Обзор ситуации в Ливии

Спустя 9 лет после гибели лидера ливийской революции М.Каддафи ситуация в Ливии остается неопределенной.

Ливийская национальная армия (ЛНА), формально зависящая от правительства Бенгази, контролирует значительную часть территории страны. Правда, ее позиции являются довольно слабыми, и численность ее частей составляет 75 тыс. человек[i]. Число  сил, присоединившихся к ЛНА, составляет 10-15 тыс. человек. В январе 2019 г. Ливийская национальная армия начинает наступление на юге, где господствуют повстанцы из Чада и Судана. ЛНА берет Себху и наносит поражение чадским мятежникам в битве в Гаддуве, находящемся на полпути между Себхой и Мурзуком. 6 февраля 2019 г. она берет под свой контроль Аш-Шарару – крупнейшее ливийское месторождение нефти, находящейся вблизи Убари под контролем туарегских ополчений. 6 января 2020 г. ЛНА захватывает Сирт. Но взять Триполи и Мисурату она пока не может. Военно-воздушные силы Египта и Объединенных Арабских Эмиратов поддерживают ЛНА.

Ей противостоят силы, подчиняющиеся Правительству национального согласия, находящемуся в Триполи и образованному Всеобщим национальным конгрессом. В них состоят преимущественно  «Братья – мусульмане». Оно признано Советом Безопасности ООН законным представителем ливийского народа. Его армия состоит от 10 – до 15 тыс. человек, но к ней присоединились бригада Наваси (1,8 тыс. человек),  силы Рада (1,5 тыс. бойцов), Президентская гвардия (800 человек) и ополчение Кики (800 бойцов)[ii]. Ему оказывает поддержку турецкая армия, перебросившая в Сирию силы спецназа, бронетранспортеры и сирийских боевиков численностью в 500 человек из состава вооруженной оппозиции.

В настоящее время в стране действует, начиная с 11 января 2020 г., прекращение огня, который обязались соблюдать ЛНА и ПНС. Оно было провозглашено в Берлине, на состоявшейся там международной конференции, и противоборствующие ливийские стороны решили следовать его призыву. Однако перемирие является непрочным.

Потери ливийцев составили 13 тыс. человек, в т. ч. гражданского населения  2,1-2,4 тыс. человек, что является весьма значительным для населения страны, насчитывающего 7,2 млн человек[iii].

В Ливии имеется и третье правительство, образованное ВНК. Но оно является слабым.

Свои собственные цели преследует салафитская организация Совета шуры революционеров Бенгази, насчитывающая 3-6 тыс. бойцов.

Ливийская национальная армия сократила добычу нефти, начиная с 19 февраля, с 1,2 млн. баррелей в день до О,2 млн. барр. в день. Х.Хафтар добивается того, чтобы доходы от экспорта нефти поступали в распоряжение ЛНА, тогда как в настоящее время они поступают ПНС.

Соединенные Штаты занимают нейтральную позицию по отношению к происходящему в Ливии. Правда, их самолеты изредка бомбят страну, но их удары направлены против салафитов.

Позиция России является сдержанной. Москва придерживается  точки зрения, что двум силам следует договориться друг с другом. Российская сторона поддерживает контакты с президентом Т.Т.Эргоданом и другими внешнеполитическими деятелями Турции, а также с генеральным секретарем ООН А.Гутерришем и его спецпредставителя по Ливии Г. Саламе. Но это является непростым делом.

Судя по сообщениям прессы, российские наемники воюют за ЛНА. В начале июля 2019 г. в Триполи ПНС арестовали двух российских граждан социологов М.Шугалея и С. Суэйфана, обвиненных в том, что они стремились повлиять на будущие выборы в этой стране. Обращение президента Фонда защиты национальных ценностей  (ФЗНЦ) А.Малькевича к премьер-министру ПНА Фаизу Сарраджу остались по существу без ответа. Одновременно ФЗНЦ направил 24 января 2012 г. письма генеральному секретарю Организации Объединенных Наций  А.Гутерришу и спецпредставителю генсека ООН Г.Саламе. В ответ Ф. Саррадж заявил, что не вмешивается в работу судебных органов. Судя по всему, задержание М.Шугалея и С. Суэйфана явилось следствием приема в Москве командующего ЛНА Х Хафтара с целью не допустить сближения России с Ливийской национальной армией. Слишком у него неоднозначная позиция. Нельзя исключать, что Москва обидится на Ф.Сарраджа и сблизится с ЛНА.

Прилагаются и международные усилия для того, чтобы сдвинуть развитие обстановки в Ливии с мертвой точки. 19 января 2020 г. состоялась Берлинская международная конференция по Ливии, в которой приняли участие как Правительство национального согласия, так и Ливийская народная армия. После этого состоялась конференция Совместного военного комитета «5+5», посвященная выработке соглашений между ПНС и ЛНА.

В принципе, развитию ситуации в Ливии не видно конца. Ни одна из задействованных в стране сил не обладает пока превосходством над противником и, следовательно, не может навязать, прибегая к репрессиям, свое господство. Остается единственный путь – достижение договоренности друг с другом.  Позитивную роль сыграла бы Берлинская конференция и образованная ею группа по примирению. Но дел предстоит немало, и то при условии, что перемирие между противоборствующими сторонами сохраниться.

[i] Le Figaro, 26.07.2017.

[ii] Le Monde, 20.05.2017.

[iii] https://www.acleddata.com/curated-data-files/

52.18MB | MySQL:103 | 0,628sec