Ситуация в зоне Сахеля: декабрь 2019 г.

1 декабря президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта призвал своих соотечественников «не кусать руку» тех, кто пришел на помощь этой раздираемой войной стране, и в частности, французов. Этот призыв прозвучал после ряда массовых протестов против присутствия иностранных войск в Мали. Одновременно Кейта сообщил о старте начиная с 14 декабря «национального инклюзивного диалога», призванного найти решения комплексного кризиса, в котором оказалась страна. Диалог предполагался в виде конгресса с участием всех политических сил страны. К тому моменту ряд организаций отказался от участия в диалоге, и в частности, основная оппозиционная партия «Фронт за спасение демократии».

2 декабря 2 малийских военных погибли, 7 получили ранения в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве в районе Мопти в центральной части Мали близ границы с Буркина-Фасо.

3 декабря подписавшая мирные алжирские соглашения 2015 г. группа «Национальное движение за освобождение Азавада» (НДОА) призвала другие организации туарегов, действующие на севере Мали, к объединению в рамках единой политико-военной организации. Этот призыв был обращен, в частности, к альянсу «Координация движений Азавада» (КДА). Ранее с аналогичным призывом выступил входящий в КДА «Верховный совет за единство Азавада» (ВСЕА). Обе эти организации – НДОА и ВСЕА – отличает стремление по меньшей мере к автономии от Бамако, по большей – к независимости. Их базы находятся в регионе Кидаля, где отсутствует представительство центральных властей Мали.

4 декабря две вооруженных малийских группировки объявили их условия возобновления участия в инициативе президента Мали по поиску политических решений кризиса в стране. Речь шла о КДА и альянсе проправительственных группировок «Платформа». В совместном коммюнике они заявили, что «не против возможного возвращения» к диалогу. При этом они подчеркнули, что мирные Алжирские соглашения могут быть модифицированы только при согласии всех их участников.

Уже 22 декабря стало известно, что главным итогом «инклюзивного национального диалога» стал призыв его участников к проведению в мае 2020 года парламентских выборов и пересмотру конституции страны.

16 декабря в Мали «окончательно» вернулся из зарубежного изгнания в Дакаре бывший президент Мали Амаду Тумани Туре (в просторечье – АТТ), свергнутый в 2012 г. в результате военного переворота, во главе которого стояли путчисты, получившие военное образование в США. Сторонники АТТ – выпускника факультета спецназа Рязанского училища ВДВ – тут же заговорили об его возможном возвращении в политику в критическую для страны минуту. В аэропорте Бамако 71-летнего АТТ встречали тысячи его сторонников. В декабре 2017 г. АТТ побывал в Бамако с кратким визитом.

Генерал в отставке, сам пришедший к власти в результате военного переворота, после выхода в отставку дважды избирался на пост президента Мали в 2002 и 2007 годах. Остающийся популярным среди малийцев АТТ не стал ничего говорить о своих политических планах при том, что многие малийцы заметили: страна пошла наперекосяк после его вынужденной отставки.

Свое первое интервью представителю зарубежных СМИ после избрания на пост президента в 2002 г. АТТ дал российскому информационному агентству ТАСС, и это говорило о многом.

29 декабря в Мопти АТТ заявил о намерении внести свой вклад в поиск мира и безопасности для Мали. При этом он красноречиво напомнил, что остается «прежде всего солдатом».

В Буркина-Фасо 2 декабря в результате двух раздельных атак  погибли 3 буркинийских военных, 7 получили ранения. По данным военных, при отражении этих атак были уничтожены до 20 «террористов».

17 декабря было объявлено о проведении операции по ликвидации «большой логистической базы террористов» в Бельхуро на севере Буркина-Фасо, в ходе которой были «нейтрализованы» 4 джихадиста.

25 декабря в Уагадугу было объявлено о гибели 35 человек из числа гражданского населения, в том числе 31 женщины, в результате атаки джихадистов на населенный пункт Арбинда на севере Буркина-Фасо. При отражении атаки погибли 7 военнослужащих, 20 получили ранения. Уничтожены 80 террористов. Ответственность за атаку взяло на себя «Исламское государство Западной Африки» (ИГЗА).

