Пакистан и ШОС: проблемы и перспективы

Завершившийся 2007 год, который является юбилейным для Пакистана (в августе исполнилось 60 лет существования государства), можно считать (к сожалению!) одним из самых трудных периодов в жизни страны. Весь год Пакистан сотрясал острый кризис, затронувший ведущие сферы жизни общества. Основную часть общего кризисного состояния являла политическая составляющая – противостояние и борьба правящего режима и коалиции оппозиционных партий, представляющих широкий спектр интересов различных политических и общественных сил (от правых религиозно-общинных, фундаменталистских и исламорадикальных кругов до умеренных, практически светских и левопопулистских слоев).

Происходившие в стране события сопровождались не столько демократизацией системы управления, сколько ее ослаблением, а также противостоянием «ветвей власти», их борьбой за перераспределение властных полномочий. Все это дестабилизировало обстановку в стране и вызывало негативные явления в сфере экономики (уменьшение прямых инвестиций, сокращение туризма, ухудшение платежного баланса и др.). Под влиянием неудач в Афганистане осложнилась антитеррористическая деятельность государства. В Пакистане резко усилились религиозный экстремизм и терроризм, широкой волной захлестнула страну фактически неведомая ей до сих пор практика террористов-смертников.

Обстановка внутри государства сказывалась на его внешней политике. Существенно сократился объем внешнеполитической деятельности Пакистана, уменьшились его роль и значимость на глобальном уровне, ослабли позиции в международных организациях. Это прежде всего относится к исключительно важной для Пакистана Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Негативные моменты в отношениях Пакистана и ШОС в 2007 г. нарастали, с одной стороны, под влиянием ситуации в стране, а с другой — в связи с некоторыми явлениями в деятельности самой ШОС. События в Пакистане приковали к себе внимание руководства ШОС. Представители государства не имели возможности, как прежде, активно работать в многочисленных органах и комиссиях ШОС, участвовать во всех совещаниях и встречах на различных уровнях. Даже на саммите ШОС, который состоялся 16 августа в Бишкеке, Пакистан представлял министр иностранных дел Х.М. Касури. Он же принял участие в работе Совета глав правительств организации 2 ноября в Ташкенте. Тогда как на прежних саммитах ШОС – 5 июля 2005 г. в Астане и 15 июня 2006 г. в Шанхае — пакистанскую делегацию возглавляли соответственно премьер-министр Ш. Азиз и президент П. Мушарраф. В заседаниях Совета глав правительств всегда участвовал премьер-министр [1]. Напомним, что к середине августа 2007 г. обстановка в Пакистане достигла такой напряженности, что «в верхах» обсуждался вопрос о введении в стране чрезвычайного положения; кроме того, крайне острой была борьба в связи с подготовкой и проведением пакистано-афганской большой джирги [2]. 3 ноября в Пакистане было введено чрезвычайное положение. Другими словами, ситуация в государстве была крайне неблагоприятна для того, чтобы его руководители уезжали даже на очень важные мероприятия, проходившие в рамках ШОС.

В то же время в 2007 г. уже проявились некоторые разочаровывающие пакистанскую сторону обстоятельства. Стала ясной недостижимость в краткие сроки важнейшей для Пакистана цели – повышения статуса наблюдателя до полноправного члена ШОС. Руководство организации дало понять, что предоставление прав члена ШОС будет сделано в одно время для всех наблюдателей. Также стала очевидна неготовность организации к такому шагу. Не разработана процедура «переводного процесса». Но дело, конечно, не в этом, а в существовании в стане наблюдателей крупных проблем, которые автоматически станут проблемами самой ШОС, – это кашмирский вопрос, ядерная проблема Ирана, афганская ситуация и др. Несмотря на благожелательное отношение к Пакистану некоторых членов ШОС (Китая, Узбекистана), его прием в члены организации зависит от урегулирования отмеченных проблем. Иными словами, он откладывается на довольно длительное время.

Создается впечатление, что уменьшается значимость института наблюдателей, особенно если вспомнить еще недавние планы и обещания. На практике сделано очень мало – крупные державы, включая Индию, решают свои задачи главным образом на путях двусторонних отношений или по линии различных геометрических конфигураций, некоторые элементы которых не имеют никакого отношения к ШОС (например, четырехугольник БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай). Набирает силу сотрудничество в рамках фактически созданного в прошлом году треугольника Индия – Китай – Россия (на основе идеи, выдвинутой на встрече министров иностранных дел трех стран в середине февраля 2007 г. в Нью-Дели 15 декабря в столице Индии состоялся первый бизнес-форум, в котором приняли участие 150 представителей государственных организаций и частных компаний этих стран; достигнута договоренность о сотрудничестве в области энергетики, биотехнологии, нефтехимии, фармацевтики, нанотехнологий, инфракструктуры) [3]. Партнерские отношения развиваются между Индией и Евросоюзом; ежегодно проходят саммиты Индия –ЕС. Показательно, что на саммите ШОС в 2007 г. странам-наблюдателям уделялось меньше внимания, чем прежде, что нашло отражение в итоговом документе встречи. В совместном коммюнике заседания Совет глав государств — членов организации, в котором участвовали также Генеральный секретарь ШОС и руководитель Региональной антитеррористической структуры (РАТС), страны-наблюдатели даже не упоминаются [4].

