ОАЭ: о вербовке суданских наемников для участия в ливийском и йеменском военных конфликтах

29 января с. г. газета Daily Sabah Africa сообщила о том, что Хартум вместе с властями ОАЭ собирается начать расследование по делу суданских граждан, которые были завербованы эмиратской компанией в качестве охранников, а затем были переведены на ливийские и йеменские нефтяные объекты[i].  Этот вопрос был поднят МИД Судана, когда семьи нескольких наемников устроили сидячую забастовку возле здания министерства в Хартуме, а также возле посольства ОАЭ в Судане. Протестующие говорили, что их родственники получили визу Объединенных Арабских Эмиратов от туристических агентств после того, как откликнулись на рекламное объявление в местных газетах, в котором суданским мужчинам предлагалась работа в качестве охранников для эмиратской фирмы ОАЭ под названием Black Shield («Черный щит»). Суданская платформа цифровых СМИ Wakeep также поделилась фотографиями контрактов, которые якобы были предложены гражданам для работы в качестве охранников в ОАЭ со стороны охранной компании Black Shield. В этих контрактах не упоминается работа в Ливии или Йемене, а заверены они печатью посольства ОАЭ в Хартуме.

Сальма Мухаммед, одна из демонстрантов, свидетельствует: «Мой брат отправился в ОАЭ в августе, но через шесть дней мы уже не могли с ним связаться… Мы видели в социальных сетях, что он и другие суданцы были доставлены в Ливию или Йемен. У нас нет никакой информации о нем, и мы хотим, чтобы он вернулся». Заметим, что, согласно сведениям The Sudan Tribunе, около 50 суданских мужчин,  завербованных и отправленных в Ливию эмиратской компанией, возвратились во вторник в Хартум, и призвали переходное правительство страны вмешаться в это запутанное дело[ii].

Абдулла аль-Тайеб Юсуф рассказал телевизионному каналу Al Jazeera Mubasher, что его брат приехал в ОАЭ после того, как в октябре 2019 года он откликнулся на объявление о работе для охранников в этой стране [iii]. Тем не менее, по прибытии в страну брата Юсуфа принудили отправиться в учебно-тренировочный военный лагерь вместе со 150 другими суданцами. Абдулла аль-Тайеб Юсуф сказал, что «мой брат сказал мне, что он обучался в ОАЭ обращению с тяжелым оружием, и ему предложили поехать в Йемен или Ливию, и за это пообещали большую сумму денег». Двое из протестующих сообщили Daily Sabah Africa, что члены их семей были переведены на нефтяной терминал Рас-Лануф в Ливии на прошлой неделе, но затем вернулись в Судан после начала протестов.

Напомним, что на данный момент экспорт нефти из порта Рас-Лануф (а также ливийских портов в Бреге, Сидре, Хариге и Зуейтине – авт.) заблокирован силами Ливийской народной армии (ЛНА) под руководством фелдмаршала Халифы Хафтара, что  заставило нефтяную компанию Ливии NOC объявить состояние форс-мажора в связи с невозможностью вывозить нефть из страны.
Как известно, ОАЭ являются одними из союзников Х.Хафтара в непрекращающемся ливийском конфликте, который все больше превращается в «прокси-войну». У Абу-Даби также есть большое влияние в Судане, где он поддерживает связь со всеми представителями суданской оппозиции и Переходным военным советом, свергшим бывшего президента Омара аль-Башира после почти 30 лет его правления.

Для справки:

Военный переворот произошел в Судане 11 апреля на фоне четырехмесячных народных протестов. Президент Омар аль-Башир был отстранен от власти, а позднее помещен в тюрьму. Власть в свои руки взял сформированный армией Переходный военный совет, который заявил о намерении в течение двух лет передать руководство в руки избранных властей.

Агентство Middle East Monitor напоминает о том, что Судан также направлял свои войска в Йемен для участия в боевых действиях  на стороне возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, в которой также участвовали и ОАЭ, против повстанцев-хоуситов[iv]. Что же касается иностранных боевиков и охранников (в том числе и из Судана – авт.), то они неоднократно использовались в Ливии и Йемене. Так, в декабрьском докладе ООН упоминалось, что пять суданских и четыре чадских вооруженных группировок предоставили тысячи бойцов для участия в боевых действиях в Ливии. Сообщалось также о присутствии тысяч суданских наемников в восточном ливийском городе Бенгази. Согласно отчету ООН, суданские военные подразделения были направлены в июле 2019 года на защиту нефтяной инфраструктуры, в то время как основная часть сил Х.Хафтара продолжала штурм столицы Триполи. «Аль-Джазира» в прошлом году опубликовала секретные документы, в которых указывалось, что ОАЭ получили разрешение от Хартума на использование воздушного пространства и портов Судана для перевозки сотен наемников, сражающихся как в Ливии, так и в Йемене. В отдельном докладе ООН по Судану, опубликованном в январе этого года, также говорится, что многие суданцы из охваченного конфликтом региона Дарфур принимали участие в боевых действиях в качестве «индивидуальных наемников» на стороне обеих  воюющих сторон в Ливии.

Сама компания Black Shield отрицает обвинения в «обмане и введении в заблуждение» своих сотрудников о характере их работы или о том, где они будут находится на время контракта. «Компания оставляет за собой право принимать любые юридические и судебные меры против всех, кто портит ее репутацию», — говорится далее в заявлении Black Shield. Несмотря на бесспорные факты вербовки суданцев эмиратской компанией в качестве охранников, а затем их переправке в горячие точки Ближнего Востока, МИД Судана поспешил отметить в своем официальном заявлении, что и Хартум, и Абу-Даби сходятся во мнении, что этот вопрос «никак не скажется на уважительных отношениях и существующем сотрудничестве между двумя странами». Что, вообщем, неудивительно, поскольку суданские власти не хотят потерять такого щедрого друга, как ОАЭ — ведь для них увеличение финансовой поддержки становится вопросом выживания нынешнего режима. Напомним, что именно Абу Даби и Эр-Рияд поддержали «братский Судан» после военного переворота (в апреле прошлого года – авт.), предоставив нынешнему руководству страны пакет помощи общей суммой в 3 млрд долларов[v]. В октябре 2019 года Судан получил от этих монархий Персидского залива первую часть этих средств в размере 1,5 млрд долларов, которые были потрачены на программы по стабилизации экономики и развитию страны. Глава суданского Министерства финансов сообщил, что вторую часть обещанного пакета помощи Хартум получит до конца 2020 года.  Именно по причине зависимости Судана от финансовой поддержки Саудовской Аравии и ОАЭ, скорее всего, дело о суданских наемниках будет благополучно улажено, но сами переброски суданских наемников, готовых воевать за деньги в Ливии и Йемене, не прекратятся.

[i] https://www.dailysabah.com/africa/2020/01/29/sudan-investigates-uae-youth-recruitment-after-protests

[ii] https://www.sudantribune.com/spip.php?article68910

[iii] https://www.aljazeera.com/news/2020/01/uae-accused-forcing-sudanese-fight-war-200129163039767.html

[iv] https://www.middleeastmonitor.com/20200129-sudan-investigating-transfer-of-guards-from-uae-to-libyan-oil-port/

[v] https://ria.ru/20190421/1552902035.html

52.27MB | MySQL:103 | 0,552sec