19 декабря Генштаб французской армии объявил об уничтожении 25 джихадистов в ходе двух раздельных операций, проведенных силами контингента «Бархан» и союзных армий стран Сахеля в зоне Липтако – Гурма. В частности, в ночь с 14 на 15 декабря атакой вертолетов в регионе Менака на востоке Мали были уничтожены 10 боевиков группировки «Исламское государство в Большой Сахаре».

В тот же день было объявлено о развертывании в Ниамее базы французских ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Речь идет о трех БПЛА типа «Рипер» американского производства. Первый удар с французского «Рипера» был нанесен 21 декабря. По данным французских военных, были уничтожены до 40 джихадистов.

21 декабря в ходе визита в Абиджан президент Франции Э.Макрон объявил о «нейтрализации» в тот день силами французского контингента «Бархан» в районе Мопти в центральной части Мали 33 «террористов».

В связи с ростом угрозы для гражданского населения и всевозможных военных в зоне Сахеля от самодельных взрывных устройств (СВУ) в составе контингента «Бархан» развернута специальная лаборатория. Об ее существовании стало известно в декабре 2019 г. Ее специалисты передают спецслужбам данные об отпечатках пальцев и ДНК тех террористов, которые работали с СВУ, а также они проводят химический анализ взрывчатки СВУ с тем, чтобы выявить происхождение ее компонентов. По оценкам французских специалистов, в 2017 – 2018 годах террористы использовали главным образом дистанционно управляемые СВУ, подрывы которых осуществлялись с помощью мобильных телефонов. После того, как французы стали использовать системы подавления мобильной связи, террористы адаптировались к новым условиям, перейдя к использованию нажимных взрывателей на основе датчиков давления, используемых в шинах авто- и мототехники. Еще одна причина, по которой террористы перестали использовать взрыватели, срабатывавшие по командам мобильной связи – рассылаемый телефонными компаниями спам через sms-сообщения, который приводил к случайным срабатываниям СВУ.

По данным буркинийских спецслужб, для изготовления СВУ из компонентов, находящихся в открытой продаже, достаточно иметь 15 тысяч франков КФА (22 евро). В качестве взрывчатки используется нитрат аммония, продающийся как удобрение. Только в Буркина-Фасо с середины 2018 года было зафиксировано 33 подрыва на СВУ, в результате которых погибли 133 человека.

10 декабря было объявлено, что США предоставят для военных подразделений Нигера, выделенных в состав совместного контингента «Г5 Сахель» снаряжение и 60 бронированных автомашин на сумму 21 млн долларов. В феврале 2020 г. США намерены передать Нигеру военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес». До этого они выделили свыше 14 млн долларов на подготовку летного и технического состава, а также на запчасти. Ранее, в 2015 г., США передали Нигеру два самолета типа Cessna C-208 для ведения воздушной разведки. Со своей стороны Нигер предоставил в использование США авиабазу в Агадезе. Развернутая там американская точка базирования беспилотников оценивается в 100 млн долларов. Она стала первым по значимости американским объектом в Сахеле.

В 2015 г. Нигер и США подписали соглашение о военном сотрудничестве, в рамках которого две страны обязались сотрудничать в борьбе против терроризма.

10 декабря джихадисты атаковали полевой лагерь нигерских военных в районе Тахуа на западе Нигера близ границы с Мали. По данным Минобороны Нигера, в ходе завязавшегося боя погибли 3 военных и 14 «террористов». Боевики прибыли к лагерю на 12 внедорожниках. После боя они скрылись на территории Мали.

