Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 января 2008 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с поездкой президента США Дж. Буша по странам Ближнего Востока и с событиями в Ираке. Глава Белого дома посетил Израиль, палестинские территории, Кувейт, Бахрейн и ОАЭ, а в начале будущей недели нанесет визиты в Саудовскую Аравию и Египет. Главными задачами нынешней поездки главы американской администрации объявлены достижение прогресса и, по возможности, всемерное ускорение процесса палестино-израильского урегулирования, а также привлечение большего внимания арабских партеров США к угрозе, исходящей, по мнению Вашингтона, от политического курса нынешнего иранского режима. Кроме того, Дж. Буш попытается «подтолкнуть» руководство аравийских монархий и Египта к более динамичному продвижению в этих странах процессов, связанных с демократизацией общественно-политической жизни. 12 января парламент Ирака одобрил закон, смягчающий ограничения при приеме на работу в госструктуры членов бывшей правящей партии Баас.

Вслед за главой Белого дома 13 января на Ближний Восток направился президент Франции Н. Саркози. Он нанесет визиты в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар. В Эр-Рияде на переговорах с саудовским королем Абдаллой обсуждаются вопросы двусторонних отношений в политической, экономической, военно-технической и культурно-образовательной областях.

Главной темой переговоров Дж. Буша с премьер-министром Израиля Э. Ольмертом и главой Палестинской национальной администрации М. Аббасом стали вопросы урегулирования израильско-палестинского конфликта в рамках, определенных на международной конференции в Анаполисе (США) в ноябре 2007 г, изыскания возможностей для ускорения мирного процесса. При этом Буш настроен чрезвычайно оптимистично, заявив, что конфликт будет урегулирован (включая создание независимого палестинского государства) до окончания его президентского срока (январь 2009 г.). Однако глава Белого дома все же признал, что мирный процесс потребует серьезных «уступок с обеих сторон». Для этого, по его мнению, Израиль, в частности, должен прекратить расширение еврейских поселений и демонтировать те из них, которые возведены незаконно, а палестинцам следует активно противостоять терроризму, демонтировать террористическую инфраструктуру.

Э. Ольмерт сообщил о своей готовности сделать «болезненные уступки» для урегулирования отношений с палестинцами, но одновременно заявил, что Израиль не пойдет на удовлетворение американских требований о приостановке строительства еврейских кварталов в окрестностях Восточного Иерусалима. Ольмерт также подчеркнул, что его страна не поступиться своими интересами в сфере безопасности и согласится на создание независимого палестинского государства только при их полном соблюдении. Кроме того, израильтяне настаивают на решении проблемы террористической угрозы из сектора Газы в рамках будущего мирного соглашения.

Вместе с тем расстановка политических сил в Израиле и на палестинских территориях показывает, что прогнозы Дж. Буша о сроках палестино-израильского урегулирования не сбудутся. Кстати, оптимизм Буша не разделяет госсекретарь США К. Райс, считающая, что «продвижение на переговорах будет медленным». Разногласия между израильтянами и палестинцами по основным проблемам урегулирования – постоянным межгосударственным границам, Восточному Иерусалиму, палестинским беженцам – слишком глубоки и, учитывая настроения в политических элитах сторон, в израильском и палестинском обществах, они не могут быть урегулированы за короткое время. Ни в Израиле, ни на палестинских территориях, несмотря на громкие заявления, отнюдь не готовы (а в силу очень многих причин и не могут) пойти на те самые «болезненные уступки». К тому же не следует забывать о движении ХАМАС, которое контролирует сектор Газа. Его руководство однозначно заявляет, что любое соглашение с Израилем, достигнутое без участия исламистов, будет признано незаконным. В то же время ни США, ни Израиль, ни руководители ПНА, ни арабские страны до настоящего времени не предложили каких-либо конкретные меры по решению проблемы Газы, без предварительного урегулирования которой любые палестино-израильские договоренности действительно окажутся нереализуемыми.

Между тем обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается напряженной. Палестинские боевики из сектора Газа не прекращают ракетные и минометные обстрелы Израиля, а израильские военные наносят удары, в т. ч. воздушные, по инфраструктуре экстремистов в Газе, а также проводят антитеррористические операции на Западном берегу реки Иордан.

11-12 января президент США Дж. Буш находился в Кувейте, 12 января – в Бахрейне, а 13 января – в ОАЭ. На переговорах с лидерами этих государств был затронут комплекс вопросов развития двусторонних отношений в политической, экономической, военной и культурной областях, обсуждались проблемы Ирака, Ливана, арабо-израильского урегулирования и ситуация вокруг Ирана.

