Вывод американского контингента ослабляет позиции Франции в зоне Сахеля

В течение последнего месяца Вашингтон играл в блеф со своими союзниками в Сахеле, угрожая вывести свои войска из Западной Африки и зоны Сахеля, как он  это уже делал примерно год назад. Но на этот раз ситуация для Парижа, похоже, складывается более печально. 28 января министр обороны Франции Флоранс Парли посетила Вашингтон с двухдневным визитом для проведения обстоятельных переговоров об перспективах  американского военного участия в Сахеле с министром обороны США Марком Эспером. Итоги этой встречи надо оценить как очень «скромные», что собственно не является неожиданным. Сама эта встреча происходила, когда администрация Трампа продолжает откровенно запугивать Париж своими планами в отношении того, как долго еще она намерена сохранять свое военное присутствие в Сахело-Сахарском поясе. Со своей стороны в целях помешать американцам отступить и тем самым лишить Францию принципиальной  поддержки в рамках материально-технического обеспечения и разведки, Париж стремится оказать на Вашингтон все возможное влияние. Как представляется, это влияние оказывается на США двумя основными путями: уступками по иным принципиальным для Вашингтона вопросам (например, иранское досье) или попытками позлить его публичными реверансами в сторону той же Москвы. Например, разговорами о новой перезагрузке экономических отношений с Россией и иными «инициативами» президента Э.Макрона. Причем первое у французов выходит гораздо лучше. Одним из главных моментов, который Ф.Парли старалась подчеркнуть в своих беседах с М.Эспером, — это поддержка, оказываемая Францией операциям США на Африканском Роге и в Сомали в частности. В этой стране, которая борется с джихадистской угрозой со стороны «Аш-Шабаб», французы снабжают американцев данными электронной разведки и средствами телекоммуникаций. Эта в основном техническая помощь оказывается через установки Direction du renseignement militaire (DRM) и DGSE в Джибути. Стремясь подчеркнуть ценность этой поддержки и возможность ее расширения, Париж предложил Вашингтону «механизм взаимности» в Сахеле. По данным ряда источников, Эспер в этой связи очень удачно парировал аргументы своей французской коллеги, указав на то, что Пентагон поставляет принципиально важные спутниковые снимки и осуществляет техническую и навигационную поддержку беспилотниками, предоставляемыми Разведывательным агентством обороны (DIA) для французской операции «Бархан». Париж  также предложил поддержать позицию Вашингтона относительно продления мандата АМИСОМ (миссии ООН в Сомали), который Совет Безопасности должен обсудить в мае. Некоторые из этих предложений уже были озвучены на встрече между начальником штаба французской армии Франсуа Лекуантре и его американским коллегой Марком Милли, состоявшейся 16 января.

