Иранские и международные СМИ о тяжелой экономической ситуации в Иране

Кризисная ситуация в экономической сфере в Иране ни для кого не является секретом. В течение многих месяцев, после введения США второго  пакета санкций на фоне ядерной программы, страна практически отрезана от главного источника пополнения казны – нефтеэкспорта. С уровня экспорта в 2,5 млн баррелей в день в 2018 г. он опустился до 200-250 тысяч баррелей в день к середине 2019 г. Политика американской администрации, направленная на его полное обнуление, довольно сильно сказывается на всех экономических показателях развития ИРИ. Лидеры страны не склонны говорить об этом в публичной сфере, но иногда признания в эффективности американских санкций,  их негативном влиянии на национальную экономику, озвучиваются на самом высоком уровне. Вспомним, как в начале января 2020 г. сам президент страны Хасан Роухани горько сетовал на то, что из-за нефтяных санкций страна потеряла примерно два годовых бюджета. Чуть позже, выступая в Гольшахре, он признался в кризисном положении и беспрецедентной изоляции Ирана, сказав, что ныне страна находится в самом тяжелом положении. «Я, как человек, живший в Иране до и после революции, до и после ирано-иракской войны, переживший все взлеты и падения нашего послереволюционного развития, занимавший при этом ответственные должности, не видел столь трудных времен,  когда мы подвергаемся давлению со всех сторон». Катастрофическое положение в сфере экономике отражается ныне самыми различными гранями в самых различных аспектах. Один из показателей беспрецедентно тяжелой ситуации с занятостью в стране привела на днях самая высокотиражная в стране тегеранская городская газета «Хамшахри». Оказывается, безработица в стране настолько высока и возможность найти работу столь ничтожна, что ряд женщин стали заниматься переноской тяжестей, то есть работают грузчиками, которая считается в Иране исконно мужской профессией. Особенный размах, сообщает автор публикации в «Хамшахри», это приняло в депрессивных западных провинциях страны – Иранском Курдистане, Западном Азербайджане, Керманшахе. Там есть даже женщины-грузчики, имеющие дипломы о высшем образовании. Одна из них рассказала журналисту газеты «Хамшахри», что нередки случаи, когда женщины носят грузы на дальние расстояния или даже в горные населенные пункты. Халале Амини, представитель Иранского Курдистана в Высшем совете по делам провинций, таким образом прокомментировала этот факт: «Я часто сталкиваюсь с женщинами и девушками, которые просто вынуждены выполнять чисто мужскую работу».

Иранские СМИ пишут в эти дни и о другом феномене тяжелой экономической ситуации, с которой сталкиваются многие семьи: невестам не на что покупать традиционные золотые украшения, и они вынуждены приобретать суррогатные, поддельные, более дешевые. Газета «Шахрванд» пишет, что неоднократные случаи подобного отмечены в Тегеране. Золото подорожало за последние годы в пять-шесть раз, поэтому, как говорят сами ювелиры, объем сбыта золотых украшений достиг трети от обычного, и многие покупатели готовы купить не чисто золотые украшения, а позолоченные, ибо не имеют денег на нормальные украшения, цена которых колеблется от полутора до двух тысяч долларов. Суррогатные же можно приобрести всего за 100 долларов, и внешне, пишет «Шахрванд»,  их трудно отличить от подлинных. Вот почему исконная и распространенная в Иране профессия ювелира приходит в упадок, и 35% ювелирных лавок и мастерских на тегеранском базаре в последнее время просто закрылась. Особенно это стало заметным в прошлом 2019 г., когда цена на золото и золотые украшения стала расти просто скачкообразно. Член президиума Ассоциации ювелиров Ирана Ахмад Вафадар рассказал информационному агентству «Фарс», что  примерно 2500 ювелирных точек из 7000 больше не работают, причем большинство из них закрылось в признанном центре этого ремесла – Исфахане.

О ситуации в Иране, особенно – об экономических трудностях, много пишут международные СМИ, подробно отслеживающие перипетии противостояния Ирана и США, особенно в свете санкционного прессинга Вашингтона.  Присматриваются и международные финансовые институты, в частности, Международный валютный фонд, не раз публиковавшие заявления о предкризисном состоянии иранской экономики. Несмотря на это, директор иранского Центробанка Абдунасер Хеммати, на днях заявил, что хотя страна «обложена» санкциями, экономическое положение ИРИ стабильно, «а сопротивление дорогих соотечественником в таких условиях достойно похвалы».  Такое заявление не выдерживает никакой критики, ибо даже в государственных СМИ можно нередко  прочитать о том, что страна находится в глубоком экономическом кризисе, а темпы инфляции просто зашкаливают.  В СМИ можно ознакомиться и с конкретикой. Вот лишь несколько показательных цифр. Находящееся под контролем государства ЦСУ сообщило, что в конце прошлого 2019 г. годовая инфляция достигла 40%, чего не было в течение последней четверти века. Государственная статистика  вынуждена признать, что за последний год среднее повышение цен на продовольственные товары составило 30%. По некоторым товарам рост еще больший, например, по овощам он поднялся до 48%. Мясо и курятина показали за год рост на 32%, Существенно – на четверть — подорожали за год куриные яйца и молочные продукты. Учтем при этом, что по данным западных СМИ, в самое последнее время иранские органы статистики больше не публикуют ряд показателей, проливающих свет на проходящие в стране экономические процессы. Это касается, например, данных о не нефтяном экспорте страны, покупках валюты иранским Центробанком, цифрах экономического роста ИРИ. Как пишет иранский ресурс Tejaratnews,  засекречены также данные о импортных поставках через таможенные пункты страны. Причины этого бывший зам. председателя Торгово-промышленной Палаты страны Бадрам Солтани объясняет тем, что эти цифры могут дать повод для «злоупотреблений со стороны врагов». Секретными, по данным этого же источника, стали и цифры количества закрытых предприятий. Перестали публиковаться и другие данные из сферы экономической деятельности, причем для каждого случая имеются необходимые объяснения.

Отметим в заключение, что авторитетная французская газета Le Figaro без обиняков определяет сегодняшнюю ситуацию как реальное экономическое банкротство страны, и пишет, что иранская мощь и не подвергавшиеся еще недавно сомнению влияние на региональном уровне поставлены под большой вопрос. «Страшная экономическая ситуация в стране, всеобъемлющая коррупция, отсутствие политических и социальных свобод ведут к росту протестного движения». Le Figaro пишет далее, что атака на американское посольство в Багдаде, ликвидация генерала Касема Солеймани американским беспилотником, ответный удар Ирана баллистическими ракетами на базу США в Ираке, и, наконец, гибель украинского «Боинга», — все это вызывает растущий гнев в Иране и усиливает процессы дестабилизации.

52.2MB | MySQL:103 | 0,621sec