Внутриполитическая ситуация в ИРИ накануне парламентских выборов

Внутриполитическая ситуация в Иране в последние месяцы развивается под влиянием трех основных факторов: усиливающегося давления со стороны США и ряда западных государств, требующих от ИРИ отказа от ее ядерной программы, обострением социально-экономических проблем внутри страны и приближающимися выборами в меджлис.

Несомненно, что международный фактор на данном этапе играет основную роль и оказывает непосредственное воздействие как на экономическую ситуацию внутри страны, так и на расстановку политических сил. Иран находится под угрозой наложения более жестких санкций со стороны международного сообщества, что не может не привести к дальнейшему ухудшению экономического положения в стране, которое уже сейчас вызывает беспокойство экономистов — ученых и управленцев. Об опасности, нависшей над страной, открыто заявляют такие известные политические деятели страны, как А.А. Хашеми-Рафсанджани, М. Хатами, М. Каруби.

Согласно статистическим данным и прогнозам, несмотря на постоянный рост доходов от нефти, экономическая ситуация в стране имеет тенденцию к постоянному ухудшению. Эксперты отмечают такие явления, как рост инфляции: по официальным данным, в последние месяцы она достигла 17%, по данным исследовательского центра меджлиса, темпы инфляции превысили 24%, а к марту текущего года ее уровень может составить 30%; постоянную эмиссию денежных знаков для покрытия расходов на многочисленные пособия и субсидии; рост задолженности банков Центральному банку; понижение банковской процентной ставки; вывоз капиталов из страны, отток иностранных инвестиций; значительное превышение импорта над экспортом ненефтяных товаров; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи и выпускников вузов (по официальным данным — до 20%); сокращение объемов сельскохозяйственного производства; изношенность основных производственных мощностей, в первую очередь в главной экспорториентированной отрасли страны — нефтедобыче.

За два года, прошедших после избрания президентом М. Ахмадинежада, стало ясно, что его правительство не в состоянии выполнить часть предвыборных лозунгов, провозглашавших курс на достижение материального благополучия и процветание страны. Более того, оно даже не смогло привести в соответствие рост цен и доходов, обуздать дороговизну, стимулировать рост производства, активизировать процесс приватизации, разрешить целый ряд социальных проблем. Отсутствие гибкости в международных делах и неуступчивость по вопросу национальной ядерной программы привели к введению против Ирана санкций, что в конечном счете усилило кризисные явления в экономике.

Стремление президента сформировать правительство и создать новый управленческий аппарат из лиц, входящих в его окружение или его идеологических союзников, способных хотя бы частично улучшить экономическую ситуацию, пока не увенчалось успехом. В последние месяцы Иран переживает настоящий правительственный кризис. Уже были сняты со своих постов или ушли в отставку по собственному желанию 5 министров, несколько заместителей министров, включая заместителей министра внутренних дел и министра иностранных дел, секретарь Высшего совета национальной безопасности страны, руководитель Центрального банка ИРИ, командующий Корпусом стражей исламской революции. По сообщениям СМИ страны, в ближайшее время этот список может быть расширен.

Пытаясь сохранить свой имидж и завоевать дополнительную поддержку населения, М. Ахмадинежад много времени проводит в поездках по стране, в ходе которых он пропагандирует достижения в сфере ядерных технологий и военной отрасли, заявляет о готовности страны противостоять любым вызовам и угрозам и ни на шаг не отступить от выбранной линии на дальнейшее развитие своей ядерной программы, особо отмечая такие благоприятные для этого факторы, как внутренняя стабильность и активизация хозяйственной жизни. Он также призывает к усилению исламской составляющей в культурной сфере, системе воспитания и образования, уделяет большое внимание молодежным организациям, в частности, движению басиджей – добровольных воинских формирований (ополчение), численность которых предполагается довести до 10 млн человек. Очевидно, что президент и его команда рассматривают, на их взгляд, более «революционно» настроенное население провинции, и особенно ее молодую часть, в качестве своей основной опоры и прилагают усилия к расширению этой социальной базы в преддверии выборов. Одним из шагов в данном направлении можно назвать попытку правительства расширить слой электората путем внесения в Закон о выборах поправки, предоставляющей право голоса иранским гражданам, достигшим 15-летнего возраста (вместо 18 лет в действующей редакции). Однако парламент отклонил эту инициативу.