То есть, идет торг. Но этот торг этот скорее напоминает попытку Франции максимально сгладить негативные последствия для своих миссий в Африке с учетом уже состоявшегося факта принятия Белым домом  решения о скором уходе американцев из региона Сахеля. Ряд экспертов утверждают, что  вопрос о сокращении американских операций в Сахеле уже принципиально решен. Остаются до конца неясными только детали и, прежде всего, график  вывода американского контингента. Хотя М.Эспер, как и его предшественник Дж.Мэттис, выступает за быстрое и существенное сокращение, Государственный департамент и его главный африканский переговорщик  Тибор Надь настаивают на более постепенном и гибком уходе. В ближайшие недели Госдепартамент должен назначить специального посланника по Сахелю, который будет отвечать за мониторинг   этого процесса. И последнее, но не менее важное: Вашингтон (и это было озвучено на этих переговорах) также ожидает мощной дипломатической поддержки со стороны Парижа в отношении Ирана после убийства генерала Касема Сулеймани, и продолжение поддержки США операции «Бархан» в той или иной степени очевидно может быть использовано в качестве разменной монеты. Ожидая официального графика вывода, который, как указал представитель Пентагона Марк Милли, может быть утвержден «через месяц или два», Париж полон решимости убедить Вашингтон в том, что участие США в борьбе  в Сахеле для сдерживания джихадистской угрозы будет представлять собой плохую «ценность для денег» (используя одно из любимых выражений Трампа), если Соединенные Штаты «уйдут преждевременно». Ровно эти аргументы  использовала Ф.Парли во время своих переговоров. Формально, по крайней мере, пока  никакого решения об окончательном выводе американских сил принято не было, но это вопрос времени: повторим, что лично Д.Трамп  уже принял принципиальное решение о выводе сотрудников службы безопасности и соответствующих активов из Западной Африки. Французские специалисты по планированию обороны в этой связи уже делают прогнозы о последствиях вывода войск США, особенно из Сахеля, в котором пропорционально  нарастают угрозы безопасности.  Тем не менее, в то время как у французов могут быть некоторые союзники в Конгрессе США, Министерстве обороны и Государственном департаменте, администрация Трампа безусловно будут продвигать свой план по перемещению военного персонала и активов в другие реперные точки мира, чтобы с большей эффективности  противостоять российскому и китайскому влиянию. Это, в свою очередь, может заставить Францию прилагать все большие усилия для того, чтобы  сдерживать наступление джихажистских боевиков до того, как они смогут получить устойчивый доступ на побережье Западной Африки. При этом, по солидарной оценке экспертов,  безопасность по всему Сахелю продолжает ухудшаться. В последние годы участились нападения боевиков, их масштабы и уровень потерь правительственных сил  возросли, что пропорционально усилило давление на местные африканские, французские и американские войска.

Вывод американских войск будет иметь следующие последствия для Франции и Сахеля. Во — первых, это возложит больше ответственности за борьбу с терроризмом исключительно на Париж и его африканских союзников. Это означает помимо прочего еще и кратное увеличение финансирования со стороны Франции.  На сегодня его объем составляет  примерно 44 млн долларов в год. Вашингтон, кроме того, на сегодня обеспечивает материально-техническую поддержку; основные сферы  разведки, наблюдение и рекогносцировку; плюс  другую важную помощь с точки зрения навигации БПЛА. Соответственно,  быстрый вывод структур безопасности и  американских военных  приведет  к образованию жесткого дефицита разведывательных данных для Франции, которая имеет относительно мало ресурсов в этой области в регионе по сравнению с Соединенными Штатами, тем самым создавая больше возможностей для эскалации военных действий с стороны джихадистских группировок.  Вывод войск также вызывает серьезное  беспокойство в прибрежных западноафриканских государствах, которые на сегодня, по оценке экспертов, представляют собой очевидную цель для связанных с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе организации запрещены в России) группировок боевиков, учитывая  тесные связи этих стран с Францией и Соединенными Штатами, а также большое количество там  западных экспатриантов и туристов. Наиболее критической точкой на сегодня является Мали, которое сталкивается с ужасающим уровнем коррупции и другими проблемами, что само по себе является питательной базой для различного рода исламистских групп. На сегодня второй точкой по накалу экскалации вылазок стала   сегодня Буркина-Фасо,  поскольку боевики значительно расширили свое присутствие, имея ввиду то обстоятельство, что страна географически переставляет собой идеальный плацдарм для дальнейшего проникновения в четыре прибрежные западноафриканские страны. Действительно, положение в области безопасности в Буркина-Фасо стало настолько отчаянным, что местные законодатели даже недавно одобрили меры по вооружению простых граждан. Но даже если это будет осуществлено, вооружение плохо обученных дружинников скорее приведет к вспышке межэтнического насилия, нежели чем станет эффективным инструментом борьбы с джихадистами. Некоторые западноафриканские столицы уже открыто выражают озабоченность в связи с опасностью того, что джихадистские группировки могут создать свои тыловые базы  в Национальном парке W — крупном природном заповеднике площадью почти в миллион гектаров, который расположен на территории Нигера, Буркина-Фасо и Бенина. В частности, бенинская разведка утверждает, что часть парка Буркинабе уже несколько недель находится под контролем джихадистов и что они используют его в качестве тыловой базы. Еще в мае 2019 года два француза были похищены в Национальном парке Пенджари, другом крупном заповеднике, который располагается на границе между Бенином и Буркина-Фасо. Их бенинский проводник был убит, а заложники освобождены через несколько дней в Буркина-Фасо. В связи с растущей опасностью распространения джихадизма на прибрежные страны 14 сентября в Уагадугу состоялся саммит Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС). На встрече главы государств обсудили создание механизма сотрудничества в сфере безопасности для сдерживания джихадистской угрозы. Тем временем Франция, как сообщается, пытается убедить других членов Европейского союза выделить больше войск и ресурсов для борьбы с терроризмом, хотя и без особого успеха. Действительно, широко разрекламированные предложения о проведении операции «Такуба», которая объединила бы французские, европейские и африканские силы в более единый фронт борьбы с боевиками, до сих пор не нашли широкого отклика в Европе.