Принятие парламентом Ирака закона, облегчающего прием на работу бывшим членам партии Баас в гражданские органы власти и в армию, стало первым важным шагом, который может способствовать началу процесса национального примирения в стране. В случае практической реализации нового закона право на трудоустройство или на получение пенсий смогут получить до 500 тыс. человек. Запрет на занятие государственных должностей сохраняется лишь для небольшой группы бывших высших партийных чиновников, но и они могут получить государственные пенсии.

Вместе с тем, обстановка в Ираке остается сложной. Войска США и иракские правительственные силы 8 января начали в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада крупную войсковую операцию «Призрачный Феникс» против боевиков «Аль-Каиды» и других вооруженных экстремистских группировок. Самолеты ВВС США 10 января нанесли массированный бомбовый удар по объектам «Аль-Каиды» в южном пригороде Багдада Араб Джаббур, а затем американские войска провели операцию по «зачистке» этого района. Турецкая армия на минувшей неделе возобновила воздушные удары и артиллерийские обстрелы мест базирования боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии в приграничных районах на севере Ирака.

Президент США Дж. Буш, выступая перед американскими военнослужащими в Кувейте, заявил: «И хотя иракское правительство добилось определенного прогресса в деле восстановления безопасности, оно сделало не все, что могло сделать». Глава Белого дома сообщил, что в случае улучшения обстановки в Ираке США к середине 2008 г. могут сократить численность группировки своих ВС в этой стране примерно на 20 тыс. человек (сейчас около 165 тыс. чел.).

США заявили Ирану официальный протест в связи с инцидентом, имевшим место 6 января с. г. в Ормузском проливе, когда 5 катеров иранского Корпуса стражей исламской революции имитировали атаку на корабли американских ВМС. Вашингтон считает эти действия иранцев «опасной провокацией», тогда как в Тегеране не рассматривают случившееся как нечто «экстраординарное». 13 января, выступая в Абу-Даби, Дж. Буш заявил, что Иран представляет серьезную угрозу безопасности в мире и является «Самым главным спонсором мирового терроризма».

Руководитель МАГАТЭ М. аль-Барадеи на минувшей неделе посетил Тегеран, где провел переговоры с главой ИРИ А. Хаменени, президентом страны М. Ахмадинежадом и руководителем Организации по атомной энергии Ирана Г. Агазаде. Иранское руководство подтвердило свою позицию в том, что признает Международное агентство в качестве единственного партнера на переговорах по национальной ядерной программе, и нет «никаких оснований для того, чтобы дело Ирана осталось на рассмотрении Совета Безопасности» ООН. По итогам визита аль-Барадеи подчеркнул, что в настоящее время ситуация вокруг ядерной программы ИРИ стабилизировалась и «развивается по верному пути». Тегеран обещал до 20 марта закрыть для МАГАТЭ все оставшиеся неясными вопросы по своей ядерной программе.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Ливане. Посредническая миссия генерального секретаря ЛАГ А. Мусы по достижению согласия между противоборствующими ливанскими сторонами успеха пока не имеет. По этой причине намеченное на 12 января заседание ливанского парламента по избранию нового президента республики вновь перенесено, на сей раз на 21 января. Камнем преткновения между правящим большинством и оппозицией остается вопрос «о реальном участии в принятии решений» всех участников будущего правительства национального единства. Причем правящее большинство категорически возражает против того, чтобы его противники обладали правом вето в кабинете министров, где важные решения принимаются двумя третью голосов. На будущей неделе А. Муса предполагает возобновить свою посредническую миссию. Он считает нынешнюю ситуацию в Ливане «опасной», но в то же время оценивает роль Сирии в ливанском конфликте как «позитивную».

Напряженность сохраняется на западе Судана в регионе Дарфур. 7 января вертолеты ВВС Чада атаковали лагерь оппозиционных сил на суданской территории в южной части Дарфура. Чадское правительство заявило, что его армия готова и в дальнейшем совершать такого рода действия, т. к. повстанцы проходят подготовку в Судане и совершают нападения с территории этой страны. Хартум предупредил власти Нджамены о недопустимости повторения подобных акций. Сложной остается ситуация в спорном нефтеносном районе Абьей, расположенном между Севером и Югом Судана, где происходят вооруженные столкновения между арабскими ополченцами и подразделениями армии суданского Юга. 9 января суданское правительство заявило о полном завершении вывода правительственных войск из южной части страны, которая по мирному соглашению 2005 г. получила широкую автономию.

Неспокойной сохраняется обстановка в Пакистане. 10 января в результате теракта в г. Лахор погибли 26 и получили ранения до 60 человек. Пакистанское правительство в резкой форме отвергло утверждения руководителя МАГАТЭ М. аль-Барадеи о том, что ядерный арсенал страны может попасть в руки исламистских террористов.