Линия президента и деятельность правительства открыто критикуется как политическими противниками из лагеря реформаторов, так и представителями некоторых течений внутри лагеря фундаменталистов. Их главным аргументом является некомпетентность руководящих кадров и недостаточная продуманность и обоснованность принимаемых решений, излишняя увлеченность президента развитием ядерной программы в ущерб решению других актуальных для экономики страны вопросов. Причем критика касается как практики решения внутренних проблем, так и аспектов международной деятельности правительства.

Приближение выборов в меджлис 8-го созыва усугубляет соперничество основных политических фракций, представленных консерваторами (осульгарайан) и реформаторами (эслахталабан) между собой и активизирует процессы размежевания внутри каждого из этих течений. Оба лагеря придают особое значение предстоящим выборам. Борьба идет отнюдь не только за количество мест в парламенте. Эти выборы рассматриваются как «генеральная репетиция» президентских выборов 2009 г., которая должна определить, какая политическая сила будет управлять страной. Кроме того, в последнее время в Иране много говорится о том, что действующий сейчас меджлис перестал выполнять функции основного органа законодательной власти, а стал исполнительным инструментом в руках кабинета, проводящего через него выгодные ему решения. Перед кандидатами в новый меджлис ставится задача воссоздания независимого от правительства рычага власти.

Определение Наблюдательным советом даты проведения выборов 14 марта 2008 г. подстегнуло соперничество основных политических сил. В это время иранцы готовятся к традиционному и очень любимому в стране празднику ноуруз – началу нового года. Многие отправляются в путешествия, у студентов начинаются каникулы, и проведение выборов в последний выходной день перед праздниками создает дополнительные сложности и обостряет борьбу за голоса избирателей. Отметим, что выборы в меджлис будут совмещены с дополнительными выборами в Совет экспертов.

Реформаторское крыло, которое достигло определенных успехов на выборах в местные исламские советы в декабре 2006г., надеется вновь завоевать доверие народа и выдвигает своей целью создание сильной и дееспособной фракции в новом меджлисе, а возможно, получение поста спикера, с тем чтобы оказывать влияние на принятие законодательных актов, а в будущем привести к власти своего президента.

Консерваторы со своей стороны пытаются сохранить и укрепить свое влияние на властные структуры. Однако они осознают, что в условиях все возрастающего недовольства политикой нынешнего правительства сохранить большинство в меджлисе им будет не просто.

Лагерь реформаторов, подведя итоги предыдущих выборов, осознал необходимость укрепления и расширения коалиции всех реформаторских сил и укрепления их взаимодействия с идеологически близкими к ним прагматиками из консервативного лагеря (в иранских СМИ их чаще называют фундаменталисты-реформаторы — осульгарайан-е эслахталаб) при сохранении независимости и самостоятельности отдельных партий и группировок. С начала года он приступил к проведению подготовительных мероприятий и выработке общей стратегии действий.

