О приоритетах нового правительства Ливана

Новое правительство Ливана сможет добиться получения финансовой помощи от международных доноров, если будет проводить реальные реформы в стране. Об этом говорится в распространенном в среду 23 января заявлении госсекретаря США Майкла Помпео. «Проверкой для нового правительства Ливана станут его действия и способность реагировать на требования народа Ливана в том, что касается осуществления реформ и борьбы с коррупцией. Только то правительство, которое способно и привержено осуществлению реальных и конкретных реформ, восстановит доверие инвесторов и позволит Ливану получить международную помощь», — сказал он. Во вторник в Ливане было объявлено о создании правительства из 20 министров-технократов, представляющих христианские и мусульманские общины страны. Новый кабинет опирается на поддержку парламентского большинства, которое возглавляет пропрезидентское Свободное патриотическое движение и шиитский тандем «Амаль» — «Хизбалла» Премьер-министр Хасан Диаб в своем заявлении журналистам отметил, что созданное им правительство «отвечает чаяниям протестующих народных масс». По его словам, среди министров как минимум шестеро представляют протестное движение. Спикер парламента Набих Берри сообщил в среду, что депутаты рассмотрят вопрос о вынесении вотума доверия новому правительству после утверждения в конце января проекта госбюджета на 2020 финансовый год.
В этой связи эксперты практически солидарно говорят о том, что формирование Ливане нового правительства пока не решает главную задачу — четкое обозначение властями конкретных путей выхода из экономического кризиса. Новый премьер-министр Хасан Диаб вынужден будет балансировать между поведением реальных структурных реформ и требованиями со стороны внутренних оппонентов в лице как структурной оппозиции, так и проектного движения, которое пока не демонстрирует никаких признаков снижения своей активности. При этом страна сейчас сталкивается с потенциальными санкциями и сокращением военной помощи со стороны США, а также вероятной дипломатической изоляцией в то время, когда ее экономика нуждается в срочной экономической помощи. С учетом всего этого, неясно, как долго продержится новое правительство. И что еще более тревожно для региона, экономическая и политическая нестабильность в Ливане, может самым негативным образом отразиться на его основных экономических региональных партнерах, особенно на Сирии.
На первый взгляд, новый кабинет Диаба представляет практически все конфессиональные и этнические страты Ливана. В то же время, однако, нынешний кабинет министров серьезно разрушает многие политические традиции Ливана. Во-первых, он однозначно зависит от альянса «8 Марта», состоящего из просирийских и проиранских партий, в которую входит «Хизбалла». Хотя многие из нынешних министров происходят из академических или неполитических кругов, большинство из них имеют прямые или опосредованные связи с ключевыми игроками в этом альянсе. Министр иностранных дел Нассиф Хитти, например, является авторитетным дипломатом с опытом работы в Лиге арабских государств (ЛАГ), но на нынешнем посту он будет однозначно придерживаться просирийской, проиранской линии «8 Марта». То же самое относится и к министру обороны Зейне Акар, которая, несмотря на свое первое присутствие в кабинете министров, остается критически зависимой от поддержки «8 марта» в рамках осуществления своей нынешней практической деятельности. Монопольное представительство и влияние альянса «8 Марта» не удовлетворило многих протестующих, которые выстукали за большие политические перемены, чем те, которые предлагает сейчас предлагает Диаб. Таким образом, логично предположить продолжение протестов. Исключение Диабом членов антисирийского, антииранского альянса «14 марта» (в который входит экс-премьер-министр Саад Харири) из членов нового кабинета добавляет дополнительное политическое измерение к нынешнему кризису, поскольку теперь этот альянс постарается блокироваться с протестующими с точки зрения использования их потенциала для скорейшей отставки нынешнего кабинета министров и проведения новых досрочных выборов. В отсутствие какого-либо представительства альянса «14 марта» в кабинете Диаба некоторые международные наблюдатели уже объявили новое правительство администрацией, в которой доминирует «Хизбалла». Таким образом курс внешних сил, стремящихся свергнуть «Хизбаллу», особенно у Соединенных Штатов, будет достаточно оснований попытаться политически изолировать новое правительство и даже санкционировать его в надежде на его скорейшую отставку и переформатирование внутренней ситуации путем организации досрочных выборов. В прошлом году Соединенные Штаты выделили Ливану около 162 млн долларов в качестве помощи, в основном для обеспечения безопасности, но осенью они отложили ее предоставление в рамках оказания давления на правительство и «Хизбаллу». Логично предположить, что эта тактика будет использована Вашингтоном в 2020 году, в том числе и в рамках рассмотрения расширения своего санкционного списка и включения в него части правительственных чиновников после введения мер в отношении банков, предположительно связанных с «Хизбаллой» в стране. Ливан в этой связи может вновь обратиться за поддержкой к своему традиционному союзнику в лице Франции, но на настоящий момент в Париже также выражают колебания с точки зрения предоставления помощи в области безопасности. Кроме того, Париж и другие участники конференции CEDRE, которая объединяет страны, предложившие финансирование Бейруту, ясно дали понять, что они все еще ожидают, что Ливан осуществит болезненные экономические реформы, прежде чем они согласятся разморозить сумму в 11 млрд долларов, которые они выделили для страны. В принципе ровно таким образом надо трактовать заявление Елисейского дворца после формирования нового кабинета министров в Ливане. Париж готов оказать поддержку властям Ливана в реализации всех необходимых реформ, призванных помочь стране преодолеть кризис. Об этом говорится в заявлении МИД Франции, распространенном в ходе брифинга. «Было сформировано новое ливанское правительство, основная роль которого будет заключаться в том, чтобы реагировать на экономические, социальные и политические ожидания, которые ливанцы выражают с 17 октября прошлого года, и реагировать на глубокий кризис, который переживает Ливан», — отмечается в заявлении. В нем подчеркивается, что «сложная ситуация в Ливане требует, чтобы его новое правительство уделяло приоритетное внимание чрезвычайным мерам, способным восстановить доверие». Во французском министерстве отметили, что «пришло время всем ливанским должностным лицам действовать сообща и в интересах всех ливанцев». «Исходя из этого, Франция готова поддержать ливанские власти в проведении необходимых реформ и сделает все, чтобы помочь Ливану выйти из кризиса», — заверили в МИД.
