Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 января — 2 февраля 2020 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с обнародованием президентом США Д. Трампом плана урегулирования палестино-израильского конфликта («сделки века»).

28 января президент США Д. Трамп представил в Вашингтоне на совместной пресс-конференции с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху свой мирный план на Ближнем Востоке под названием «Мир во имя процветания». При его оглашении присутствовали послы ОАЭ, Омана и Бахрейна.

Представляя свой план, президент Д. Трамп назвал его «реалистичным» решением двух государств, а также обещал сохранить Иерусалим в качестве неделимой столицы Израиля. Формально американский документ предусматривает сосуществование израильского и палестинского государств и удвоение площади палестинских территорий. Одновременно предложено признать законными еврейские поселения на оккупированных палестинских землях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). В то же время территория, которую Израиль собирается уступить палестинцам, будет оставаться, по сути, «замороженной» в течение четырех лет, а «если на ней есть еврейские поселения, их не будет разрешено расширять». При этом в Восточном Иерусалиме будет создана палестинская столица, где, по словам Д. Трампа, «Америка с гордостью откроет свое посольство» (по словам же Б. Нетаньяху, речь идет об иерусалимском пригороде Абу-Дис). Кроме того, США будут работать над тем, чтобы территория палестинского государства была неразрывной, предложив высокоскоростное железнодорожное сообщение между сектором Газа и ЗБРИ. «В палестинскую экономику будут вложены 50 млрд долларов. Будет создано не менее миллиона рабочих мест». В качестве условий мирного процесса президент США назвал отказ властей Палестины от поддержки радикального движения ХАМАС, а также от методов вооруженной борьбы. По мнению Трампа, новый план США является последней возможностью для палестинцев на формирование собственного полноценного государства. В Вашингтоне заявили, что не считают важным то, какой ответ в краткосрочной перспективе дадут палестинцы на предложенный документ. Новый американский план может быть доработан с учетом позиции палестинцев, заявил ведущий его разработчик, старший советник и зять президента США Д. Кушнер. Соединенные Штаты готовы выслушать встречные предложения палестинской стороны относительно предложенного Вашингтоном плана, заявил 29 января госсекретарь М. Помпео.

Израиль поблагодарил США за их предложения. Б. Нетаньяху заявил, что готов взять план Д. Трампа в качестве основы для прямых переговоров с палестинцами. Документ поддержал лидер израильской оппозиции Б. Ганц.

Палестина официально отвергла план Трампа. Палестинский президент М. Аббас исключил 1 февраля возможность ведения переговоров с Израилем на основе этого документа. М. Аббас также объявил о прекращении всех отношений с Израилем и США, в том числе в сфере безопасности «в свете их неприятия [всех ранее] подписанных [признанных международным сообществом] соглашений и международной законности». Вместе с тем М. Аббас заявил о готовности вести переговоры с Израилем под патронажем «квартета» международных посредников (Россия, США, ООН и ЕС). Лидеры движения ХАМАС в жесткой форме отвергли план Д. Трампа.

Оглашение «сделки века» обострило ситуацию в зоне палестино-израильского конфликта. На ЗБРИ и в секторе Газа прошли массовые протестные акции палестинского населения, перераставшие в стычки с израильскими военными. Сообщается о десятках пострадавших палестинцев. Кроме того, боевики палестинских экстремистских группировок осуществили ракетные обстрелы территории Израиля из сектора Газа. В ответ израильская армия нанесла удары по целям противника в палестинском анклаве.

План США вызвал неоднозначную реакцию в арабских странах. Так, Иордания указала на необходимость существования в Палестине двух государств. Саудовская Аравия заявила, что высоко ценит усилия администрации Трампа по разработке всеобъемлющего мирного плана и призывала палестинцев и израильтян начать прямые переговоры под эгидой США. Схожую позицию заняло Марокко. МИД Катара считает, что для достижения долгосрочного мира на Ближнем Востоке необходимо сохранение прав палестинцев на суверенное государство, включающее Восточный Иерусалим, а также на возращение беженцев на свои земли. Ирак поддержал палестинцев в их правах на землю и возвращение в свои дома. Сирия решительно осудила план Д. Трампа. Президент Ливана М. Аун выразил солидарность с палестинским народом, который противостоит новому вызову под названием «сделка века». Прямые переговоры между палестинцами и израильтянами остаются единственной возможностью для достижения всеобъемлющего и справедливого урегулирования конфликта, заявил 1 февраля президент Египта А. Ф. ас-Сиси на переговорах в Каире с М. Аббасом. А. Ф. ас-Сиси указал на неизменность позиции АРЕ в отношении решения палестинского вопроса «путем создания независимого и суверенного государства на оккупированных территориях в соответствии с международной законностью и ее резолюциями». В целом же Лига арабских государств по итогам экстренного заседания глав МИД организации единогласно заявила 1 февраля о поддержке позиции Палестины и отвергла план Трампа по урегулированию палестино-израильского конфликта.  При этом в тексте итогового коммюнике план называется «американо-израильским». ЛАГ подтвердила, что арабская мирная инициатива 2002 г. остается основой политического урегулирования на Ближнем Востоке.