Со своей стороны, прагматически настроенные консерваторы, стремящиеся дистанцироваться от радикальных течений движения «осульгарайан», проявили готовность к выработке общей предвыборной стратегии с реформаторами. Весной-летом 2007 г. активизировался процесс объединения всех прореформаторских сил, результатом которого стало появление весной 2007 г. так называемого треугольника — союза реформаторов во главе с А.А. Хашеми-Рафсанджани, М. Хатами и М. Каруби. За каждым из лидеров стоит своя группировка сил. Хашеми-Рафсанджани поддерживает течение прагматиков, представленное партией «Созидатели» (Каргозаран-е сазандеги), Исламской партией труда (Хезб-е эслами-йе кар), Домом рабочих (Хане-йе каргар). За М. Хатами стоят движение «Партнерство» (Мошаракат), Ассамблея борющегося духовенства (Маджма-е руханийун-е мобарез), Организация моджахедов исламской революции (Моджахедин-е энгелаб-е ислами) и некоторые другие реформаторские силы. М. Каруби в этом треугольнике представляет Партию народного доверия (Этемад-е мели), партию «Солидарность» (Хамбастеги), Ассамблею сил линии имама (Маджма-е ниру-йе хат-эмам) и Партию демократии, т.е. наиболее умеренные течения реформаторов. Часть групп, вошедших в коалицию, не разделяет идейные установки «Движения 2 хордада» (фронт реформаторов, сформированный в поддержку М. Хатами на выборах президента в 1996 г.), считая их леворадикальными. Коалиция реформаторов в целом поддерживает программную линию Хашеми-Рафсанджани и выступает за упрочение основ республиканского строя в стране при сохранении в нем религиозного элемента, за дальнейшее развитие демократии и политических либеральных реформ. В экономической сфере эти силы поддерживают линию более активного развития частного сектора, расширение процесса приватизации, создание правительства из профессионалов-управленцев, развития широких международных связей, в первую очередь с государствами Запада.

Для предстоящей кампании реформаторы избрали лозунг «Устойчивое развитие», который заменил прежний девиз «Свобода», ассоциировавшийся в традиционных слоях иранского общества с понятием безнравственности.

Для ведения предвыборной работы был образован совместный штаб коалиции реформаторов, объединяющий более 20 партий и групп. Не все группы реформаторской ориентации вошли в эту коалицию. В настоящее время реформаторы продолжают работу по укреплению и расширению своего объединения, партии и группы проводят съезды и конференции, выдвигают кандидатов. Существующая коалиция — объединение недостаточно устойчивое. Наибольшие колебания наблюдаются на ее крайних флангах. Предпринимаются попытки оказать влияние на примкнувшие к движению реформаторов партии «Каргозаран» и «Тоусее ва этедал» с целью объединения их с консервативно настроенными группировками. По утверждению некоторых политических деятелей, коалицию реформаторов раздирают сильные противоречия, связанные и с программными установками, и с амбициями руководителей партий, входящих в объединение. Несмотря на создание коалиции, группировка реформаторов не сможет сформировать единый список кандидатов от реформаторов, однако, предположительно, представленные основными течениями списки будут совпадать на 70-80%. Открывают списки реформаторов Х. Рухани (секретарь Высшего совета национальной безопасности периода президентства М. Хатами, ныне – представитель лидера ИРИ в этой организации) и М. Хашеми (вице-президент в период президентства Хатами). М. Хатами и М. Каруби отказались выставлять свои кандидатуры.

Руководители основных направлений этого лагеря в целях привлечения электората активизировали поездки по стране и встречи с представителями молодежных движений, женских организаций, на которые делается большой упор в ходе предвыборной агитации. Пропагандистские возможности этого лагеря в значительной степени ограничены существующей в стране цензурой. Одна из основных трудностей, стоящих перед реформаторами, – одобрение представленных кандидатур Наблюдательным советом. Это препятствие не удалось преодолеть на прошлых выборах в меджлис, когда были сняты основные кандидаты блока. На этот раз реформаторы более тщательно подходят к выборам претендентов на места в меджлисе. Возлагаются надежды и на то, что имена их лидеров, имеющих богатое революционное прошлое, пользующихся большим авторитетом в стране и придерживающихся принципа «умеренности», сыграют свою положительную роль в деле привлечения электората и помогут реформаторами пройти процесс согласования в Наблюдательном совете, руководитель которого аятолла А. Джанати предупредил о жестком подходе ко всем кандидатам.