В ситуации, сложившейся вокруг стран-наблюдателей при ШОС, труднее всего приходится Пакистану. Он не является крупной региональной державой, как Индия; в отличие от Ирана не обладает богатыми энергоресурсами. Его «природное богатство» – выгодное геостратегическое положение, которое обеспечивает ему роль соединительного звена различных районов Азии, выхода государств Центральной Азии к океану. Но для превращения этого необходимого условия в достаточное требуется создание в Пакистане разветвленной инфраструктуры, густой сети магистралей и соединительных транспортных звеньев, проведение нефте- и газопроводов. Это превратило бы Пакистан в важный элемент сотрудничества и развития региона, повысило его роль и значимость в рамках ШОС, придало ему какие-то донорские возможности. Ясно, что решение столь масштабных задач требует много времени и больших затрат. Пока в этом направлении мало что сделано. Практически единственным достижением Пакистана можно считать то, что после длительных переговоров достигнуто соглашение о строительстве газопровода Иран–Пакистан–Индия (с возможным выходом его в западный Китай). Большие выгоды от проекта получит Пакистан, остро нуждающийся в энергоресурсах; несомненно, произойдет дальнейшее развитие пакистано-иранских отношений; хоть в чем-то будет зависеть от своего соседа Индия. Разумеется, этот газопровод, особенно в случае его доведения до КНР, существенно укрепит позиции в ШОС наблюдателей в целом, будет цементировать саму организацию, и не только в экономическом отношении. Но до этого еще довольно далеко.

Для ШОС крайне важно участие Пакистана в укреплении безопасности в регионе и борьбе с терроризмом. До последнего времени эта деятельность была в целом успешной. Также большую роль играла идеологическая борьба Пакистана против религиозного экстремизма и терроризма, которые были объявлены несовместимыми с истинным исламом. В концепции П. Мушаррафа «Просвещенная умеренность» причинами этих негативных явлений названы не религиозные или цивилизационные особенности, а социально-экономические трудности, бедность, отсталость, неграмотность в странах исламского мира, конфликты между ними. Решение этих проблем — дело всего человечества, и достигнуто оно должно быть путем экономического развития, социальной справедливости, прогресса, просвещения, эволюции, предупреждения радикализма и экстремизма, урегулирования конфликтов в мусульманском мире. Упор делался на «гармонию и благополучное сосуществование разнообразных культур и религий» [5]. Материализацией этих принципов явилась довольно успешная попытка сблизить умеренные мусульманские государства. К сожалению, потрясения 2007 г., дестабилизация обстановки, рост религиозного экстремизма, этнического сепаратизма в Пакистане, фактическая талибанизация ее северо-западной части нанесли сильный удар по эффективности отмеченных идеологических положений и заметно затруднили практическую деятельность Исламабада по укреплению «шанхайского духа» и борьбы против «трех зол» — сепаратизма, экстремизма и терроризма.

Таким образом, позиции Пакистана в ШОС в настоящее время довольно слабы. Определяется это комплексом обстоятельств. Государство сейчас не представляет большого интереса для ШОС и большинства ее членов ни в экономическом, ни в политико-идеологическом отношении. Ситуация изменится лишь тогда, когда геостратегический потенциал страны превратится в реальность. Раньше этот недостаток компенсировался стабильностью Пакистана, его экономическим ростом, успешной многоплановой борьбой с терроризмом. До последнего времени Пакистан представлял для ШОС интерес как довольно прочная составная часть антитеррористической структуры в регионе. В прошлом году эти позиции во многом были утрачены.

Нынешнее положение Пакистана в рамках ШОС, по всей вероятности, сохранится, поскольку сохранятся причины, его обусловившие. Понятно, что очень не скоро изменится экономическая роль государства в регионе. К сожалению, трудно представить и существенное улучшение внутренней обстановки в стране. Представляется, что для нее будут характерны рост настроений и действий оппозиции, острая борьба между ветвями власти, экономические сложности, усиление исламорадикализма и этнического сепаратизма. Рост пакистано-американского сотрудничества, особенно военно-политического, не будет способствовать улучшению имиджа Пакистана в ШОС. В подобных условиях его прием в члены организации может произойти в лучшем случае лишь одновременно с другими странами-наблюдателями.

1. Шанхайская организация сотрудничества. Бишкек, 2007, с.22-24.

2. А.А. Силаев. Пакистано-афганская «джирга мира» в контексте внутриполитического положения в Пакистане (http: //www.iimes.ru/rus/stat/ 2007/22-08-07b.htm).

3. Пульс планеты. Азиатско-Тихоокеанский регион. М., 17.12.2007 АК-3.

4. http: // www. sectsco. org/html/ 01836.html.

5. P. Musharraf. In the Line of Fire. A Memoir. N.Y., 2006, рр. 295-297. См. также: The News. Islamabad – Rawalpindi, 05.02.2005; The Pakistan Calling. Karachi, October 2005, р. 6; The Pakistan Times. Lahore.06.07.2005.

52.25MB | MySQL:103 | 0,546sec