О жестком неприятии «сделки века» заявили Турция и Иран. Пакистан призвал сохранить территорию Палестины в границах 1967 г. ООН заявила о продолжении поддержки ближневосточного урегулирования на базе соответствующих резолюций Совбез и Генассамблеи ООН, а также на основании границ 1967 г. Любой план разрешения палестинского вопроса требует учитывать интересы всех заинтересованных сторон, в частности Палестины, заявили в МИД КНР. Страны Запада в целом положительно оценили американскую инициативу, хотя в Берлине считают, что план Трампа «вызывает вопросы, которые требуют обсуждения».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху обсуждал 30 января в Москве с президентом России В. Путиным американский план по палестино-израильскому урегулированию и его влияние на регион, а также события в Сирии. Предложенная США «сделка века» по урегулированию палестино-израильского конфликта не в полной мере соответствует положениям резолюций Совбеза ООН по этому вопросу, заявили 2 февраля в Кремле.

На севере Сирии, в провинции Идлиб и в районе Алеппо продолжаются интенсивные боевые действия между правительственными войсками САР и боевиками террористических и экстремистских группировок. 28 января части сирийской армии заняли город Мааррет-эн-Нууман – важный опорный пункт противника, развивается наступление и к югу от Алеппо. Боевики оказывают сирийским войскам упорное сопротивление, постоянно, и зачастую успешно контратакуют. Не прекращаются обстрелы боевиками города Алеппо. Тем не менее, наступление сирийской армии продолжается.

Успехи вооруженных сил САР вызывают повышенное раздражение в Анкаре и Вашингтоне. Так, президент Турции Р. Т. Эрдоган на минувшей неделе неоднократно заявлял о готовности Анкары принять «ответные меры», в том числе применить военную силу, чтобы «чтобы остановить нападения на мирных жителей» Идлиба. Эрдоган также утверждал о фактическом провале астанинского процесса по Сирии, обвинял Россию в несоблюдении договоренностей в рамках сочинского и астанинского форматов. Поступает информация о переброске крупных сил турецкой армии на север Идлиба.

США готовы принять самые решительные дипломатические и экономические меры против сирийских властей и государств, которые их поддерживают, в связи с приписываемыми им нападениями на жителей провинций Идлиб и Алеппо, заявил госсекретарь М. Помпео. Контрнаступление сирийской армии в Идлибе означает, что Дамаск не хочет компромиссного решения и стремится к военной победе, а не к компромиссному решению, считает спецпредставитель США по Сирии Д. Джеффри. По его словам, США не собираются в ближайшей перспективе выводить свои войска из Сирии, чтобы продолжать борьбу с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ).

Россия поддерживает действия сирийской армии по подавлению устраивающих провокации террористов в идлибской зоне, заявил 29 января глава МИД РФ С. Лавров. Он отметил, что причины эскалации обстановки в Идлибе заключаются в регулярном нарушении договоренностей о прекращении огня со стороны боевиков. Россия  полностью выполняет свои обязательства в отношении Идлибской зоны деэскалации, но ситуация там оставляет желать лучшего, заявили в Кремле, указав, что «до сих пор этот район остается местом сосредоточения большого количества террористов, которые постоянно осуществляют наступательные агрессивные действия в отношении ВС САР, а также российской базы в Хмеймиме», что «вызывает нашу глубочайшую озабоченность».

На минувшей неделе боевые корабли Турции осуществили высадку десанта и выгрузку бронетехники в морском порту столицы Ливии Триполи, контролируемой силами Правительства национального согласия во главе с Ф. Сарраджем. В Анкаре сообщили о намерении создать военную базу в районе Триполи.

Ливия в ближайшие дни может практически полностью прекратить добычу нефти, сообщил 28 января глава ливийской Национальной нефтяной корпорации М. Саналла. Потери Ливии в результате блокирования морских нефтяных терминалов и прекращения добычи сырой нефти на крупнейших месторождениях страны на настоящий момент превысили 600 млн долларов.

Законопроект о выходе Ирана из Договора о нераспространении ядерного оружия был представлен 28 января в Меджлис (парламент) Исламской Республики. Депутаты также получили законопроект, запрещающий производство, хранение и применение ядерного оружия.

Больших разногласий между странами Европы и США по поводу необходимости заключения более широкого соглашения по иранской ядерной программе нет, заявил 30 января министр иностранных дел Великобритании Д. Рааб.

