Новый этап пакистано-американского военного сотрудничества

В начале января с.г. глава временного правительства Пакистана Мохаммедмиан Сумро подтвердил военную доктрину, озвученную президентом Первезом Мушаррафом еще в декабре 2007 г. По словам премьер-министра, она основывается на минимально достаточном сдерживании с целью укрепления суверенитета и территориальной целостности государства, а также сохранения мира и стабильности в регионе.

Одним из ключевых инструментов оборонной политики в целом глава кабинета министров назвал военно-воздушные силы страны, которые «готовы в любой момент защитить воздушное пространство Пакистана. «Мастерство и подготовка летного состава не имеют аналогов в мире», — заявил М. Сумро. «Правительство полностью осведомлено о нуждах и задачах военного ведомства страны и сделает все необходимое для дальнейшей модернизации вооруженных сил…» [1]. Именно в этом свете следует рассматривать сообщение о том, что 31 декабря 2007 г. Пентагон предоставил компании Локхид Мартин корпорейшн/ Lockheed Martin Corp право на поставку Пакистану 18 истребителей F-16 до конца 2010 г. Сделка предусматривает сборку 12 F-16C (одноместных) и шести F-16D (двухместных) истребителей. Стоимость контракта — 498,2 млн долларов.

Данный контракт носит самостоятельный характер и не связан с оказанием США военной помощи Пакистану, т.е. оплачивается Исламабадом. В то же время покупка военных истребителей является частью подписанного между двумя странами еще в 2006 г. Соглашения о порядке передачи оружия на общую сумму 3,5 млрд долларов. Основная статья расходов контракта в размере 1,4 млрд долларов как раз и приходилась на покупку 36 F-16C/D.

Подписав указанное соглашение, Пакистан, таким образом, поставил себя на первое место в числе покупателей продукции военно-промышленного комплекса США, а объем сделки превысил все совокупные поставки военной техники и вооружений с 1950 по 2001 гг. [2]. Следует отметить, что американские военные поставки Пакистану осуществляются по двум основным направлениям: прямые закупки вооружений как в случае с F-16C/D, так и в рамках предоставляемой США программы оказания финансовой помощи Исламабаду.

В целом, по заявлению пресс-секретаря МИДа Пакистана Мухаммада Садика/ Muhammad Sadiq, «пакистано-американское двустороннее сотрудничество не ограничивается борьбой против терроризма, а охватывает широкий круг вопросов к удовлетворению обеих сторон… Страны вовлечены во всеобъемлющий стратегический диалог. Сферы интересов – образование, техническое и военное сотрудничество» [3].

Только в декабре 2007 г. палата представителей конгресса США одобрила программу финансовой помощи Пакистану в размере 785 млн долларов на 2008 г. финансовый год. Статьи пакета распределились следующим образом: 300 млн долларов – прямая военная помощь; 350 млн долларов – фонд экономической помощи; 50,9 млн долларов – помощь развитию (в виде выделения финансовых средств, кадров, оборудования и т.д.); 39,8 млн долларов – на программу здоровья детей; 10,3 млн долларов – на антитеррористическую деятельность; 32 млн долларов – на программу по борьбе с наркотрафиком; 2 млн долларов — на программу обучения пакистанских военнослужащих в США.

В целом, пакет предоставленной Пакистану финансовой помощи является частью пятилетней программы, оцениваемой в 3 млрд долларов, подписанной еще в июне 2003 г. президентами Дж. Бушем и П. Мушаррафом во время визита последнего в США. Несмотря на то что практически половина предоставляемой финансовой помощи затрагивала вопросы предоставления военной техники, обучения военных специалистов и т.д., она не включала вопросы о поставке или продаже истребителей F-16 [4].

В настоящее время военно-воздушный флот Исламской Республики Пакистан/ИРП уже имеет 34 боевых истребителя F-16. Их модернизация и подготовка летного состава проводятся в соответствии с контрактом, согласно которому также поставляется новейшее оружие, современное авиационное электронное оборудование, авиационные двигатели и другое военное снаряжение в рамках контракта на сумму 2,1 млрд долларов.

Не только военно-воздушный флот страны пополняется американскими самолетами. Так, в конце ноября 2007 г., сразу после инаугурации П. Мушаррафа, на пост президента ИРП в VVIP парк воздушных судов страны поступил новенький роскошный лайнер, увеличив число воздушных судов VIP-класса до 14. Покупка обошлась Исламабаду в 60 млн долларов [5].

Таким образом, США успели «протолкнуть» свой немалый военный заказ до всеобщих парламентских выборов, первоначально назначенных на 8 января 2008 г. И даже убийство 27 декабря 2007 г. Беназир Бхутто, одного из крупнейших оппозиционных лидеров Пакистана, на кого, собственно, и ставили США в избирательной кампании в Исламабаде, не заставило отнести объявление о контракте на более поздний срок.

Как заявляют в администрации Дж. Буша, недавнее решение конгресса США об отказе предоставления военной помощи Пакистану в размере 50 млн долларов не повлияет на сделку о продаже Пакистану истребителей F-16 [6].

Несмотря на прочные военные связи и американскую военную помощь Пакистану в борьбе против глобального терроризма, президент П. Мушарраф заставил поволноваться США осенью прошлого года, введя 3 ноября 2007 г. режим чрезвычайного положения. И непредсказуемость политической ситуации в стране, и, главное, поведение и выбор приоритетов будущего кабинета министров Пакистана – вопрос вопросов. Поэтому нынешней администрации Дж. Буша стоило поспешить заключить напоследок столь выгодный военный контракт.

Именно поэтому без внимания остался призыв одного из кандидатов на пост президента от Демократической партии к администрации Дж. Буша пересмотреть сделку о продаже Пакистану истребителей F-16. Свое заявление он обосновывает тем, что, согласно законопроекту о военных ассигнованиях/ Defense Appropriations bill, принятому недавно, «запрещается продажа оружия Пакистану, если контракт не предусматривает борьбу с терроризмом. Первичная цель продажи истребителей F-16 – поддержание военного баланса с Индией, а не борьба против Талибана или Аль-Каиды. И если контракт не подразумевает оказание помощи со стороны США, это означает, что сделка с юридической точки зрения правомерна, но противоречит основным принципам» [7].

Таким образом, стремление США укрепить своего союзника в военном отношении — это своего рода компенсация за значительное развитие военно-технических связей с Индией, с которой у Пакистана сохраняются если не враждебные отношения, то, по крайней мере, дух соперничества.

1. Pakistan Times 08.01.08.

2. CRS Report for Congress. US Arms Sales to Pakistan. Congressional Research Service. The Library of Congress. Richard F. Grimmett. November 8, 2007.

3. Pakistan Times 09.01.08.

4. Dawn 25.06.03.

5. Dawn 30.11.07.

6. Dawn 02.01.08.

7. Dawn 04.01.08.

52.3MB | MySQL:103 | 0,473sec