Одним из ключевых приоритетов правительства Диаб станет стабилизация экономики, которая в течение последнего года находилась в перманентном кризисе. Без сомнения, возможность того, что новые санкции США против региональных союзников Ирана, таких как «Хизбалла», окажут побочный эффект на всю ливанскую экономику, создает головную боль для кабинета Диаба, учитывая состав его кабинета. Но независимо от состава кабинета министров, более насущная дилемма правительства состоит в выборе экономической стратегии: принимать ли меры по сокращению госдолга или же наращивать его в дальнейшем для импорта основных продуктов питания. В принципе, судя под всему, свой выбор новое правительство уже сделало. Один из приоритетов для нового правительства Ливана — получение льготных кредитов для экстренных закупок продовольствия, топлива и медикаментов в условиях острого экономического кризиса. Об этом заявил в четверг в интервью газете «Дейли стар» министр финансов страны Гази Вазни. «Мы будем просить международных доноров предоставить Ливану на льготных условиях 4-5 млрд долларов, чтобы обеспечить поставки муки, топлива и медикаментов, — указал он. — Это покроет потребности страны в 2020 году».   Глава Минфина отказался комментировать вероятность реструктуризации государственного долга, выросшего до 85 млрд долларов, подчеркнув, что такое решение должен принять кабинет министров.
Пытаясь найти очень тонкий баланс между получением срочной экономической помощи от своих доноров и удовлетворением их требований по вопросу реструктуризации экономики, новому правительству придется быстро принимать решения по нескольким ключевым экономическим вопросам. Во-первых, правительство должно решить, стоит ли продвигать недавнее предложение Центрального банка о том, чтобы попросить ливанских держателей облигаций обменять свои еврооблигации, срок погашения которых наступит в ближайшие месяцы, на облигации с более длительным сроком погашения. Это уменьшило бы нагрузку на государственные финансы, продлив сроки окупаемости кредитных линий Бейрута, и в конечном итоге могло бы трансформироваться в требование, чтобы иностранные держатели облигаций также обменивали свои облигации (иностранцы владели 40% декабрьских еврооблигаций Ливана). Во-вторых, новый министр финансов Гази Вазни и его команда должны решить, что делать с растущим давлением на привязку валюты Ливана к основным мировым валютам. Вазни заявил в этой связи 22 января, что возможно, придется пересмотреть текущую привязку валюты, чтобы замедлить любое будущее сокращение валютных резервов страны. Учитывая серьезность нынешних протестов, правительство попытается склониться к приоритетному решению наиболее очевидного признака финансового кризиса в стране. Имеется ввиду факт того, что ливанские предприниматели и граждане сталкиваются с серьезными трудностями в получении доступа к долларам для совершения покупок, а также с курсом валюты черного рынка, который пока неуклонно растет. Ранее в интервью телеканалу Эл-би-си Вазни отметил, что правительство приложит все усилия, чтобы не допустить финансового коллапса в Ливане. Министр назвал положительным моментом то, что ливанский фунт подорожал на 33% после создания нового правительства республики. Однако подчеркнул, что считает практически невозможным восстановить прежний обменный курс национальной валюты по отношению к доллару после падения на 66%. До начала волны протестов в Ливане в октябре прошлого года один доллар стоил 1,5 тыс. ливанских фунтов. Неофициальный курс сейчас составляет примерно 2500 ливанских фунтов за доллар, что на две трети превышает официальный курс — реальность, которая затрудняет импорт товаров широкого потребления и продовольствия по доступной цене. Контроль за движением капитала, введенный в последние месяцы, замедлил потребление и деловую активность в стране, а единичные сообщения о росте безработицы ухудшили экономические настроения и беспокойство.
Чем сильнее протестное движение в ответ на действия правительства Диаба, тем больше будет спрос на краткосрочные решения по импорту необходимых товаров и облегчению повседневных экономических проблем. Такой шаг, однако, затруднит Ливану выплату своих огромных долгов, 2,5 млрд долларов из которых будут погашены только в 2020 году, и вынудит Ливан взять на себя еще больше внешних обязательств. Это не только ставит Ливан на шаткую финансовую почву в долгосрочной перспективе, не говоря уже о сдерживании иностранных инвестиций, но и выводит на повестку дня тему дефолта, который может уже оказать негативное влияние на весь регион.
Таким образом, большинство экспертов склоняется к мнению, что новый кабинет министров под руководством Хасана Диаба не сможет предложить достаточных коренных изменений в рамках купирования протестного движения, которое сейчас доминирует в политической жизни Ливана и негативно влияет на его неустойчивую экономику и стабильность в области безопасности. Ливан с большей долей вероятности может стать объектом новых американских санкций, учитывая, что возглавляемый «Хизбаллой» альянс «8 марта» играет монопольную роль в правительстве Диаба. Правительство не пойдет на принципиальные непопулярные экономические реформы, а будет уделять приоритетное внимание импорту необходимых товаров в попытке предотвратить народные волнения.

62.85MB | MySQL:102 | 0,484sec