США на прошедшей неделе ввели санкции против Организации по атомной энергии Ирана и ее главы А. А. Салехи.

30 января Палата представителей Конгресса США проголосовала за ограничение возможных военных действий против Ирана. Законопроект «Нет войне с Ираном» предполагает запрет на финансирование военных действий против ИРИ без разрешения Конгресса. Шансы на прохождение закона через Сенат невелики. Белый дом уже пообещал, что Д. Трамп в случае принятия закона наложит на него вето.

На фоне продолжающихся в стране массовых антиправительственных выступлений президент Ирака Б. Салех утвердил 1.02 предложенную ему парламентариями кандидатуру бывшего министра коммуникаций Мухаммеда Тауфика Алауи на пост премьер-министра и поручил ему сформировать новое правительство страны. В своем обращении М. Т. Алауи призвал иракцев «продолжать их акции протеста до полного выполнения требований улицы, пообещав защищать демонстрантов и положить конец репрессиям». У М. Т. Алауи есть месяц, чтобы сформировать новое правительство, которым он будет руководить до досрочных выборов. Тем временем манифестанты отвергли кандидатуру М. Т. Алауи, назвав его представителем той же самой политической элиты, которую они стремятся отстранить от государственного руководства.

28 января эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани принял отставку премьер-министра страны шейха Абдаллы Аль Тани и назначил нового главу кабинета министров. Им стал шейх Халид Аль Тани, который ранее возглавлял офис правителя Катара. Новый премьер также будет исполнять обязанности главы МВД. Аналитики считают, что отставка премьер-министра вызвана разногласиями в правящей семье по поводу уступок Саудовской Аравии и ОАЭ, в попытке восстановить отношения, против чего выступили отец катарского эмира шейх Хамад  бен Халифа и Хамад бен Джасим Аль Тани – предшественник Абдаллы Аль Тани.

 

Приложение

О продовольственной проблеме в странах Ближнего Востока и Северной Африки (часть II)

Сельскохозяйственный сектор в странах Ближнего Востока и Северной Африки обладает существенным потенциалом для роста. Кроме того, его развитие будет предоставлять возможность для создания новых рабочих мест, повышения заработной платы и увеличения доходов домашних хозяйств фермеров. Но пока этот актив далеко не всегда и не везде используется эффективно.

На сегодняшний день страны региона, особенно арабские, решают продовольственную проблему главным образом путем увеличения государственных субсидий на закупки продовольствия, введения контроля и жесткого ограничения роста цен на некоторые продукты питания, сокращения пошлин на импорт агропродукции, выплат компенсаций беднейшим слоям населения. Для преодоления трудностей в обеспечении населения продовольствием некоторые государства БВ и СА обращаются к международным организациям с просьбами оказать гуманитарную и финансовую помощь. Однако все эти меры не способствуют кардинальному решению проблемы и ограничены по своей эффективности. К тому же они не стимулируют рост собственного сельскохозяйственного производства, особенно в странах, где имеются более благоприятные условия для земледелия и животноводства.

Специалисты считают, что в долгосрочной перспективе именно реализация возможностей национальной производственной базы может способствовать серьезным сдвигам в решении продовольственной проблемы, снизить импорт продуктов питания. Вместе с тем, полностью от него избавиться многие государства в обозримой перспективе, скорее всего, не смогут. Для предотвращения продовольственного кризиса странам БВ и СА необходимо увеличить объем инвестиций в собственный аграрный сектор с целью максимального удовлетворения растущего спроса и сокращения зависимости от ввоза продовольствия.

В настоящее время аграрный сектор является дотационным в большинстве стран Востока. Сельское хозяйство все больше нуждается в поддержке со стороны государства, но не только в виде денежных ресурсов, субсидий и налоговых льгот, но и в технологическом плане. Нужны государственные программы образования, развития современных технологий, изготовления новой сельскохозяйственной техники, а также работа в сфере селекции. В этой связи поднимаются вопросы, касающиеся проблем плодородия почв и продуктивности скота в регионе, отсутствия стимулирования молодых специалистов к ведению сельского хозяйства со стороны государства, новые пути его развития в будущем.

В то же время одной из основных слабых сторон продовольственной безопасности стран региона остаются низкие затраты на проведение исследований и разработок в сегменте сельского хозяйства. Таким образом, волатильность аграрного производства в странах БВ и СА находится на низком уровне. Исключением являются Израиль и, в меньшей степени, Турция. К тому же недостаточное количество надлежащих систем и методов орошения в регионе со сложными природно-климатическими условиями приводит к тому, что урожай сельскохозяйственных культур напрямую зависит от количества осадков.

Важным направлением остается и создание значительных национальных стратегических запасов сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения продовольственной безопасности и возможности страхования рисков от колебания мировых цен на продовольствие. Это направление считается реально осуществимым, однако здесь дело пока продвигается недостаточно быстро.