Президент Пакистана П. Мушарраф высказался в поддержку развития всесторонних отношений с США, но предостерег Вашингтон от возможного проведения американскими войсками, находящимися в Афганистане, операций против исламистских боевиков на пакистанской территории. Мушарраф подчеркнул, что любые подобные действия со стороны США или коалиционных сил будут расцениваться как «вооруженное вторжение». Глава государства подтвердил, что намеченные на 18 февраля с. г. выборы в парламент Пакистана будут «честными и прозрачными».

Министр обороны США Р. Гейтс рассматривает вопрос об увеличении численности войск США в Афганистане на 3000 человек за счет сил Корпуса морской пехоты. В настоящее время в этой стране действуют 27 тыс. американских военнослужащих. Предложение об усилении войск поступило от командования американскими ВС в Афганистане. Считается, что дополнительные силы необходимы для успешного противостояния боевикам движения «Талибан», которые, по имеющейся развединформации, готовятся к масштабному противостоянию с войсками международной коалиции на афганском юге весной 2008 г.

На севере Йемена в провинции Сада вблизи границы с Саудовской Аравией после 6-и месячного перерыва возобновились бои подразделений правительственной армии с боевиками шиитских племен, выступающими на стороне радикальных шиитских исламистов. Действия армии поддерживаются боевыми вертолетами, артиллерий и танковыми подразделениями. С обеих сторон имеются десятки убитых и раненых.

В США безрезультатно завершился проходивший при посредничестве ООН очередной раунд переговоров по Западной Сахаре между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. Между сторонами сохраняются «серьезные разногласия по основополагающим проблемам урегулирования», однако они намерены продолжать диалог, очередной раунд которого намечен на март с. г.

Приложение

Корпус стражей исламской революции Ирана

Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана были создан по инициативе лидера иранской революции Хомейни вскоре после падения шахского режима в 1979 г. Главными задачами КСИР определены защита существующего в Иране исламского строя, решительная борьба с врагами исламской революции, отражение совместно с Армией иностранной агрессии. Корпус призван обеспечивать стабильность правящего в Иране исламского режима путем борьбы с оппозицией внутри страны и за ее пределами, пресечения совместно с Силами охраны правопорядка антиправительственных выступлений, а также контролировать деятельность политических и общественных организаций. КСИР является важным, активно действующим инструментом в проведении внешней политики ИРИ, укреплении иранского влияния в странах Ближнего Востока. Одна из его основных внешних функций – реализация концепции экспорта исламской революции. КСИР также принимает активное участие в осуществлении крупномасштабных государственных проектов по развитию экономики.

На сегодняшний день КСИР, по оценке зарубежных экспертов, реально представляет собой «ведущую политическую, военную и экономическую силу в Иране». Велика роль Корпуса и в идеологической деятельности иранского режима. Нынешний президент Ирана М. Ахмадинежад – ветеран Корпуса – имеет в его рядах большое число сторонников. Многие руководители КСИР состоят в родственных связях или имеют близкие отношения с высшими клерикальными и политическими деятелями страны.

КСИР считается одной из ведущих государственных структур, имеющих прямое отношение к иранской ядерной и ракетной программам. В этой связи Совет Безопасности ООН в приложении к резолюции № 1747 от 25 марта 2007 г. привел перечень предприятий, организаций и официальных лиц, в отношении которых вводятся ограничения. В список, состоящий из 13 фирм и предприятий, попали и 6 организаций, контролируемых Корпусом. Санкции СБ ООН были применены также к 15 высшим офицерам КСИР, т. е фактически ко всему его руководству.

Организационно Корпус стражей исламской революции состоит из главного командования, объединенного штаба, сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. Кроме того, в его состав входят силы специального назначения (ССН) «Кодс» и силы сопротивления «Басидж» (народное ополчение). В военном отношении КСИР фактически представляет собой силу, параллельную армии.

Высшим должностным лицом КСИР является главнокомандующий, который подчиняется непосредственно Руководителю ИРИ и верховному главнокомандующему иранских ВС А. А. Хаменеи. В настоящее время этот пост занимает генерал-майор Мохаммед Али Джаафари. В своей деятельности командующий опирается на высший совет командования, аппарат заместителей, объединенный штаб КСИР, штабы видов вооруженных сил, оперативных и территориальных командований. В состав высшего совета командования КСИР входят: главнокомандующий и его заместители, начальник объединенного штаба, командующие сухопутных войск, ВВС, ВМС, сил сопротивления «Басидж» и ССН «Кодс», а также представители руководителя страны в КСИР и видах вооруженных сил корпуса. Вопросы материально-технического обеспечения войск решает главное командование тыла во взаимодействии с министерством обороны и поддержки ВС ИРИ.

Сухопутные войска КСИР насчитывают ок. 100 тыс. чел. и состоят из 16-20 дивизий (пехотных – 10, механизированных – 5, бронетанковых — 2, спецназа – 1) сокращенного состава, 15-20 отдельных бригад, в т. ч. пехотной, бронетанковой, парашютной, спецназа, ракетной, зенитной ракетной, частей пограничных войск и частей идеологической обработки.

