвященный отношению граждан страны к реализации иранской ядерной программы. Из него следует, что более четверти респондентов считают, что ядерная деятельность Исламской Республики Иран представляет самую большую опасность для безопасности еврейского государства. Респонденты уверены, что Израиль любой возможной ценой должен продолжать противостояние с Ираном в этой сфере, вплоть до военного решения проблемы. Их не отпугивает даже война между двумя странами, если таковая последует, ибо в далекой перспективе вступление Ирана в ядерный клуб поставит под явную угрозу сам факт существования Государства Израиль.

Опрос был произведен Институтом исследования национальной безопасности INSS. Из  него следует также, что треть опрошенных выражает мнение, что ливанская военно-политическая организация «Хизбалла» является полным сателлитом Ирана, получая от него финансирование и военное обеспечение, постоянно провоцирующим напряженность  и создающим угрозы безопасности на северных границах Израиля, поэтому правительство и военные структуры страны обязаны использовать необходимые меры для устранения этой угрозы. Как следует также из этого опроса, большинство населения страны поддерживает деятельность ее руководства,  направленную на минимизацию угрозы, исходящей из факта размещения сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР) на сирийской территории, особенно вблизи сирийско-ираильской границы, и оно полностью согласно с теми действиями, которые предпринимаются для этого в последние месяцы. Вместе с тем, этот опрос определенным образом смещает акценты и иерархию угроз, отодвигая опасность противостояния с палестинскими террористическими организациями «Исламский джихад» и ХАМАС на ее периферию. В качестве главной опасности их определяют лишь 14% респондентов. Интересно и то, что 81% опрошенных считают, что в противостоянии со всеми внешними угрозами, и в первую очередь —  иранской атомной,  Израиль должен полагаться прежде всего на свои собственныве силы, не прибегая к внешней военной помощи.

В Израиле четко осознают и особенности актуальной повестки дня, в соответствии с которой, для успешной реализации внутренней и внешней политики,  иранскому исламскому режиму крайне важно обладать атомным оружием, что займет у него при нынешних темпах ядерной активности,по прогнозам специалистов, не более двух лет. Израиль заявляет о категорической неприемлемости такой вероятности. Практически выйдя из СВПД и уже заявив о возможности прекращения сотрудничества с МАГАТЭ, что делает невозможным контроль над его ядерной активностью, Иран шлет сигналы подписантам этого соглашения о том, что в случае их реальной помощи по преодолению американских санкций он готов вернуться к венским договоренностям. Тем самым ИРИ провоцирует противостояние между США и Европой. Для получения для себя односторонних преимуществ, Иран, вероятно, готов даже согласиться на иное ядерное соглашение, будь на то в стране властный консенсус, а не постоянное противостояние фундаменталистов и исламских либералов. Другим серьезным шагом Ирана явилось объявленное им 20 января намерение выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в случае,  если европейские страны не пересмотрят решение об объявлении конфликта вокруг соглашения о судьбе иранской ядерной программы. Европейские подписанты  СВПД – Великобритания, Франция и Германия —  полагают,  что механизм конфликта позволит Евросоюзу вновь ввести санкции против Ирана. Это, разумеется, вызвало достаточно нервную реакцию в Тегеране и обострило его отношения с этими странами.

В свете всего вышесказанного, интересно взглянуть на то, как в Израиле относятся к ситуации, вытекающей из подписанного ядерного соглашения с Ираном, реально дышащего в последние дни на ладан. Обратимся к опросам, проведенным ранее Израильским информационным порталом  http://www.isra.com/poll в течение последних   лет. Напомним, что в июле 2015 г. в Вене было подписано ядерное соглашение между шестеркой международных посредников в лице 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН (Великобритании, Франции, России, Китая и США) и Германии, с одной стороны, и Ираном, с другой. Все годы реализации переговорного процесса, особенно на заключительном этапе, Израиль занимал принципиально негативную позицию, полагая, что подписанный документ даст легитимацию иранской атомной программе, что позволит стране создать ядерное оружие. Это, считают в Израиле, поставит под угрозу  существование еврейского государства.

В апреле 2015 г., за три месяца до подписания окончательного ядерного соглашения, вошедшего впоследствии в историю как Совместный всесторонний план действий (СВПД), когда планировалось подписание промежуточного соглашении, ввиду того, что, как тогда казалось, окончательно достичь соглашения с Ираном было невозможно, был проведен опрос, касавшийся того, как премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху должен был реагировать на подписание такого промежуточного соглашения. В опросе приняло участие 491 респондент. Большинство из них – 179 человек, или  36,45%, выразили мнение, что премьер-министр должен негласно признать свое поражение и переключиться на решение внутренних проблем Израиля. Почти столько же – 178 респондентов, что составило 36,25% опрошенных, заявило, что следует продолжать антииранскую кампанию и пытаться сорвать подписание окончательного договора с Ираном. Что касается решительно настроенных начать готовить военную операцию против Ирана, то таких оказалось 114 человек, или 23,21% участников опроса.

17 июля 2015 г., через несколько дней после подписания венских договоренностей, СВПД, был проведен опрос, сформулированный следующим образом: «Вопреки позиции Израиля и еще ряда стран Большая шестерка подписала договор с Ираном. Что теперь следует делать Израилю?» В опросе приняло участие 616 респондентов. 280 из них, то есть более 45%, ответили – укреплять оборону, ожидая неизбежной попытки Ирана в будущем уничтожить Израиль. 185 участников опроса были настроены более решительно – «Готовить удар по ядерным объектам Ирана». Значительно меньше – 133 человека, то есть примерно 22%, посчитали, что нужно наблюдать за тем, что в действительности принесет соглашение с Ираном. Любопытно сравнить эти данные с результатами опроса октября 2007 г., когда впервые во всей остроте обрела релевантность проблема иранской ядерной угрозы. Отвечая на вопрос «В связи с усилившейся в последнее время ядерной угрозой, исходящей от Ирана, приняли бы вы решение атаковать Исламскую Республику?», 1233 респондентов из 4769 ответили, что это единственный способ сдержать агрессора и спасти весь регион. Еще 1098 участников опроса ответили, что не видят другого выхода, «иначе  Иран нападет на Израиль первым». Еще примерно столько же – 1089 – ответили: «Скорее всего – да. Это даст возможность продемонстрировать нашу силу и охладит пыл врагов». Как видим, с идеей проведения военной акции по уничтожению объектов иранской атомной инфраструктуры были согласны подавляющее большинство участников опроса.

Таким образом, большинство населения Израиля вполне адекватно оценивают негативные моменты взаимоотношений двух стран, определяющим из которых является декларируемое и не раз подтверждаемое на самом высшем уровне лидерами Исламской Республикой Иран стремление физического устранения еврейского государства.

52.25MB | MySQL:103 | 0,569sec