Поскольку Франция все больше лишается мощной американской поддержки в Сахеле, будет важно понять, каким образом  Париж будет вынуждено менять свою стратегию в регионе, особенно в то время, как его сильно публично раскрученные сахельские объединенные силы G5 изо всех сил пытаются добиться элементарной координации в условиях откровенно плохой военной и командной подготовки их подразделений и финансовых ограничений. 29 января  президент Франции Эммануэль Макрон должен был принять окончательное решение относительно того, нарастит ли Франция дополнительные средства и войска в рамках борьбы с терроризмом, как это было предложено генералом Франсуа Лекуантре. Независимо от того, что решит Макрон, Франция в конечном счете может направить больше своих усилий и средств на многосторонние усилия, такие как «Коалиция за Сахель», которая, как сообщается, будет включать французские и сахельские силы под единой командной структурой. Усиление акцента на многосторонние усилия могло бы позволить Парижу постепенно сокращать свои более дорогостоящие односторонние усилия, такие как операция «Бархан» (сугубо ее контртеррористическая операция численностью примерно 4500 человек, которая охватывает большую часть обширного сахельского региона). По крайней мере, Франция хочет уменьшить свое бремя, не увеличивая при этом  вероятность того, что региональные союзники, такие как Мали, Буркина-Фасо и Нигер, будут ввергнуты в хаос  или  прибрежные  государства и крупнейшие региональные экономики, такие как Кот-д’Ивуар, Гана и даже Нигерия станут объектами атак со стороны джихадистских группировок. В этой связи надо отметить, что решение Микрона о выводе не является однозначным: в Елисейском дворце борются две противоположные фракции по этому вопросу. После смерти 13 французских военных в Мали 25 ноября, фракция, которая выступает за снижение военного присутствия Парижа в этом регионе серьезно усилилась.  В частности, узкое министерское совещание, состоявшаяся 27 ноября в Елисейском дворце для обсуждения участия Франции в Сахеле, прошло в весьма напряженной атмосфере и на нем под председательством Эммануэля Макрона обсуждались варианты поэтапного вывода сил операции «Бархан». Хотя сценарий вывода войск не был окончательно разработан, с сентября этот вопрос стал одним из приоритетов Елисейского дворца. Это будет также одним из центральных элементов «дорожной карты», разработка которой поручена новому специальному посланнику по Сахелю и бывшему послу Франции в Сенегале Кристофу Биго. Центр планирования и проведения операций (CPCO) Министерства обороны Франции под командованием генерала Стефана Милля также изучает оперативные варианты трансформации  операции «Бархан». Похоже, что до лета 2020 года никаких действий не будет предпринято, но вывод французских войск намечен на вторую половину года. Это означает, что первый этап постепенного разъединения может произойти в течение 18-месячного периода. Чтобы сделать это возможным, Париж рассчитывает на развертывание следующим летом почти 400 человек специальных сил из Европы в рамках операции «Такуба». В основном они будут направлены в Липтако-Гурму, и Франция тогда сможет вывести несколько сотен своих солдат, которые задействованы сейчас в рамках  операции «Бархан».