В сухопутных войсках проводится регулярная интенсивная боевая подготовка, в т. ч. крупномасштабные учения с участием соединений и частей различных родов войск, учения с боевыми стрельбами и практическими пусками ракет. Особое внимание в ходе боевой учебы уделяется практической отработке ассиметричных действий на случай отражения возможного американского вторжения в Иран. В частности, отрабатываются тактика децентрализованных партизанских действий, борьба с вертолетами противника, применение самодельных взрывных устройств против бронетехники, действия групп спецназа (предполагается задействовать от 1800 до 3000 групп по 3-4 бойца каждая для совершения постоянных нападений на линии коммуникаций противника), нарушение систем связи и управления ВС США и др.

В соответствии с принятым в КСИР военно-административным делением в стране созданы 16 территориальных командований, которые в зависимости от группировки дислоцированных в зоне их ответственности сил и средств могут включать территорию одной или двух провинций. Во главе территориального командования, как правило, стоит командующий силами КСИР провинции или командир одного из дислоцированных там соединений. В административном отношении ему подчиняются все дислоцированные в зоне ответственности территориального командования соединения и части Корпуса, а также подразделения сил сопротивления «Басидж». На командующих территориальными командованиями КСИР и их штабы возлагаются задачи по выполнению планов оперативного и мобилизационного развертывания, организации боевой подготовки и обеспечения деятельности войск, включая силы «басидж».

Главной ударной силой ВВС КСИР (ок. 5 тыс. чел.) являются ракетные части. На их вооружении состоят различные типы баллистических ракет, в т. ч. баллистические ракеты средней дальности (БРСД) «Шехаб-3» с дальностью пуска до 2000 км. По израильской информации, иранцы располагают 10 ПУ БРСД «Шехаб-3» с примерно 90 ракетами. Также ВВС имеют в своем боевом составе несколько десятков легкомоторных самолетов, которые в случае необходимости предполагается использовать в качестве легких штурмовиков.

ВМС КСИР насчитывают до 20 тыс. чел., в т. ч. 5 тыс. чел. в морской пехоте (1 бригада). Корабельный состав представлен 3 танко-десантными кораблями, 10 ракетными и 86 патрульными катерами. Силы береговой обороны имеют на вооружении противокорабельные ракеты производства КНР и артиллерийские орудия. Также в арсенале ВМС КСИР имеется большое число различных морских мин. Основная группировка ВМС Корпуса размещена в районе Ормузского пролива. Регулярно проводятся учения, в т. ч. с отработкой вопросов отражения высадки американских морских десантов, высадки и последующих действий своих разведывательных и диверсионных групп на побережье противника.

Подготовка офицерских кадров для КСИРа производится в университете «Имама Хусейна», кроме того, каждый вид войск Корпуса имеет собственные училища для подготовки офицеров со средним и высшим образованием. Упор при отборе и подготовке офицерских кадров делается, в первую очередь, на идеологическую подготовку, воспитание фанатичной преданности КСИРу и идеалам исламской революции.

Силы сопротивления «Басидж» имеют 90 тыс. чел. в формированиях постоянного состава (740 территориальных батальонов по 300-350 чел.) и 300 тыс. резервистов. Уровень их военной подготовки довольно низок. В случае интенсивных боевых действий «Басидж» способен мобилизовать до 1 млн чел. для охраны тыловых объектов и других вспомогательных операций.

КСИР ведет активную разведывательную деятельность за пределами Ирана, тесно взаимодействуя с национальным Министерством разведки и безопасности. Для этих целей задействуются возможности ССН «Кодс» (до 5 тыс. чел.). Военнослужащие КСИР занимаются подготовкой боевиков зарубежных экстремистских группировок – ливанской «Хизбаллы», иранских шиитских группировок, палестинских экстремистских организаций и др. Для этого на территории Ирана созданы специальные учебные лагеря.

В распоряжении Корпуса имеется большое число военных предприятий, выпускающих, в частности, ракетное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное снаряжение. Также под началом КСИР находится ряд НИИ, занимающихся разработкой новых видов вооружения и военной техники. Участвует Корпус и в «гражданском» бизнесе. Так, в июне 2006 г. КСИР получил от правительства Ирана часть контракта на разработку проекта газового месторождения Южный Парс. Некоторые эксперты считают, что уже сегодня КСИР контролирует до 30% добычи иранской нефти. Некоторые предприятия Корпуса зарегистрированы за рубежом.

В целом в настоящее время КСИР является мощной разветвленной военно-политической структурой, фактически подчиняющейся лишь узкому кругу лиц в высшем руководстве ИРИ, и обладающей очень значительными политическими, военными, разведывательными и финансовыми возможности.

52.34MB | MySQL:103 | 0,599sec