Немало опасений вызывает и сам порядок проведения выборов, подсчета голосов, ставший предметом серьезных нареканий на предыдущих выборах. На этот раз руководителям МВД и Наблюдательному совету так и не удалось достичь согласия по проводу полной компьютеризации выборного процесса. Было принято решение о том, что электронные системы будут применяться лишь на этапе регистрации голосующих. Подсчет голосов будет проводиться вручную.

Со своей стороны, консерваторы, отдавая себе отчет в том, что в условиях все возрастающего недовольства политикой нынешнего правительства сохранить большинство в меджлисе им будет непросто, пытаются отстоять и укрепить влияние на властные структуры. Лагерь консерваторов с весны 2007 г. также сконцентрировал свои усилия на процессе объединения. Основным инициатором объединения консервативных сил страны выступил «Фронт последователей линии имама и духовного лидера» (Джабхе-йе пейраван-е хат-е эмам ва рахбари), объединяющий 14 партий и групп, во главе с его лидером Хабибуллой Асгарулади. В июне того же года по его инициативе была сформирована группа из шести человек, которая представляла три основных течения консерваторов:

— последователи линии президента (Райехе-йе хош хедмат) – являются наиболее радикально настроенными консерваторами, в Иране их чаще называют неоконсерваторами;

— консерваторы-традиционалисты (их опора – «Фронт последователей линии имама и духовного лидера»);

— консерваторы — сторонники реформ (осульгарайан-е тарагихах) и партия «Последователи исламской революции» (Исаргаран-е энгелаб-е эслами).

В штаб по созданию коалиции консерваторов от первого течения вошли Федаи и Закаи, от традиционалистов – Бадамчиян и Шехабаддин Садр. Третье направление представляют Махсули и Маслахи. В целях создания объединенного фронта консерваторов был создан Центральный совет, в который вошли эти шесть представителей и еще пять человек от «Фронта последователей линии имама и духовного лидера».

Основные программные цели консерваторов – упрочение исламского режима и принципа «велайат-е факих», совершенствование иранской экономической модели в рамках плана 20-летнего развития экономики ИРИ, укрепление исламских принципов в культурной и общественной жизни общества.

На сегодняшний день, по оценкам политологов, «Объединенный фронт консерваторов» поддерживают 85% групп и партий консервативной ориентации. Его опорой является одна из наиболее известных партий духовенства, объединяющая консерваторов-традиционалистов, – «Общество борющегося духовенства» (Джамее-йе руханийат-е мобарез), представители которой имели большинство в меджлисе 4-го и 5-го созывов. Ее генеральным секретарем в декабре 2007 г. вновь переизбран аятолла Мохаммад-Реза Махдави Кяни. Членами общества являются такие известные политические деятели страны, как Хашеми-Рафсанджани, Х. Рухани, М. Эммами-Кашани, М. Язди, А.А. Натег-Нури.

Представители «Объединенного фронта» заявляют о том, что всем консервативным силам удалось прийти к согласию. Однако по мере приближения выборов разногласия внутри лагеря консерваторов усиливаются. Свидетельством этого может служить заявление руководителя фракции консерваторов (осульгарайан) в меджлисе и генерального секретаря Исламского общества инженеров М.Р. Бахонара о том, что 15% примкнувших групп не являются твердыми приверженцами линии «Фронта». У некоторых представителей консервативного течения также вызывают опасения радикальные взгляды группировки сторонников президента (Райехе-йе хош хедмат), которые своей безоговорочной поддержкой нынешнего руководства страны способны лишить консерваторов поддержки той части избирателей, которые в целом разделяют их программу, однако критически относятся к проводимому администрацией курсу.

