4 февраля 2020 г. президент США Д.Трамп выступил с докладом о положении дел в стране, что стало его третьим ежегодным обращением такого рода. Вполне ожидаемо, речь включала в себя и упоминание о проблемах ближневосточного региона. Впрочем, как отметили многие обозреватели, основной составляющей заявления, какой тематики слова президента бы ни касались, были соображения избирательной кампании. А это, в свою очередь, подразумевает обращение к интересам не зарубежных партнеров, а собственных граждан.
Первое, что волновало многих, применительно к ближневосточному контексту выступления, разумеется, это «сделка века», которая была обнародована неделей ранее и уже успела спровоцировать серьезную волну критики. Говоря о плане палестино-израильского урегулирования, Д.Трамп сообщил о необходимости «быть решительными и творческими, чтобы стабилизировать регион и дать миллионам молодых людей шанс на лучшее будущее», подчеркнув при этом крах предыдущих попыток примерить враждующие стороны. Стоит сказать, что для критиков сделки такой акцент воспринимается как намек на несостоятельность деятельности «квартета» и бесполезность резолюций ООН. И этот угол зрения выгоден палестинцам, поскольку дает возможность сыграть на амбициях ООН, ЕС и России.
Впрочем, в действительности главной мыслью здесь все же является борьба с наследием Б.Обамы. Это, как отмечают израильские СМИ, явный ход, рассчитанный на президентскую гонку в США. Вместе с тем, такой расклад выгоден и Израилю, для которого преодоление последствий ближневосточной политики экс-президента стало важной задачей, особенно после принятия резолюции Совета Безопасности ООН 2334, признающей израильские поселения противоречащими нормам международного права.
Примечательно, что это находит поддержку в рядах Республиканской партии. Так, сенатор-республиканец Т.Круз, комментируя «сделку века», отметил «сегодняшний план знаменует собой еще один важный шаг администрации Трампа по искоренению печального наследия администрации Обамы, в частности, отказываясь от резолюции 2334 Совета Безопасности ООН, и тем самым продвигая дело мира на Ближнем Востоке». Следовательно, в центре внимания борьба с тем, что оставил после себя бывший президент и желание продемонстрировать, что республиканская администрация для Иерусалима лучше демократической. Причем, как бы ни пытались в этом случае возражать противники такого курса в США и Израиле, Б.Ганц и Б.Нетаньяху своей реакцией на мирную инициативу Вашингтона показали, что даже при смене власти после мартовских выборов отступление от т.н. двухпартийного консенсуса их не пугает, если государство за это будет получать нечто более весомое.
Примыкает к теме «сделки века» и вопрос об Иране, упоминаний о котором было гораздо больше, чем об Израиле. Так, президент охарактеризовал ликвидацию генерала К.Сулеймани, назвав его «безжалостным мясником иранского режима», а также призвал ИРИ «оказаться от погони за ядерным оружием». При этом был упомянут, но не охарактеризован механизм быстрого реанимирования иранской экономики, которая, продолжая цитировать президента, «из-за мощных санкций работает очень, очень плохо», однако для этого в Тегеране должны «прекратить распространение террора, смерти и разрушения».
Стоит обратить внимание, что часть тем в докладе о положении дел в стране традиционно обозначается и посредством приглашения соответствующих гостей. В этом году в их числе была семья сержанта К.Хейка, убитого в Ираке. При этом в профайле на сайте Белого Дома отмечается, что семья военного «напрямую пострадали от кампании Сулеймани по убийству и нанесению увечий американским военнослужащим». Разумеется, эта проблематика затрагивает не только США, но и Израиль, а также его «умеренных» союзников в регионе, о чем говорится в той же «сделке века» как об объединяющем их факторе. Однако интересы безопасности государств-партнеров не выходят на первый план. Учитывая, что в последние дни многие, включая бывшего директора ЦРУ Д.Петреуса, говорят о том, что США и Израиль обеспечили механизм сдерживания ИРИ, мотивация Д.Трампа обойти регион, сосредотачиваясь на Америке, вновь объяснялась выборами.
Для электората важной темой является безопасность военнослужащих на Ближнем Востоке, гарантировать которую полностью можно только путем возвращения их домой. И это еще один значимый компонент выступления Д.Трампа. В обращении президент открыто сказал: «мы работаем над тем, чтобы положить конец американским войнам на Ближнем Востоке». Затрагивает это и борьбу с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). На ее ослабление президент намекнул, сказав «халифат разрушен на 100 %, а основатель…мертв». При этом ИГ активизировалась после обнародования «сделки века», призывая к атакам на Израиль с Синая и Сирии. В этой связи батальон «Каракал» Южного военного округа готовится именно к приграничным инцидентам с участием данной группировки. При этом командир батальона Э.Шабтай отмечает, что у Израиля с высокой долей вероятности может не быть заранее никакой информации от разведки о нападении. И это особенно важно, принимая во внимание, что на уровне экспертов неоднократно отмечалось, что крах халифата – не суть победы на ИГ, которая может изменить цели и способ активность, но не утратить опасности.
Таким образом, выступление Д.Трампа о положении дел в стране в целом отражает то, что президент намерен продолжать следовать ранее определенному курсу по таким темам, как Иран, палестино-израильский конфликт и американское присутствие на Ближнем Востоке. Однако комплексно решить эти задачи, судя по всему, не получится, т.к. для союзников, особенно для Израиля, ранжирование угроз в связи с изменившейся ситуацией также претерпевает определенные трансформации. Так, многие эксперты, как показала ежегодная конференция INSS, сходятся во мнении, что влиянию ИРИ в регионе ликвидацией К.Сулеймани нанесен заметный урон, что делает столкновение с Израилем в нынешних обстоятельствах менее вероятным. Впрочем, есть версия, что главным основанием для таких выводов является не уничтожение влиятельного генерала КСИР с последующим ослаблением подразделения, которым он командовал, а то, что Иран стал считать основной мишенью сами США, а плацдармом для этой борьбы становится Ирак.
При этом «сделка века» в сочетании с желанием Д.Трампа переложить ответственность за безопасность на Ближнем Востоке на региональных игроков, актуализирует для Израиля, равно как и для Египта, опасность ИГ, для противодействия которой им нужно будет делать ставку, с одной стороны, на собственные силы, а с другой, на внешних игроков, желающих заполнить вакуум, который неизбежно оставят после себя США. Первое стимулирует их сотрудничество, что важно и в контексте палестинской проблемы, в то время как второе, наоборот, требует более тесного контакта с европейцами и Россией, а там от «сделки века» не в восторге.