Израильские эксперты о путях развития отношений между Израилем и Египтом

15 января 2020 года министр энергетики Израиля Юваль Штайниц и его египетский коллега Тарик аль-Мулла объявили о начале поставок природного газа из Израиля в Египет. По мнению Офира Винтера, научного сотрудника Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS), совместное заявление знаменует собой веху в отношениях между странами[i]. Напомним, что Египет и Иордания являются единственными арабскими государствами, которые подписали (в 1979 году и 1994 году соответственно) мирный договор с Израилем и имеют официальные дипломатические отношения.

Тенденцию продвижения вперед в израильско-египетских отношениях эксперт INSS отметил также в повестке дня 3-го Всемирного молодежного форума, который прошел с 12 по 17 декабря 2019 года в Шарм-эш-Шейхе. Мероприятие было организовано президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси, и в нем приняли участие около 7000 молодых людей со всего мира. В дискуссиях на форуме обсуждались вопросы, связанные со Средиземноморским регионом: от энергетики и климата, безработицы и нелегальной миграции до самобытности средиземноморских народов.

По мнению израильского эксперта в проводимом египетской стороной средиземноморском дискурсе Израиль занимает скромное место, за исключением темы природного газа. Израиль заинтересован в расширении спектра своих отношений с Египтом, что возможно путем разработки политики, затрагивающей различные аспекты средиземноморского региона, расширения участия в средиземноморской региональной повестке дня и культивирования идеала «общего региона».

В этом году центральной темой дискуссий на Форуме стало укрепление сотрудничества между странами Средиземноморья в различных областях, и прежде всего в сфере энергетики, занятости населения, климата, науки, нелегальной миграции и борьбы с терроризмом. Заседания Форума были посвящены рассмотрению, как интересов конкретных средиземноморских стран, так и историческим и культурным аспектам, общим для населения региона. Отмечается, что повестка дня Форума отражает рост значимости Средиземноморского бассейна во внешней политике Египта, его безопасности и экономике, а также попытки Египта позиционировать себя в качестве ключевой страны этого региона.

Израиль упоминался как важный партнер в газовой сделке с Египтом и в качестве полноправного члена Газового форума Восточного Средиземноморья (EMGF), учрежденного в Каире в январе 2019 года в составе Кипра, Греции, Италии, Иордании и Палестинской национальной администрации (ПНА). Однако роль Израиля остается незначительной в вопросах, не связанных с газом. В INSS полагают, что израильскому руководству необходимо разработать всеобъемлющую средиземноморскую политику, которая позволит реализовать другие возможности еврейского государства для развития отношений с Египтом в бассейне Средиземного моря.

В INSS отмечают, что в последние годы Египет придает все большее значение Средиземноморью ввиду трех основных событий. Первым было открытие газового месторождения «Зохр», которое обеспечивает большую часть потребностей Египта в газе.

Вторым стало создание в январе 2019 года Газового форума Восточного Средиземноморья, что способствовало превращению Египта в региональный энергетический центр с целью создания регионального газового рынка, развития ресурсов и инфраструктуры, а также усиления координации и диалога между государствами-членами. На третьей конференции министров EMGF 16 января 2020 года в Каире было принято решение повысить статус Форума до межправительственной организации, поскольку заявку на полноправное членство подала Франция, а Соединенные Штаты – на статус постоянного наблюдателя.

Третьим событием стала исходящая от Турции угроза прогрессу регионального сотрудничества в газовой сфере из-за ее отказа признать морские границы Кипра. Сохраняющаяся напряженность в отношениях между Каиром и Анкарой усилилась с ноября 2019 года после подписания соглашения о морской границе между Турцией и ливийским правительством национального согласия во главе с Фаизом Сарраджем.

В публикации Египетского центра стратегических исследований (Egyptian Center for Strategic Studies), подготовленной специально для Всемирного молодежного форума, говорится, что открытия газовых месторождений в Восточном Средиземноморье создали новую региональную динамику, включая формирование экономических блоков, многосторонних политических отношений, альянсов и контральянсов. Египет предложил Израилю и Кипру самый дешевый вариант для экспорта газа в Европу и на другие рынки благодаря египетским возможностям сжижения и транспортировки газа, которые в случае необходимости могут быть расширены при относительно низких затратах. Египет, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы получать часть прибыли и укреплять свой региональный статус в качестве центра экспорта газа в Европу.

На Всемирном молодежном форуме участники создавали модель Союза Средиземноморья (Union for the Mediterranean), межправительственной организации из 43 стран (включая Израиль), целью которой является содействие диалогу и сотрудничеству в средиземноморском регионе, и которая с 2018 года возглавляется египетским дипломатом Насером Камелем. Участники модели обсудили способы решения проблемы нехватки рабочих мест в регионе, где 12,5% населения безработные (в основном это молодые люди из стран Южного Средиземноморья), а также экологических проблем, включая климат, который на 20% жарче, чем в среднем по миру.

На заключительной сессии президент А.Ф.ас-Сиси объявил о намерении Египта восстановить пять озер вдоль северного побережья Средиземного моря. Он также рассказал о плане развития евро-средиземноморского парка высшего образования в городе Нью-Аламейн, к западу от Александрии, который в настоящее время находится в стадии строительства и рассчитан на около трех миллионов жителей. В городе планируется реализация технологических и туристических проектов, стимулирование бизнеса под надзором Союза Средиземноморья и проведение Средиземноморского молодежного форума в 2021 году.