В середине декабря 2007 г. было объявлено о рождении новой партии консервативной ориентации, заявившей о некотором отходе от идеологических основ фундаменталистов. Она получила название «Партия развития и справедливости исламского Ирана» (Хезб-е тоусее ва эдалат-е Иран-е эслами). Ее генеральным секретарем избран Реза Талаи Ник, его заместителем — Амир Али Амири, председателем Центрального комитета – Камал Данешйар. Среди учредителей новой партии фигурируют девять членов парламента. Пока неясны программные установки этого объединения, объявившего лишь о защите идеалов и ценностей революции и режима и стремлении активизировать участие широких народных масс в политической жизни страны, помочь правительству решить проблемы безработицы, инфляции, сделать акцент на социально-культурных аспектах. Появление «Партии развития и справедливости исламского Ирана» связывают с именем секретаря Совета по определению целесообразности М. Резаи, выступившего на конгрессе партии с большой речью. Новая партия заявила о стремлении к коалиции с промежуточными силами, представленными независимыми консерваторами и группами «Хедматгозаран-е мостагел», «Никандишан», «Хезб-е сабз», «Абадгаран-джахади» и даже готовности создания единого фронта Национального союза.

В настоящее время такие известные фигуры консервативного лагеря, как секретарь Совета по определению целесообразности М. Резаи, мэр Тегерана М.Б. Галибаф, бывший секретарь ВСНБ А. Лариджани («новый треугольник консерваторов»), из-за противодействия сторонников президента не попавшие в руководящие органы «Объединенного фронта консерваторов», прилагают активные усилия по политической изоляции своих противников в этом объединении. Во второй половине декабря 2007 г. они начали консультации с руководителем «Общества борющегося духовенства» Махдави Кяни с целью создания «объединенного комитета», в состав которого вошли бы представители консерваторов (осульгарайан) и других политических течений, придерживающиеся умеренной ориентации. Обсуждался также вопрос о включении А. Лариджани в список кандидатов от консервативного лагеря под № 1.

Пока отдельно от «Объединенного фронта» готовятся к выборам движение «Независимые консерваторы» (Осульгарайан-е мостагел, лидер – М. Хошчехре) и целый ряд небольших групп консервативного толка, хотя не исключено, что в конце концов они примкнут к «треугольнику».

Расстановка политических сил в преддверии выборов свидетельствует о произошедших существенных изменениях в их традиционном раскладе, выразившихся в том, что левый фланг консерваторов, представленный умеренно настроенными прагматиками, примкнул к коалиции реформаторских сил. Несомненно, что такое объединение — следствие крайне непопулярных действий нынешнего президента и правительства. В целом, коалиция реформаторов выступает на этих выборах с достаточно взвешенной, умеренной программой. Однако это объединение не является достаточно прочным и единым, а представляет собой лишь тактический союз сил, стремящихся вернуть себе места в парламенте. За время, оставшееся до выборов, возможны любые изменения в сложившейся структуре.

От лагеря консерваторов отделились наиболее прагматично настроенные группы. Часть из них готова выступать вместе с реформаторами, другие, называющие себя независимыми консерваторами, еще ищут себе союзников. На политическую арену страны вступает новая партия, которая также стремится дистанцироваться от неоконсерваторов. Возможно, именно она сможет стать основой для формирования нового политического блока умеренной ориентации. Эти процессы свидетельствуют о кризисе, переживаемом консервативным флангом, и проходящей в нем перегруппировке сил. В то же время по-прежнему сохраняется влиятельное ядро, представленное объединенным фронтом консерваторов, ставящее задачу сохранить свои места во властных структурах.

Еще рано делать прогнозы относительно результатов выборов, так как предвыборная борьба только начинается, и политические силы активно ведут агитацию, всеми способами стараясь скомпрометировать своих оппонентов. Параллельно в обществе все громче раздаются призывы к национальному единству, умеренности и согласию, активно пропагандируется идея о том, что ни одна политическая сила неспособна в одиночку вывести страну из кризиса и вести ее по пути процветания, что для дальнейшего прогресса государства необходимо объединение усилий партий различных ориентаций.

52.29MB | MySQL:103 | 0,474sec