В качестве вариантов решения проблемы рассматривается и начинает практиковаться аренда земельных участков в странах, обладающих благоприятными природно-климатическими условиями для ведения сельского хозяйства или стимулирование в них сельскохозяйственного производства с целью последующего экспорта его продуктов в арабские государства. Аравийские монархии намерены приобрести или уже приобретают сельскохозяйственные территории в странах Африки, Пакистане, Турции, Таиланде, Филиппинах, Украине, Вьетнаме. Кроме того, аравийские монархии планируют вкладывать значительные средства в развитие аграрного сектора в таких странах как Египет, Алжир, Марокко. Вместе с тем, все эти проекты рассчитаны на будущее, а их реализация часто сталкивается со значительными трудностями, в том числе политического характера. А пока единственным путем остается заключение как можно большего числа соглашений с зарубежными производителями, чтобы избежать кризиса в обеспечении населения продуктами питания.

В наиболее сложной ситуации оказываются те государства, которые ФАО относит к списку стран, нуждающихся во внешнем продовольственном содействии. Они являются априори нетто-импортерами продовольствия и/или ввиду сложной внутренней ситуации под воздействием совокупности целого ряда разноплановых факторов (бедность, конфликты, засуха, климатические катаклизмы), а поэтому не могут самостоятельно обеспечить себя достаточным количеством продуктов питания. Таким образом, в этих странах может присутствовать или присутствует проблема дефицита продовольствии, либо проблема доступа к нему. В итоге «при любых обстоятельствах, такие страны имеют весьма высокий уровень острой продовольственной недостаточности и являются потенциальным очагом голода».

С учетом динамичного роста населения в регионе, а также сохранения (и в некоторых странах даже увеличения) большого числа беженцев и внутренне перемещенных лиц, общие продовольственные потребности будут только расти. В то же время прогнозируемый общий уровень производства продуктов питания, в первую очередь зерновых, не способен покрыть перманентно увеличивающиеся потребности. Это означает, что страны региона будут вынужден наращивать импорт продовольствия. В 2018 г. ФАО определила 39 стран в мире, нуждающихся во внешнем содействии. Из них пять стран расположены в регионе Ближнего и Среднего Востока. Это – Сирия, Йемен, Афганистан, Ирак, Пакистан.

В 2019 г. регион Ближнего Востока продемонстрировал 13% рост производства зерновых по сравнению с предыдущим годом: по итогам минувшего года общее производства зерновых оценивается на уровне 73.8 млн т, включая 46 млн т пшеницы. Примечательно, что прирост производства в прошедшем году был обеспечен благодаря увеличению производства в Ираке и Сирии, а также в Афганистане. Специалисты подчеркивают, что «эти показатели нужно постараться хотя бы удержать, а лучше – приумножить в 2020 году».

Отмечается, что в контексте угроз дефицита продуктов питания в 2020 г. в странах с высоким риском эскалации конфликта и коллапсом местных производственных и экономических систем, особенно в Йемене и Южном Судане, ожидать прогресса едва ли стоит. Тщательный мониторинг требуется в Афганистане, который хотя и продемонстрировал 30% прирост производства в 2019 г. (произведено 6 млн т зерновых), сложная военно-политическая ситуация и активизация экстремистского движения «Талибана» (запрещено в РФ) могут подорвать этот положительный тренд. Не стоит забывать и об угрозе климатических катаклизмов и шоков, которые могут внести свои коррективы в прогнозы продовольственного производства. Не исключены и политические кризисы и сопутствующие им санкционные действия, которые с учетом импортной зависимости от продовольствия могут оказаться весьма опасной угрозой для национальной продовольственной безопасности любой из стран региона, даже финансово обеспеченной. В любом случае, в текущем году стратегической для всего региона по-прежнему является задача обеспечения безопасных, гарантированных и устойчивых поставок продовольствия из внешних рынков.

Таким образом, проблема продовольственного дефицита и вытекающих отсюда угроз политической стабильности на Ближнем Востоке и Северной Африке продолжит играть существенную роль в региональной повестке, а вопросы обеспечения продовольственной безопасности имеют в странах БВ и СА общегосударственное значение, которому власти должны уделять постоянное и самое пристальное внимание. В то же время можно констатировать, что решение продовольственной проблемы в этом обширном районе мира продвигается медленно, отстает от растущего спроса на продукты питания, что в ряде случаев приводит перебоям в снабжении со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, включая голод. В этой ситуации, как считают специалисты-аграрии, находящиеся в зоне продовольственного риска страны должны прилагать надлежащие усилия по росту собственного производства и обеспечению высокопроизводительного посевного сезона зимой 2020 г.

52.56MB | MySQL:102 | 0,507sec