11 декабря атаке подвергся полевой лагерь нигерских военных в районе Инатес на западе Нигера близ границы с Мали. Солдатам пришлось сражаться в полном окружении. Первоначально утверждалось, что атака была отбита. Затем появилась информация, что при ее «отражении» погибли свыше 70 солдат, 12 получили ранения. Таким образом, армия Нигера понесла самые тяжелые потери со времени начала атак джихадистов в 2015 г. По данным военных, нападавших было «несколько сотен», бой с ними продолжался 3 часа. Они использовали «джихад-мобили», что ранее редко применялось в Сахеле. Их использование говорило о том, что, скорее всего, в нападении участвовали боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Это предположение было подтверждено уже 12 декабря, когда ответственность за атаку взяло на себя «Исламское государство в Западной Африке» (ИГЗА). Это название прозвучало впервые. Ранее в зоне Сахеля отметилось «Исламское государство в Большой Сахаре». В коммюнике ИГЗА утверждалось, что в ходе атаки боевикам удалось на некоторое время установить полный контроль над лагерем. Были убиты 100 солдат.

4 декабря в британском Ватфорде по завершении саммита НАТО президент Франции Эммануэль Макрон пригласил глав пяти стран Сахеля приехать 16 декабря в По на юго-западе Франции с тем, чтобы они «прояснили и формализовали их требования  к Франции» относительно французского военного присутствия в Сахеле. Он осудил двойственные антифранцузские позиции некоторых политических сил в Сахеле.

11 декабря глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан пригрозил «пересмотреть военные позиции Франции» в Сахеле, если в странах региона не прекратится волна выступлений против французского военного присутствия в регионе и не будут реализованы мирные соглашения в Мали. При этом он дал понять, что речь идет не о выводе из региона контингента «Бархан» в ближайшей перспективе, а о передислокации отдельных его подразделений.

12 декабря, сразу после трагедии в Инатесе, Э.Макрон по договоренности с президентом Нигера перенес встречу в По на начало 2020 г.

10 декабря в Бамако был распространен доклад Института исследований в области безопасности (ЮАР), согласно которому существуют тесные связи между действующими в Сахеле джихадистскими группировками и трафиком наркотиков, оружия, медикаментов, бензина и мопедов в регионе при том, что джихадисты не являются владельцами незаконных сетей. «Незаконная деятельность позволяет выживать экстремистским группировкам, действующим в районе Липтако – Гурма на стыке границ Мали, Буркина-Фасо и Нигера», — отмечалось, в частности, в докладе. По мнению его авторов, джихадистские группы, а также туарегские группировки, подписавшие Алжирские мирные соглашения, получают средства за обеспечение охраны караванов с незаконными товарами. Джихадисты также извлекают доход от покровительства торговцам скотом.

15 декабря в Ниамее прошел экстренный саммит стран – участниц «Г5 Сахель». По его итогам главы государств стран Сахеля призвали к расширению как регионального, так и международного сотрудничества в вопросах борьбы с терроризмом. Они решили приложить больше усилий по обеспечению безопасности в зоне Липтако – Гурма и увеличили с одного до двух лет мандат командующего совместным контингентом «Г5 Сахель».

Первоначально предполагалось провести саммит в Уагадугу, но затем было решено в знак солидарности с Нигером перенести его в Ниамей. Предполагалось, что на нем страны «Г5 Сахель» выработают общую позицию перед встречей с Макроном в По

В целом, несмотря на присутствие в Сахеле военных пяти стран региона, французского контингента «Бархан», регионального контингента «Г5 Сахель» и Миссии ООН в Мали (Minusma), ситуация в нем постоянно деградирует. Джихадисты от атак типа «ударил и беги» перешли к фронтальным атакам на военные базы. Появление в регионе ИГЗА может свидетельствовать о том, что после поражений в Сирии и Ираке какая-то часть боевиков ИГ смогла перебраться на Север Африки. Это подтвердил 15 декабря глава МИД Франции, согласно которому формирования ИГ появились также в Чаде и Нигерии. В этой связи понятно стремление Франции расширить европейское военное присутствие в регионе, в частности, за счет развертывания операции европейских сил специальных операций «Такуба».

52.23MB | MySQL:103 | 3,083sec