Другая региональная проблема, которая обсуждалась на форуме, – это нелегальная миграция через Средиземное море. Египет подчеркнул свой успех в предотвращении с 2016 года проникновения нелегальных мигрантов с его территории в Европу. В то же время утверждалось, что необходимо расширять сотрудничество между «молодыми» странами Южного Средиземноморья (где 60% населения моложе 30 лет) и «стареющими» странами Северного Средиземноморья, чтобы создать интегрированный ответ на потребности регионального рынка труда. По мнению Египта, ответ заключается в регулировании легальной миграции из южных стран на север и в укреплении безопасности и стабильности южных стран, чтобы им было легче привлекать инвестиции и создавать у себя рабочие места.

В последние годы, отмечает О.Винтер, в Египте активно работали над созданием «средиземноморской идентичности», представленной молодому поколению в качестве одной из основ «личности египтянина». Выставка на полях Молодежного форума включала демонстрацию средиземноморской культуры с описанием того, как исторические контакты Египта с 21 средиземноморской страной на трех континентах – в сфере торговли, философии, искусства и архитектуры – сформировали имидж страны. На церемонии открытия Форума был показан мюзикл, в котором Александрия описывалась как город, который несет в себе «мемуары египтян, греков и римлян» и является символом «крепкого союза между Европой и Египтом».

Укрепление средиземноморской идентичности выражает желание Каира отразить как внутри страны, так и за ее пределами региональный дух, который станет основой для укрепления регионального взаимодействия и расширения бренда Египта от экономического хаба до культурного центра, места, где пересекаются континенты, страны, религии и цивилизации. На Форуме обсуждались культурные и исторические основы, которые превращают Средиземноморье в «регион», а его народы – в «сообщество». В этом контексте министр по делам иммиграции и эмиграции Египта Набила Макрам рассказала о Неделе возврата к истокам 2018 года, правительственной инициативе, в которой около 140 потомков греческих и кипрских семей, живших когда-то в Египте, были приглашены в вернуться на родину своих предков.

В INSS подчеркивают, что Израиль хоть и присутствует в средиземноморском дискурсе, проводимом египтянами, но за исключением экономических интересов, и особенно в области газа, его позиция весьма слабая. По мнению Египта, в основе средиземноморского сотрудничества лежит  треугольник (Египет, Греция и Кипр), а Израиль – второстепенный партнер с ограниченной ролью. В упомянутой выше публикации Египетского центра стратегических исследований говорится, что Израиль не может участвовать в периодических совместных военных учениях Египта, Греции и Кипра, хотя и разделяет с ними ту же концепцию безопасности, и делается намек на то, что присутствие Израиля затрудняет модернизацию многосторонних отношений в регионе в направлении «абсолютных альянсов».

По мнению эксперта INSS, несмотря на традиционные политические опасения, которые характеризуют израильско-египетские отношения, Средиземноморье предоставляет Израилю и Египту новые возможности для их углубления. Во-первых, израильскому руководству следует продолжить работу по расширению сотрудничества с Египтом в газовой и энергетической сфере посредством развития ресурсов и инфраструктуры, двусторонней и многосторонней координации в рамках Газового форума Восточного Средиземноморья и содействия профессиональному диалогу между министрами правительств, компаниями и экспертами. Реализация газовой сделки и приглашение Египта присоединиться к Израилю, Греции и Кипру в создании газопровода в Европу являются шагами в правильном направлении, позволяющими сделать энергетический сектор стабилизирующим элементом в израильско-египетских отношениях, а также в региональной геополитике.

Во-вторых, Израиль должен сформулировать всеобъемлющую средиземноморскую политику, чтобы расширить круг своих общих интересов с Египтом и другими государствами за пределами «газовой зоны». Для этого следует рассмотреть потенциальный вклад Израиля в средиземноморские проблемы, такие как окружающая среда, возобновляемые источники энергии, опреснение, подготовка к чрезвычайным ситуациям, образование, наука и занятость населения. Всемирный молодежный форум может обеспечить конструктивную платформу для интеграции Израиля в региональные проекты такого рода, и израильское руководство должно рассмотреть вопрос о выделении больших ресурсов и рабочей силы для усиления своего влияния. Так, с 2016 года Израиль, исходя из бюджетных соображений, не назначает своего представителя в штаб-квартиру Форума в Барселоне.

В-третьих, Израиль и Египет могут извлечь выгоду из укрепления средиземноморской идентичности, которая подчеркивает общие знаменатели среди стран региона и ценности взаимной открытости, толерантности и восприятия друг друга. Еврейское государство способно содействовать налаживанию связей между народами Средиземноморья, организации встреч молодежи и культурным обменам, которые способствуют формированию идеала «общего региона» и помогают интегрироваться в этот регион. Израиль и Египет, со своей стороны, могут рассмотреть вопрос о продвижении инициативы в духе Недели возвращения к истокам при участии потомков еврейской общины Александрии, которая насчитывает максимум 40 000 человек. Реставрация египетским правительством синагоги Элиягу ха-Нави в Александрии, которая была вновь открыта для посетителей в январе этого года, является еще одним вдохновляющим примером средиземноморского космополитизма и возможностью реализовать новую политику на местах.

[i] Under Mediterranean Skies: Channels for Deepening Israel-Egypt Relations // INSS. 21.01.2020 — https://www.inss.org.il/publication/under-mediterranean-skies-channels-for-deepening-israel-egypt-relations/?offset=0&posts=2292

52.23MB | MySQL:103 | 0,489sec