Все эти планы Парижа могут быть серьезно скорректированы как нежеланием европейских союзников Франции оперативно направлять свои силы в Сахель, планами США оперативно  вывести свои силы из этого региона, а также усилением в последние месяцы антифранцузских настроений в тех  же странах группы G5. Париж сейчас максимально старается надавить на президента Мали Ибрагима Бубакара Кейту, поскольку он так и не смог достигнуть существенного прогресса в осуществлении Алжирского мирного соглашения, подписанного еще в 2015 году. Франция настоятельно призывает Бамако развернуть в Кидале вооруженные силы  страны (FAM), от чего малийские власти всячески уклоняются. Уагадугу тоже находится на линии огня критики французов. Кроме того, в последнее время в Буркина-Фасо участились антифранцузские протесты, которые тайно поощрялись некоторыми политиками, такими как министр обороны Буркинабе Шериф Си. Перед лицом этих опасных кампаний Париж добивался более решительной политической поддержки со стороны лидеров стран Сахеля, причем с некоторым первоначальным успехом: в середине декабря нигерская партия «За демократию и социализм» (НСДП) Махамаду Иссуфу призвала своих сторонников смягчить антифранцузскую критику.

В связи со сказанным эксперты называют два возможных последствия  в связи  ухода  США из региона  Западной Африки. Во-первых, это, возможно, дает Франции больше рычагов влияния на своих ссорящихся африканских союзников, поскольку они опасаются негативных последствий прямого ухода Запада, который оставит их один на один с гораздо более сильными  с точки зрения боевого потенциала исламистскими боевиками. На самом деле, во время недавнего Сахельского саммита по борьбе с терроризмом между Макроном и его сахельскими коллегами из G5 французский президент, как сообщается, заявил им, что он обдумывает постепенный шестимесячный вывод французских сил с театра военных действий, если союзники не смогут добиться какого-либо прогресса в вопросах безопасности или политических вопросах. Угроза Макрона могла быть попыткой вынудить своих союзников, в частности Мали, предпринять более жесткие политические шаги, такие как военное подавление правительством ополченцев в центре страны и на крайнем Севере, или работа над реализацией части в значительной степени забытого Алжирского соглашения 2015 года, направленного на прекращение конфликта между Бамако и его сепаратистским туарегским Севером.

Второй возможный итог заключается в том, что сокращение американского присутствия и растущая нагрузка на французские вооруженные силы могут побудить конкурентов, таких как Россия, переместиться в этот регион. В частности, спецслужбы Франции в своем ежегодном прогнозе на 2020 год  отмечают, что Россия, вероятно, будет стремиться к более широкому проникновению в регион посредством своей военной дипломатии, которая включает поставки оружия и использование частных военных подрядчиков, таких как ЧВК «Вагнер», которая уже присутствует в ряде африканских стран, таких как Центральноафриканская Республика. В любом случае, по мере того как Соединенные Штаты будут уходить из Сахеля, Франция будет вынуждена задуматься о предстоящих задачах в своих усилиях по сдерживанию негативной динамики ухудшения условий безопасности. Но с сахельскими государствами, такими как Мали, едва функционирующими на фоне общей нестабильности, Парижу придется быстро пересмотреть свою текущую стратегию, прежде чем произойдет возможная эскалация джихадистов в более важный экономический регион прибрежных стран зоны ЭКОВАС.

В связи со всем сказанным, в частности  американские эксперты делают следующие выводы.  Несмотря на усилия Франции предотвратить сокращение американского военного присутствия  в Западной Африке, Вашингтон, вероятно, выведет  большинство своих военных активов и сил в другие страны, чтобы противостоять растущей конкуренции с Россией и Китаем.  В этой связи Франция и ее африканские союзники будут искать альтернативные возможности ротации выпадающих таким образом значительных разведывательных, материально-технических и финансовых ресурсов Соединенных Штатов. На этом фоне Россия, вероятно, расширит свои интересы в регионе в рамках представления услуг в сфере безопасности, поскольку она стремится увеличить свое влияние в Африке, чтобы получить экономические и политические преимущества.

55.79MB | MySQL:105 | 0,444sec